Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 29 сентября 2011 года
дело № 2-1342/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
при секретаре Ю.В. Кудиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой ФИО7 к администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района о признании решения об отказе в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка незаконным, обязании провести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района в лице Главы администрации о признании незаконным решения об отказе в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 344000 кв.м., и обязании администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района произвести в установленном порядке процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства».
Иск мотивирует тем, что является собственником указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Кулаковского муниципального образования с письмом на имя Главы администрации с просьбой разрешить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истицы направлен ответ на ее заявление, в котором указано на невозможность проведения процедуры и отказано в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Полагает, что принятое решение администрации Кулаковского муниципального образования является незаконным и необоснованным, поскольку принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка относится к полномочиям главы местной администрации.
Истец Тимофеева Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель истца Дымченко А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), в судебном заседании иск поддержал по изложенным основаниям. Суду пояснил, что истица Тимофеева Л.И. намерена на принадлежащем ей земельном участке вести дачное хозяйство, для чего необходимо изменение вида разрешенного использования земельного участка. Запрета в земельном законодательстве на использование земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, огородничества и дачного строительства не имеется. Граждане вправе в индивидуальном порядке вести садоводство и огородничество, без образования объединений. В дальнейшем, возможно создание общества. При этом, для внесения изменений в данные кадастрового учета земельного участка в части вида разрешенного использования требуется решение уполномоченного органа местного самоуправления, что подтверждается решением ФБУ «Кадастровая палата» в Тюменской области об приостановлении кадастрового учета земельного участка Тимофеевой Л.И. с разрешенным использованием «для садоводства, огородничества и дачного строительства», мотивированным отсутствием необходимого решения органа местного самоуправления.
Представитель ответчика администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, представила письменный отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что истицей не указано, чем нарушены ее права действиями ответчика, поскольку она вправе использовать принадлежащий ей земельный участок в пределах его разрешенного использования. Для реализации прав граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков в силу норм Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» необходимо создание некоммерческой организации. Порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые не распространяются градостроительные регламенты, федеральным законодательством не определен. Обязанность главы администрации органа местного самоуправления принять решение об изменении вида разрешенного использования и провести публичные слушания нормами действующего законодательства не предусмотрена. Земли сельскохозяйственных угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения относятся к особо охраняемым землям. Дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования «для дачного строительства» невозможно без изменения категории земель, что подтверждается Письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, в удовлетворении иска Тимофеевой Л.И. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв на иск, в котором принятие решение оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
Тимофеева Л.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3440000 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Л.И. обратилась в администрацию Кулаковского муниципального образования на имя Главы администрации с просьбой разрешить вопрос об изменении разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для садоводства, огородничества, дачного строительства» в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (л.д. 15-16).
На заявление Тимофеевой Л.И. ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 353) администрацией Кулаковского муниципального образования Тюменского района дан ответ о невозможности принятия решения об изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, на которые не устанавливаются градостроительные регламенты. В соответствии со ст.36 Градостроительного кодекса, ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка может приниматься главой администрации муниципального образования до принятия правил землепользования и застройки, которые в отношении Кулаковского муниципального образования утверждены решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14).
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Ч.3 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Ст.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом, согласно ч.6,7 ст.36, ч.5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований об обязании ответчика провести процедуру изменения вида разрешенного использования истец ссылается на п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», согласно которому вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст.4.1 данного Федерального закона (включения (исключения) земельных участков в границы населенных пунктов).
В соответствии с ответом администрации Кулаковского сельского совета на заявление Тимофеевой Л.И. Правила землепользования и застройки Кулаковского муниципального образования утверждены решением Думы Кулаковского Муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Тимофеевой Л.И., с установленным разрешенным использованием земельных участков, в суд не представлено.
Довод истца о том, что право выбора вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований принадлежит собственнику земельного участка, в соответствии с которым компетентные органы местного самоуправления обязаны провести процедуру изменения вида разрешенного использования, суд находит несостоятельным.
Действительно, согласно абз.2 п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст.78 Земельного кодекса РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяется также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст.81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
При этом, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п.2 ст.81).
Ст.2 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Данный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Следующим этапом в силу ст.ст.12, 14 данного Закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
Таким образом, законодательство допускает использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об том, что законом не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и находящихся в собственности граждан.
В силу ст.13 ГК РФ признание ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным возможно в случае несоответствия его закону и иным правовым актам, при условии нарушения данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что предусмотренной законом обязанности провести процедуру изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для садоводства, огородничества и дачного строительства» у ответчика не имеется.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о том, что действиями администрации Кулаковского муниципального образования не нарушены права истца на использование приобретенного ей по договору купли-продажи земельного участка с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст.4 указанного Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенных пунктов (полевой земельный участок) может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений.
Согласно ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья, входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, на вид «для ведения дачного строительства» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона № 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного строительства установлен нормами Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривает предварительное проведение зонирование территории в целях определения мест возможного предоставления земельных участков образованным в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Таким образом, судом не установлено незаконности действий ответчика по отказу истцу в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования, вследствие чего заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 13 ГК РФ, ст.ст. 78, 81 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан», ст.ст. 7, 77-79, 81 ЗК РФ, п.15 ст.3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 3, 56, 67, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Тимофеевой ФИО8 к администрации Кулаковского муниципального образования о признании решения об отказе в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка незаконным, обязании провести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2011 года
Судья Е.А. Пленкина