Прокуратура Тюменского МР 2-1805/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                               21 декабря 2011 года     

                                     № 2-1805/2011                    

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании обеспечить безопасность дорожного движения, суд

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд (в интересах неопределенного круга лиц) с иском к Администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании обеспечить безопасность дорожного движения, устранить выявленные нарушения: восстановить уличное освещение около образовательного учреждения МОУ Акияровская СОШ, установить возле школы дорожные знаки «Место остановки автобуса (п.5.16 ПДД РФ) – 1 штука, «Главная дорога» (п.2.1 ПДД РФ) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, установить возле образовательного учреждения МОУ Червишевская СОШ дорожный знак «Дети» (п.1.23 ПДД РФ), установить знак дополнительной информации (табличку) к дорожному знаку «Въезд запрещен», установленному при въезде на территорию школы. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Тюменского района по обращению начальника ОВД по Тюменскому району была проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, лагерей труда и отдыха детей, находящихся на территории Тюменского района. В ходе проверки установлено, что на указанной территории нарушаются требования законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью, прежде всего несовершеннолетним, обучающимся в данных образовательных учреждениях, а также гражданам, посещающим данные образовательные учреждения района. В ходе проведенного в конце июля 2011 года обследования было установлено, что около образовательного учреждения МОУ Акияровская СОШ, находящейся в Червишевском МО Тюменского района, отсутствуют дорожный знак «Дети» (п.1.23 ПДД РФ), кроме того, к дорожному знаку «Въезд запрещен», имеющемуся около ворот школы, отсутствует дополнительная информационная табличка. Отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, где они должны быть предусмотрены согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004 и отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено, согласно требованиям СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. В соответствии с ч.1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь», в соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Согласно ч.1 ст. 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование». Согласно ч.1 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, ч.1 ст.21 указанного Федерального закона РФ, предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности органами местного самоуправления, в ведении которых находится автомобильные дороги. Согласно ч.4 ст. 24 указанного Федерального закона участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения. На основании требований п.п.5,21 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных поселений и организация освещения улиц. Таким образом, именно администрацией Червишевского муниципального образования Тюменского района нарушены требования Конституции Российской Федерации и Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и Конституции РФ, что может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия около образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования и, как следствие, нанести вред жизни и здоровью детей.

Помощник прокурора Третьяков В.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Михалёв В.А., действующий на основании доверенности от 20.12.2011 № 40 (л.д.24), в судебном заседании иск признал частично, суду пояснил, что улица Московский тракт и улица Садовая отсутствует в с.Червишево, школа находится на улице Юбилейный квартал, знак на территории школы всегда находился, видимо, это техническая ошибка в иске. С требованиями по Акияровской школе мы согласны, дорожный знак на момент проверки действительно не стоял. Уличное освещение работает.

Представитель третьего лица - ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» Санников А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) в судебном заседании иск поддержал, суду пояснил, что при въезде на территорию Червишевской школы стоит дорожный знак «Въезд запрещен», однако отсутствует табличка дополнительной информации «Кроме транспорта школы», в связи с чем школьные автобусы высаживают детей на дороге, хотя должны заезжать на территорию школы.

    Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.     Согласно сообщению начальника МО МВД России «Тюменский» (л.д.7) с 16 по 26 мая 2011 года в Тюменском районе проведена проверка готовности детских лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных школ, в ходе которой выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети муниципальных образований. Согласно информации о выявленных в ходе проверки недостатков, на территории Червишевского муниципального образования выявлены следующие нарушения: около МОУ СОШ д. Акияры отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует дорожный знак 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса» 1 шт., отсутствует освещение, отсутствует разворотное кольцо, ул. Совхозная выезд от школы – отсутствует дорожный знак 2.1 ПДД РФ «Главная дорога». Около МОУ СОШ с. Червишево отсутствует дорожный знак ПДД РФ 1.23 «Дети», отсутствует горизонтальная дорожная разметка, на въезде в школу установлен знак 3.1 «Въезд запрещен» (л.д.8-11)

    В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведение которого находятся дороги.

В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно Администрация Червишевского МО должна осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения.

Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области безопасности дорожного движения. Данное бездействие Администрация Червишевского МО в решении вопросов местного значения в части установки дорожных знаков, организации уличного освещения и выявленные нарушения должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельским поселением понимается: один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Населенные пункты: село Червишево, деревни Большие Акияры и Малые Акияры входят в состав Червишевского МО, что подтверждается Уставом Червишевского МО (л.д.12-18), соответственно, все дороги, в пределах сельского поселения, находятся на обслуживании Чнрвишевского МО по содержанию дорог.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГК РФ, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 12, 39, 45, 55-56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд             

                     Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) удовлетворить.

Обязать администрацию Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области восстановить уличное освещение около образовательного учреждения МОУ Акияровская СОШ, а также, установить возле школы дорожные знаки «Место остановки автобуса (п.5.16 ПДД РФ) – 1 штука, «Главная дорога» (п.2.1 ПДД РФ) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.

Обязать администрацию Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить возле образовательного учреждения МОУ Червишевская СОШ дорожный знак «Дети» (п.1.23 ПДД РФ), а также, установить знак дополнительной информации (табличку) к дорожному знаку «Въезд запрещен», установленному при въезде на территорию школы.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 декабря 2011 года.

Федеральный судья ______________________ Ю.В. Шаерман