Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень, 5 декабря 2011 года
№ 2-1730/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Коновальчук Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании обеспечить безопасность дорожного движения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд (в интересах неопределенного круга лиц) с иском к Администрации Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконным бездействий, обязании устранить выявленные нарушения: установить дорожные знаки «опасный поворот» на подъезде к д. Паренкина Тюменского района, установить разворотную площадку для общественного транспорта, отвечающую требованиям безопасности, привести в соответствии с действующим законодательством уличное освещение, в том числе освещение на конечной остановке автобуса, обязании обеспечить население д. Паренкина, Тюменского района тротуарами и пешеходными дорожками. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Тюменского района по коллективному обращению жителей д. Паренкина, Тюменского района была проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения на территории указанного населенного пункта. В ходе проверки установлено, что на указанной территории нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, прежде всего несовершеннолетним. В ходе проведенного в октябре-ноябре 2011 года обследования территории д. Паренкина, Мальковского МО выявлено разрушение дорожного покрытия при подъезде к деревне, имеются выбоины, из бетонных плит торчит арматура, не организованны съезды, отсутствуют дорожные знаки «Опасный поворот» при подъезде к деревне, отсутствует разворотная площадка для автобуса, а также, освещение на конечной остановке, посадочная площадка не отвечает требованиям безопасности, имеются разрушения обочин, колейность. Подъезд от конечной остановки до ул. Береговая также непригоден для проезда и прохода пешеходов – дорожное покрытие в щебеночном исполнении, ямочность дороги, необходимо грейдирование. При подъезде по ул. Береговая в д. Паренкина ограничена видимость за счет наличия древесно - кустарниковой растительности, имеются дефекты дорожного покрытия, постоянный застой воды. На переулке Песчаный, на участке от ул. Береговой до ул. Прибрежной, на проезжей части застой воды, что препятствует проходу пешеходов. Дорожное покрытие проезжей части ул. Прибрежная д. Паренкина отсутствует. Пешеходные дорожки в улично – дорожной сети д. Паренкина отсутствуют вообще. Названия улиц в д. Паренкина не поименованы. Отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, где они должны быть предусмотрены согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. Более того, в ходе проверки установлено бездействие Администрации Мальковского МО в части отсутствия работы по очистке дорог от снега, наледи, что также подтверждают жители Мальковского МО, обратившиеся в прокуратуру района с коллективным заявлением. Снежный накат присутствует на проезжей части, снежные валы на пешеходных переходах, перекрестках, остановки общественного транспорта заснежены, сугробы закрывают обзор водителям. На территории д. Паренкина, Тюменского района отсутствуют тротуары - граждане, в том числе дети вынуждены передвигаться по проезжей части, там же, где и автомобили. В соответствии с ч.1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь», в соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Согласно ч.1 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, ч.1 ст.21 указанного Федерального закона РФ, предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности органами местного самоуправления, в ведении которых находится автомобильные дороги. Согласно ч.4 ст. 24 указанного Федерального закона участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона. Достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения. На основании требований п.п.5,21 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных поселений и организация освещения улиц. Таким образом, именно администрацией Мальковского муниципального образования Тюменского района нарушены требования Конституции Российской Федерации и Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 с изменениями на 25.11.2009. Бездействие администрации Мальковского МО Тюменского района Тюменской области в части содержания автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, относящихся к данному муниципальному образованию, нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст.ст. 20,38,43 Конституции РФ, а также положения Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 с изменениями на 25.11.2009, и может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия около образовательных учреждения, находящихся на территории муниципального образования.
Помощник прокурора Злыгостева Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица - ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки представителя, суду не представили.
