2-958/2011 Прокурор Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                 20 июня 2011 года                             

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Русиной Л.Г.

при секретаре Коновальчук Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/2011 по заявлению Прокурора Тюменского района (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Московского муниципального образования о признании незаконным бездействие Администрации МО, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района (в интересах неопределенного круга лиц) обратился в суд с заявлением к Администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее по тексту – Администрация). Просит признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения МО, обязать Администрацию очистить от травы и кустарников искусственный пожарный водоем в п. Московский, по ул. Лесная, 3; выполнить подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к искусственному пожарному водоему в п. Московский, по ул. Лесная, 3; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в д. Падерина, по ул. Заречная; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в с. Гусево по ул. Рабочая, к естественному водоему по ул. Боровая; выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельских поселений (с. Гусево, д. Посохово, д. Падерина) до лесного массива, на территории Московского МО.

Свои требования Прокурор Тюменского района мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка во исполнение указания прокуратуры области от 25.05.2011 «Об усилении надзора в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций в связи с природными пожарами». В ходе проверки были установлены указанные в иске нарушения. Бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении требований законодательства о местном самоуправлении, затрагивает и нарушает права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождают Администрацию от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, просит удовлетворить его требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.

Помощник прокурора Лазарева Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Московского МО - Глава Администрации Петров А.С., участвующий в деле на основании прав по должности, в судебном заседании не признал иск Прокурора. Суду пояснил, что несмотря на отсутствие должного финансирования, Администрация выполняет все необходимые мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения МО. В случае поступления денежных средств из бюджета, экономисты произведут расчет и пирсы будут оборудованы. Отсутствие травы и кустарников на искусственном пожарном водоеме гарантировать не может, так как совсем траву убрать невозможно.

Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П. в судебном заседании требования прокурора поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Заслушав помощника прокурора, представителя Администрации, ГУ МЧС по Тюменской области, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно проведенной проверки и представленных в прокуратуру Тюменского района сведений о выявленных нарушениях норм и правил пожарной безопасности и справки старшего помощника прокурора района Есиповой И.В. установлено, что на территории Московского муниципального образования не очищен от травы и кустарников искусственный пожарный водоем в п. Московский, по ул. Лесная, 3; не выполнен подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к искусственному пожарному водоему в п. Московский, по ул. Лесная, 3; не выполнена площадка (пирс) размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в д. Падерина, по ул. Заречная; не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в с. Гусево по ул. Рабочая, к естественному водоему по ул. Боровая; не выполнено противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельских поселений (с. Гусево, д. Посохово, д. Падерина) до лесного массива, на территории Московского МО (л.д.12-13).

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 6 Устава Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.

Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 устанавливает, что настоящие Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Частью 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно администрация Московского муниципального образования должна обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего населенного пункта.

Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Данное бездействие администрации Московского муниципального образования в решении вопросов местного значения в части установки указателей, площадок и других мер пожарной безопасности в пределах населенных пунктов и выявленные нарушения должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, Федеральным законом от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Тюменского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Обязать администрацию Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области очистить от травы и кустарников искусственный пожарный водоем в п. Московский, по ул. Лесная, 3; выполнить подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к искусственному пожарному водоему в п. Московский, по ул. Лесная, 3; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в д. Падерина, по ул. Заречная; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в с. Гусево по ул. Рабочая, к естественному водоему по ул. Боровая; выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельских поселений (с. Гусево, д. Посохово, д. Падерина Московского МО) до лесного массива.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

    

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.

Судья Тюменского районного

суда Тюменской области: подпись Л.Г. Русина

Копия верна.

Судья Тюменского районного