Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 06 декабря 2011 года
дело № 2-1675/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
при секретаре Ю.В. Кудиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакиева ФИО7 к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании передать земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Бакиев К.С. обратился в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Тюменского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес>, обазании ответчика передать указанный земельный участок в аренду. Иск мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства здания автомойки и шиномонтажной мастерской в <адрес>. Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки участок расположен в зоне автомобильного транспорта, размещение автомойки и шиномонтажной мастерской предусмотрено в основных видах использования. Полагает, что действия администрации по отказу в предоставлении ему в аренду земельного участка незаконны, просит обязать ответчика передать ему в аренду земельный участок.
Истец Бакиев К.С. в судебном заседании иск поддержал по изложенным основаниям, суду пояснил, что обратился в администрацию Тюменского муниципального района, как физическое лицо, к заявлению была приложена схема испрашиваемого земельного участка, который находится в зоне автомобильного транспорта, оснований для отказа ему в предоставлении земельного участка в аренду не имелось, действия администрации незаконны.
Представитель ответчика администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала, полагала отказ в предоставлении истцу земельного участка в аренду законным и обоснованным, представила письменный отзыв, в котором в обоснование возражений на иск указала следующее. Обязанность органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду применяется в нормативном единстве с положениями Земельного кодекса РФ и иных законодательных актов. Реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка и исполнение обязанности органа местного самоуправления принять соответствующее решение допустимы лишь на условиях, установленных законом. В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, либо без предварительного согласования места размещения объекта, либо с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом, за исключением случаев, указанных в п.11 ст.30 ЗК РФ, в которых предварительное согласование места размещения объекта не проводится, во всех иных случаях земельные участки для строительства нежилых объектов предоставляются в аренду посредством процедуры предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п.5 ст.30 ЗК РФ, должна быть соблюдена процедура выбора земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Полагала, что земельный участок для строительства нежилого объекта не может быть выбран гражданином самостоятельно, без учета условий, изложенных в п.2 ст.30 ЗК РФ, и должна быть соблюдена установленная процедура и получены необходимые согласования. Порядок предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района установлен Положением, утвержденным Решением Думы Тюменского муниципального района от 08 мая 2009 года № 709, в котором регламентирована процедура подачи документов и приобретения прав на земельные участки. П.5.1. Положения предусматривает обращение заявителя в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, к которому прилагается заключение координационного совета по выработке единой инвестиционной политики в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и сельского хозяйства в Тюменском муниципальном районе. В нарушение установленного порядка Бакиев К.С. обратился не с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, к которому была приложена собственноручно изготовленная схема земельного участка, копия паспорта и реквизиты физического лица. Исходя из схемы истца, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Думы Московского муниципального образования от 20 апреля 2009 года № 18, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух зонах – зоне производственных объектов IV класса и зоне автомобильного транспорта, что противоречит п.2 ст.85 ЗК РФ. Также земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственных объектов IV класса. Генеральный план Московского сельского поселения до настоящего времени в установленном порядке не принят, но Правила землепользования и застройки приняты и действуют. Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не является в силу п.11.1 ЗК РФ объектом гражданских прав, следовательно, требования об обязании предоставить в аренду земельный участок, не имеющий установленных границ, не могут быть удовлетворены.
Представитель третьего лица Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» в Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
ДД.ММ.ГГГГ истец Бакиев К.С. обратился на имя Главы администрации Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду на максимальный срок от 3 лет земельного участка по <адрес> площадью примерно <данные изъяты> га для автомойки, шиномонтажа автомобилей. К заявлению была приложена «примерная схема запрашиваемого земельного участка», подписанная Бакиевым К.С., копия его паспорта и реквизиты физического лица.
На заявлении Бакиева К.С. была поставлена резолюция Главы администрации Московского муниципального образования: «Отказать, в связи с нахождением земельного участка в рекреационной зоне».
