РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Тюмень «14» ноября 2011 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе
Председательствующего судьи Е.И.Косиловой
При секретаре М.А.Саакяне
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1401/2011 по иску Лавринович ФИО6 к Администрации Тюменского муниципального района о признании права аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Лавринович М.В. обратилась в суд к Администрации Тюменского муниципального района с иском о признании за ней право аренды земельного участка <адрес> в <адрес> и обязании Администрации Тюменского муниципального района заключить договор аренды на вышеуказанный земельный участок. Требования обосновывает тем, что на основании поданного в Администрацию Онохинского МО ей Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ были сформированы и утверждены границы земельного участка <адрес> площадью 1500 кв.м. На истицу данным Постановлением была возложена обязанность по проведению межевания постановке данного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. В 2008 году истицей было проведено межевание, однако осуществление кадастрового учета было приостановлено по независящим от нее причинам по мотивам установления противоречий между сведениями об объекте недвижимости в документах, представленных заявителем, и кадастровыми сведениями о данном объекте. Поскольку в акте согласования границ участка указано, что земельный участок имеет общую границу с земельным участком №, а при размещении земельного участка на дежурно-кадастровой карте обнаружено несовпадение границ. В период с 2008 года по 2011 год истца неоднократно обращалась в Администрацию Тюменского района о внесении изменений в кадастровые планы. Данные изменения были внесены только в начале 2011 года, после чего участок был поставлен на кадастровый учет. В 2010 году истицей на предоставленном ей земельном участке построен незавершенный строительством жилой дом (сруб под крышей и на фундаменте). На обращение истицы в Администрацию Тюменского района о предоставлении земельного участка в аренду, ей был дан отказ со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение, а в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ, предоставление участка при таких обстоятельствах возможно лишь при предоставлении правоустанавливающих документов на строение. Данный отказ истица считает незаконным, поскольку действующее земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление земельных участков, занятых строениями и не оформленных надлежащим образом.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика – Администрации Тюменского района – Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), исковые требования не признала, представила письменные возражения (л.д. 60). Возражения основывала на том, что на испрашиваемом истицей земельном участке, расположено строение, правоустанавливающие документы на которое не предоставлены. Также ссылается на то, спорный земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Онохинского сельского поселения, картографически налагается на зону автомобильного транспорта (АТ), строительство жилых домом на которой в соответствии с зонированием запрещено (л.д. 60-61).
Представитель ответчика – Администрации Онохинского МО в судебное заседание не явился (л.д. 38, 77), о рассмотрении дела извещен.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями закона, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Онохинского МО на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Новоселовой М.В. (после заключения брака – Лавринович М.В.) (л.д. 93) был утвержден проект границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений площадью 1500 кв.м по адресу: <адрес>. Данным Постановлением на истицу была возложена обязанность провести межевание участка и поставить участок на кадастровый учет (л.д. 33, 48, 91). При вынесении Постановления истице была выдана схема земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 92).
Истицей требование о межевании участка было исполнено. Однако, решением Управления Роснедвижимости по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета участка было приостановлено. Основанием для приостановления явились обнаруженные противоречия между сведения об участке, содержащиеся в представленных истицей документах и кадастровыми сведениями о данном земельном участке (несовпадение границ земельного участка) (л.д. 24).
После устранения противоречий ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, был поставлен истицей по результатам межевания на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается выдачей кадастрового паспорта (л.д. 49).
Как установлено из объяснений сторон, подтверждается Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом истицей земельном участке возведен незавершенный строительством жилой дом (фундамент, стены из бруса, крыша), установлены окна и входные двери (л.д. 79, 96-108).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского района истице был дан письменный отказ в предоставлении участка в аренду, основанный на том, что на участке расположено строение, правоустанавливающие документы на которое отсутствуют (л.д. 8).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату, а также бесплатно, в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление земельных участков, на которых расположены строения. В судебном заседании с необходимой и достаточной достоверностью установлено, что строение, расположенное на спорном участке, является незавершенным строительством жилым домом, возведено истицей своими силами для постоянного проживания. Это обстоятельство установлено из объяснений самой истицы, подтверждается представленными фотографиями (л.д. 96), а также не оспаривается ответчиками.
Требований к истице о сносе строения, а также об освобождении земельного участка, на момент рассмотрение дела не предъявлено. Постановления, на основании которых истице был сформирован данный участок и утверждены его границы, на момент рассмотрения дела не оспорены и недействительными не признаны.
Кадастровый учет участка, на который претендует истица, ответчиком также не оспорен.
Таким образом, в результате межевых работ и постановки на кадастровый учет, испрашиваемый истицей земельный участок <адрес> может являться объектом гражданских и земельных правоотношений.
Судом установлено, что истицей земельный участок используется согласно его разрешенному использованию – для строительства индивидуального жилого дома, других соискателей на данный земельный участок, в судебном заседании установлено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истица вправе требовать предоставления ей земельного участка <адрес> в аренду сроком на три года для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Доводы представителя Администрации Тюменского района о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен истице для строительства жилого дома, поскольку налагается на зону автомобильного транспорта, суд не принимает во внимание (л.д. 62).
Правила землепользования и застройки Онохинского сельского поселения утверждены решением Думы Онохинского МО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 63).
Схема земельного участка истице, а также проект границ участка, были утверждены в 2008 году до принятия данных Правил. Согласно выданной истице в 2008 году схеме, наложение участка на зону автомобильного транспорта отсутствовало.
Следовательно, право истицы на участок в утвержденных ей границах, является первичным при сложившемся на тот момент зонировании территории.
Соответственно, Дума Онохинского МО при принятии Правил землепользовании и застройки должна была учитывать ранее сложившиеся правоотношения, то есть права и интересы граждан, в отношении которых ранее были вынесены постановления об утверждении границ земельных участков и соответственно производить корректировку зонирования населенного пункта с учетом ране предоставленных земельных участков.
Кроме того, действующее земельного законодательство позволяет муниципальным образованиям вносить изменения в генеральный план застройки (ст. 33 градостроительного кодекса РФ).
Также согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускается пользование земельным участком не соответствующим установленному градостроительному регламенту, в случае, если данное использование не влечет опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
О возможном наложении границ земельного участка на зону, не предназначенную для индивидуального жилищного строительства, истица не была поставлена в известность при формировании земельного участка. Кроме того, данное обстоятельство не было ей указано в качестве основания для отказа в предоставлении права аренды спорного земельного участка.
Судом также установлено, что наложение на зону автомобильного транспорта усматривается лишь картографически, по факту же по земельному участку истицы дорого не проходит, а имеются смежные земельные участки, также предоставленные для индивидуального жилищного строительства (№).
Следовательно, данное обстоятельство, по мнению суда, не должно повлечь нарушения прав истца, на аренду испрашиваемого им земельного участка.
Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 28, 29, 30 Земельного кодекса РФ, ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Лавринович ФИО7 право аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с Лавринович ФИО8 договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 г.
Судья Е.И.Косилова