Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень, 21 декабря 2011 года
№ 2-1806/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Коновальчук Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации МО р.п.Богандинский Тюменского района Тюменской области об обязании обеспечить безопасность дорожного движения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд (в интересах неопределенного круга лиц) с иском к Администрации муниципального образования р.п. Богандинский Тюменского района Тюменской области об обязании обеспечить безопасность дорожного движения а именно: установить возле МАОУ Богандинская СОШ № 1 дорожные знаки «Пешеходный переход» - 1 шт., «Место остановки автобуса» - 1 штука и «Ограничение скорости» - 1 штука, обустроить площадку для остановки автобуса; установить около образовательного учреждения МОУ Богандинская СОШ № 3 дорожные знаки «Место остановки автобуса» - 1 шт., «Дети» - 2 шт., «Ограничение скорости» - 2 шт., «Пешеходный переход» - 1 шт., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, установить посадочную площадку; установить около образовательного учреждения МОУ Богандинская СОШ № 42 дорожные знаки «Место остановки автобуса» - 1 шт., «Дети» - 2 шт., «Ограничение скорости» - 2 шт., «Пешеходный переход» - 1 шт., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, установить посадочную площадку автобуса. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Тюменского района по обращению начальника ОВД по Тюменскому району была проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, лагерей труда и отдыха детей, находящихся на территории Тюменского района. В ходе проверки установлено, что на указанной территории нарушаются требования законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью, прежде всего несовершеннолетним, обучающимся в данных образовательных учреждениях, в том числе гражданам, посещающим данные образовательные учреждения района. В ходе проведенного в конце июля 2011 года обследования территории около образовательных учреждении, в том числе и прилегающих к ним автомобильных дорог, где возможно появление детей, было установлено, что около образовательного учреждения МОУ Богандинская СОШ № 1, находящейся в п. Богандинский Тюменского района, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» - 1 шт., отсутствует посадочная площадка, отсутствует горизонтальна дорожная разметка. Кроме того, около образовательного учреждения МОУ Богандинская СОШ № 3 отсутствуют дорожные знаки 5.16 ПДД РФ « Место остановки автобуса» - 1 шт., 1.23 ПДД РФ «Дети» - 2 шт., 3.24 ПДД РФ «Ограничение скорости» - 2 шт., 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» - 1 шт., отсутствует посадочная площадка. Около образовательного учреждения МОУ Богандинская СОШ № 42 отсутствует дорожные знаки 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса» - 1 шт., 1.23 ПДД РФ «Дети» - 2 шт., 3.24 ПДД РФ «Ограничение скорости» - 2шт., 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» - 1 шт., отсутствует посадочная площадка. Отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, где они должны быть предусмотрены согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004 и отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть согласно требованиям СНиП 2.05.02.-85, ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. Согласно ч.1 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, ч.1 ст.21 указанного Федерального закона РФ предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности органами местного самоуправления, в ведении которых находится автомобильные дороги. Согласно ч.4 ст. 24 указанного Федерального закона участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения. На основании требований п.п.5,21 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных поселений и организация освещения улиц. Таким образом, именно администрацией МО р.п. Богандинский Тюменского района нарушены требования Конституции Российской Федерации и Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 с изменениями на 25.11.2009. Бездействие администрации в части содержания автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, относящихся к данному муниципальному образованию, нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст.ст. 20,38,43 Конституции РФ, а также положения Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 с изменениями на 25.11.2009, и может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия около образовательных учреждения, находящихся на территории муниципального образования.
Помощник прокурора Третьяков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица - ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» Санников А.В., действующий на основании доверенности № (л.д.25) в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Селендеев А.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), в судебном заседании иск признал частично, суду пояснил, что школы № 3 и № 42 находятся на балансе Министерства обороны РФ, поскольку расположены на территории закрытых военных городков, на баланс администрации МО р.п.Богандинский ни школы, ни прилегающая к ним территория не передавались. По требованиям относительно школы № 1 пояснил, что к 1 сентября 2011 года дорожная разметка возле данного образовательного учреждения имелась. Также имеются дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Ограничение скорости».