Судом, на основании с ч.3 ст.167 ГПК РФ, было вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Представитель ответчика Бурлакова Е.Н., действующая на основании доверенности № 1289 от 27.11.2009 (л.д.53), в судебном заседании иск признала частично, суду пояснила, что бюджет Мальковского муниципального образования выделил по предусмотренной программе на 2011-2013 г.г. 200.000 рублей на летнее время для строительства и ремонта дорог. В следующем году будет проводиться газопровод, поэтому дороги не ремонтируются, чтобы их потом не раскапывать заново. Подъезд к деревне обслуживается ООО «Рельеф» за счет средств областного бюджета. Освещение было возобновлено 25 октября 2011 года, что видно на представленных ею фотографиях, заросли кустарника должны были вырубить, знаки отсутствуют так как нет средств на установление. Знак «опасный поворот» не в компетенции Мальковского муниципального образования, это финансируется федеральным бюджетом, поскольку дорога, где требуется установить этот знак, не входит в пределы населенного пункта. Пешеходные дорожки и тротуары предусмотрены программой на 2011-2013 год. В данный момент денежных средств на восстановление пешеходных дорожек и тротуаров нет. Разворотная площадка – это в компетенции ответчика, но нет на это денежных средств. Из всех 16 заявителей коллективного письма, живет и прописан в деревне Паренкино только один человек - Бабушкин, остальные граждане используют земельные участки, как дачи.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.
В связи с коллективным обращением граждан, жителей д.Паренкина Тюменского района (л.д.7-8), 26 октября 2011 года комиссией в составе ст. инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Тюменский» Хмелёва О.П., госинспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Тюменский» Санникова А.В., главного специалиста капитального строительства администрации Тюменского муниципального района Шумилова С.В., проведено обследование автомобильной дороги д. Паренкина, улиц Береговая, Прибрежная, Песчаная, подъезд к д. Паренкина, по результатам которой составлен АКТ, в котором отражены выявленные нарушения, а именно: подъезд к д. Паренкина – разрушение дорожного покрытия, выбоины, из бетонных плит торчит арматура, неорганизованные съезды, отсутствуют знаки «Опасный поворот». Отсутствует разворотная площадка, освещение на конечной остановке, посадочная площадка не отвечает требованиям безопасности, разрушение обочины, колейность. Подъезд от конечной остановке по ул. Береговой - дорожное покрытие в щебеночном исполнении, ямочность, необходимо грейдирование, улица Береговая – видимость ограничена из-за наличия древесно-кустарной растительности, дефекты покрытия, застой воды. Переулок Песчаный на участке от ул. Береговой до ул. Прибрежной – застой воды на проезжей части. Ул. Прибрежная – дорожная одежда проезжей части отсутствует. Отсутствуют пешеходные дорожки в улично-дорожной сети д. Паренкина (л.д.21-22)
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведение которого находятся дороги.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно Администрация Мальковского МО должна осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области безопасности дорожного движения. Данное бездействие Администрация Мальковского МО в решении вопросов местного значения в части установки дорожных знаков и выявленные нарушения должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что Подъезд к деревне обслуживается ООО «Рельеф» за счет средств областного бюджета. Освещение было возобновлено 25 октября 2011 года, знак «опасный поворот» не в компетенции Мальковского муниципального образования, суд признает не состоятельными.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, каких – либо доказательств в обоснование своих возражений со стороны представителя ответчика, суду не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельским поселением понимается: один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В состав Мальковского МО входят, помимо д.Паренкино, с.Мальково, д.Ошкуково, д.Субботино, соответственно, все дороги, в пределах сельского поселения, находятся на обслуживании Мальковского МО.
Представленные представителем ответчика фотографии суд оценивает критически, поскольку, невозможно установить, когда они сделаны, тогда как представленные прокурором фотографии являются приложением к Акту от 26.10.2011, следовательно, их происхождение и дата не вызывают сомнений.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГК РФ, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 12, 39, 45, 55-56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) удовлетворить.
Обязать администрацию Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить дорожный знак «Опасный поворот» на подъезде к д.Паренкина, установить разворотную площадку для общественного транспорта, отвечающую требованиям дорожной безопасности, привести уличное освещение д.Паренкина, в том числе на конечной остановке, в рабочее состояние, обеспечить в д.Паренкина тротуары и пешеходные дорожки.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 декабря 2011 года.
Федеральный судья ______________________ Ю.В. Шаерман