Согласно входящему штампу заявление Бакиева К.С. поступило в администрацию Тюменского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом администрации Тюменского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ Бакиеву К.С. в предоставлении земельного участка в аренду для строительства здания автомойки и шиномонтажной мастерской было отказано. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом застройки территории п.Московский испрашиваемый земельный участок расположен на территории существующего лесного массива, а также в санитарно-защитной зоне производственной территории НИИСХ «Северного Зауралья».
К исковому заявлению Бакиевым К.С. приложен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером №
Согласно сведениям, представленным ФБУ «Кадастровая палата» по Тюменской области, в государственном кадастре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № имеет обременения: аренда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Медицинский центр «МЕДАР»».
Истец Бакиев К.С. в судебном заседании пояснил, что испрашиваемый им земельный участок на кадастровом учете не стоит, расположен непосредственно рядом с указанным земельным участком № этим обосновано приложение данного кадастрового паспорта. На земельный участок с кадастровым номером № истец не претендует, испрашиваемый им земельный участок не имеет кадастрового номера, его местоположение изображено на схеме, приложенной истцом к заявлению.
В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В обоснование обязания ответчика передать земельный участок в аренду истец ссылается на отсутствие оснований администрации для отказа в передаче истцу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Основания и порядок предоставления земельных участков гражданам предусмотрены нормами земельного законодательства РФ.
Согласно п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В силу п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фона либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пп.2,3 ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения Тюменского муниципального района утверждены Решением Думы Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 20 апреля 2009 года № 18 (далее Правила землепользования и застройки).
В соответствии с представленной в суд картой градостроительного зонирования Московского сельского поселения испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух зонах – зоне производственных объектов и зоне автомобильного транспорта. Кроме того, указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и коммунально-складских объектов.
П.2 ст.85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что зонированием территории Московского сельского поселения строительство шиномонтажной мастерской и мойки автомобилей на испрашиваемом истцом земельном участке, расположенном согласно схеме градостроительного зонирования в двух зонах, а также в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, не предусмотрено. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ.
На основании п.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пп. 5,6 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 08 мая 2009 года № 709 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района (далее по тексту Положение).
Согласно п.5.1. Положения предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заявитель обращается в администрацию сельского поселения по месту нахождения земельного участка с заявлением о выборе земельного участка и предварительным согласовании места размещения объекта на имя главы Администрации к специалисту структурного подразделения Администрации по земельным вопросам.
В соответствии с п.5.1. Положения, п.3 Приложения № 1 к Положению (в редакции, действовавшей на дату подачи Бакиевым К.С. заявления) к заявлению физических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта прилагаются: копия паспорта заявителя, заключение координационного совета по выработке единой инвестиционной политики в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и сельского хозяйства в Тюменском муниципальном районе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что порядок подачи Бакиевым К.С. заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не был соблюден.
Как следует из объяснений истца, он полагает, что соблюдения указанного порядка не требуется. Указанные доводы Бакиева К.С. о том, что порядок предоставления земельных участков в аренду под строительство без предварительного согласования места размещения объекта в данном случае неприменим, суд находит необоснованными, как не соответствующие земельному законодательству.
Предусмотренных земельным законодательством оснований для возложения обязанности на администрацию Тюменского муниципального района предоставить в аренду для целей строительства испрашиваемый Бакиевым К.С. земельный участок без предварительного согласования места размещения объекта на основании представленных Бакиевым К.С. заявления и схемы суд не усматривает.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что иск Бакиева К.С. в части обязания предоставить земельный участок в аренду не может быть удовлетворен вследствие того, что земельный участок не сформирован, не определены его границы, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок может быть объектом гражданских прав, в том числе объектом аренды в случае, если в отношении него произведен государственный кадастровый учет.
В силу вышеизложенных обстоятельств, суд не находит предусмотренных законом оснований для обязания администрации Тюменского муниципального района передать в аренду испрашиваемый земельный участок, в связи с чем также не подлежат удовлетворению требования о признании отказа администрации Тюменского муниципального района незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 11.1, 25, 28, 30, 31 ЗК РФ, ст.ст. 3, 56, 67, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Бакиева ФИО9 к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании передать земельный участок в аренду отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2011 года
Судья (подпись) Е.А. Пленкина
Копия верна
Судья Е.А. Пленкина