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.
Согласно сообщению начальника МО МВД России «Тюменский» (л.д.8) с 16 по 26 мая 2011 года в Тюменском районе проведена проверка готовности детских лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных школ, в ходе которой выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети муниципальных образований. Согласно информации о выявленных в ходе проверки недостатков на территории Богандинского муниципального образования выявлены следующие нарушения: около СОШ № 1 п. Богандинский (ул. Юбилейная) отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует дорожный знак 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса» и посадочная площадка, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствует дорожный знак 3.24 ПДД РФ «Ограничение скорости», отсутствуют дорожные знаки 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» 1 шт. Около МОУ СОШ № 3 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует дорожный знак 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса», отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствует дорожный знак 3.24 ПДД РФ «Ограничение скорости», отсутствует дорожный знак 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» 1 шт., отсутствует посадочная площадка. Около МОУ СОШ № 42 п.Богандинский отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует дорожный знак 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса», отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствует дорожный знак 3.24 ПДД РФ «Ограничение скорости», отсутствуют дорожные знаки 5.19.1,2 ПДД РФ «Пешеходный переход» 1 шт., отсутствует посадочная площадка (л.д.9).
Согласно Справке от 20 декабря 2011 года, подписанной главой Богандинского МУ (л.д.24) МАУО Богандинская СОШ № 1 подвоз детей не осуществляет, транспортное средство для этих целей в школе отсутствует, в связи с этим строительство посадочной площадки нецелесообразно. На 28.04.2011 все дорожные знаки имелись в наличии. Горизонтальная разметка выполнена в июне месяце 2011 года. Филиал МАОУ Богандинская СОШ № 2 «Богандинская СОШ № 3» и МАОУ Богандинская СОШ № 42 находятся на землях министерства обороны РФ в границах муниципального образования, финансирование работ по обустройству остановок и подъездных путей на землях министерства обороны в бюджете не предусмотрены.
Доводы представителя ответчика о том, что часть нарушений, выявленных в ходе проверки устранены, подтверждаются представленными фотографиями (л.д.28-37), а также, объяснениями представителя третьего лица.
Из Выписок из реестра муниципального имущества Администрации муниципального образования рабочий поселок Богандинский от 21 декабря 2011 года (л.д.26-27) следует, что МАОУ Богандинская СОШ № 42, Подъездные пути к МАОУ Богандинской СОШ № 42, филиал Богандинская МАОУ СОШ № 2 «Богандинская СОШ № 3», подъездные пути к Богандинской СОШ № 3 не числятся на балансе администрации.
Прокурор в данной части, а именно, по школе № 3 и по школе № 42, доказательств относительно возражений представителя ответчика не представил, иск в данной части не поддержал, просил разрешить в данной части иск на усмотрение суда.
Следовательно, иск в данной части удовлетворению не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведение которого находятся дороги.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно Администрация МО р.п.Богандинский должна осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области безопасности дорожного движения. Данное бездействие Администрация Богандинского МО в решении вопросов местного значения в части содержания автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, относящихся к данному муниципальному образованию, нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст.ст. 20,38,43 Конституции РФ, а также положения Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 с изменениями на 25.11.2009 и может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия около образовательных учреждения, находящихся на территории муниципального образования, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что выявленные нарушения в настоящее время уже устранены, суд признает не состоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельским поселением понимается: один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Поселок Богандинский входит состав Богандинского МО что подтверждается Уставом (л.д.13-17), соответственно, все дороги, в пределах сельского поселения, находятся на обслуживании Богандинского МО.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГК РФ, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 12, 39, 45, 55-56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования р.п.Богандинский Тюменского района Тюменской области восстановить установить возле МАОУ Богандинская СОШ № 1 дорожные знаки «Место остановки автобуса» - 1 штука и «Ограничение скорости» – 1 штука, обустроить площадку для остановки автобуса.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2011 года.
Федеральный судья ______________________ Ю.В. Шаерман
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>