Прокурор Тюменского района 2-385/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тюмень                    «16» февраля 2012 года    

Тюменский районный суд Тюменской области в составе

Председательствующего судьи Е.И. Косиловой

C участием прокурора Е.С. Ялдышевой

При секретаре С.Б. Зайцеве

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-385/2012 по иску Прокурора Тюменского района Тюменской <адрес> к администрации Наримановского муниципального образования об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Наримановского муниципального образования Тюменского района ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления, площадью 1,3 га объемом примерно 160 куб.м., расположенную на расстоянии 400 м от д.Нариманова, при повороте с дороги направо в сторону деревенского кладбища, на удалении от него около 170 м, в северо-западном направлении, в лесном массиве.

Свои требования Прокурор Тюменского района мотивировал тем, что прокуратурой по обращению руководителя управления Росприроднадзора в Тюменской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Наримановского муниципального образования Тюменского района, в ходе которой были выявлены, в том числе и нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Обследованием территории Наримановского МО выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 1,3 га объемом примерно 160 куб.м., расположенную на расстоянии 400 м от д.Нариманова, при повороте с дороги направо в сторону деревенского кладбища, на удалении от него около 170 м, в северо-западном направлении, в лесном массиве.

На основании ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благополучную окружающую среду.     

В соответствии со ст.ст. 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района. В силу ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, в результате проведенной проверки администрацией Нариманосвкого МО не принимаются меры по ликвидации свалки, чем допустила бездействие и нарушила конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

    Помощник прокурора Ялдышева Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель заинтересованного лица – Маркина А.В., глава Наримановского МО (л.д.56), в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что свалка в указанном месте действительно не санкционированная и существует с 1970-х годов, однако администрация принимает меры к ее обслуживанию и намерена в дальнейшем узаконить месторасположение свалки. Считает, что если ликвидировать свалку, что потребует большие материальные затраты, которыми Администрация Наримановского МО не располагает. Кроме того, читает, что данная свалка уже исторически сложилась, и в случае ее ликвидации, жители д.Нариманова будет свозить мусор на окраины деревни. Просит предоставить три месяца для решения вопроса о ликвидации либо узаконивания существующей свалки.

     Заслушав пояснения стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявления прокурора Тюменского района Тюменской области законное, обоснованное и подлежит удовлетворению.

Согласно проведенной проверки и представленной в прокуратуру Тюменского района информации № 03/2-4711 от 21.12.2011 года, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области были проведены рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированного размещения отходов в границах Тюменского района. В ходе данного мероприятия было выявлено, что на территории Наримановского МО выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 1,3 га объемом примерно 160 куб.м., расположенную на расстоянии 400 м от д.Нариманова, при повороте с дороги направо в сторону деревенского кладбища, на удалении от него около 170 м, в северо-западном направлении, в лесном массиве (л.д.7-8). Данные обстоятельства подтверждаются также актом осмотра (л.д.11), фототаблицей (л.д. 12-13).

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    В соответствии со ст. 6 Устава Наримановского МО Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.

    В соответствии с п. 18 ст. 14 и п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

    В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно Администрация Наримановского МО должна осуществлять организацию деятельности по сбору и вывоза бытовых отходов и мусора и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов местного значения в границах своего населенного пункта.

    Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области охраны окружающей среды. Данное бездействие Администрация МО в решении вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированной свалки, либо ее легализации, должны быть устранены в течении трех месяцев, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В соответствии со ст.ст.45, 254 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления в случае нарушения закона.

    На основание вышеизложенного, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» от ст. ст. 45, 12,56,67, 206, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Тюменского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Наримановского МО Тюменского района в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления, площадью 1,3 га, объемом 160 куб.м., расположенную на расстоянии 400 м от д.Нариманова, при повороте с дороги направо в сторону кладбища, на удалении от него около 170 м, в северо-западном направлении, в лесном массиве.

    

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной в Тюменский районный суд.

    

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2012 года

Судья Е.И. Косилова