Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 15 февраля 2012 года дело № 2-357/2012
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Коновальчук Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутко ФИО8 к Администрации Тюменского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Бутко В.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района об обязании ответчика заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, участок № площадью 2000 кв.м., по его кадастровой стоимости. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Московского МО № «О предоставлении земельного участка в собственность, за плату», Бутко В.В. для ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, участок №. Указанным Постановлением утверждены границы земельного участка № площадью 2000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, а также, на Бутко В.В. возложена обязанность выполнить межевание земель и поставить предоставляемый земельный участок на кадастровый учет. Во исполнение возложенной на истца обязанности, ею ДД.ММ.ГГГГ в Тюменском межрайонном отделе Управления Роснедвижимости по Тюменской области получен кадастровый паспорт земельного участка №, с указанием о присвоении земельному участку по результатам межевания кадастрового номера №. ДД.ММ.ГГГГ Бутко В.В. обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением, в котором просила заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, на что 24.11.2011 ею был получен отказ, мотивированный тем, что действующим законодательством не определен порядок расчета выкупной стоимости земельных участков, на которых отсутствуют здания, строения, сооружения. Отказ ответчика заключить договор истец считает незаконным, поскольку, в силу п.1.2 ст.36 ЗК РФ, до установления уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Истец Бутко В.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, что подтверждается заявлением (л.д.29)
Судом, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истца.
Представитель истца Можегорова М.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № в реестре нотариуса Столбовой В.С. (л.д.22), иск Бутко В.В. поддержала по изложенным в нем основаниям, ссылаясь на то, что Постановление органа местного самоуправления о предоставлении Бутко В.В. земельного участка в собственность за плату, является действующим, поэтому, Администрация не может отказать в заключении договора купли-продажи земельного участка по мотивам отсутствия порядка расчета выкупной цены. Кроме того, суду пояснила, что Бутко В.В. после регистрации за собой права собственности желает изменить разрешенное использование земельного участка, поскольку намерена построить на нем станцию технического обслуживания. Представитель ответчика – Шадрина М.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), с иском Бутко В.В. не согласилась, мотивируя свои возражения тем, что на момент вынесения Постановления главы администрации Московского МО № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, соответственно, как объект недвижимости не существовал и не мог быть отчужден администрацией Московского МО в силу ч.1 ст.37 ЗК РФ. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Решением Думы Московского МО от 14.02.2008 № 14 был утвержден Генеральный план Московского МО. Решением Думы Московского МО от 20.04.2009 № 18 были утверждены Правила землепользования и застройки, решение вступило в законную силу, а значит, подлежит применению. При подготовке Генерального плана и Правил землепользования и застройки Московского МО интересы Бутко В.В. не могли быть учтены, поскольку предоставленный ей земельный участок не стоял на кадастровом учете. Согласно фрагментам Генерального плана, спорный земельный участок расположен в двух зонах: Р1 и АТ и обе они не подпадают под возможность использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, нахождение участка одновременно в двух территориальных зонах исключает возможность его передачи в собственность. На испрашиваемом Бутко В.В. земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, а земельным законодательством на сегодняшний день не предусмотрен порядок определения выкупной цены свободных земельных участков. Несмотря на то, что земельный участок был предоставлен истцу в 2005 году, администрация обязана руководствоваться действующим на момент заключения договора купли-продажи законом, который исключает возможность передачи по договору Бутко В.В. земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает иск Бутко В.В. подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей
ДД.ММ.ГГГГлавой администрации Московского МО Тюменского района Тюменской области было вынесено Постановление № «О предоставлении земельного участка № в собственность, за плату, Бутко ФИО9 для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>» (л.д.16).
Указанное Постановление было принято, в том числе и в соответствии с Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».
В силу ч.1, ч.2 и ч.5 ст.3 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», объектом земельных отношений выступают земельные участки и земельные доли (далее - земельные участки), принадлежащие Тюменской области на праве собственности. Правовой статус земельного участка включает в себя разрешенное целевое использование и вид прав на земельный участок. Земли, находящиеся в собственности Тюменской области, используются в соответствии с установленным для них разрешенным использованием.
Согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, орган местного самоуправления, в силу имеющихся у них на тот момент полномочий, распорядился землями Тюменской области, передав участок № по <адрес> в <адрес> в собственность за плату Бутко В.В., при этом, на неё была возложена обязанность выполнить межевание земель и поставить земельный участок на кадастровый учет, а затем, в месячный срок с момента предоставления кадастровой карты (плана) заключить в администрации Московского МО договор купли-продажи земельного участка.
Действующим земельным законодательством физические лица не ограничены во времени исполнения возложенной на них актами органов местного самоуправления обязанности по межеванию земель и постановке предоставленных им в собственность земельных участков на кадастровый учет, не было такого срока и в выданном на руки Бутко В.В. Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение возложенной на неё обязанности, Бутко В.В. поставила предоставленный ей земельный участок на государственный кадастровый учет по результатам межевания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №л.д.18-21).
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № 0838) Бутко В.В. обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о заключении с ней договора купли-продажи земельного участка, предоставленного ей в соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
24.11.2011 в адрес Бутко В.В. Администрацией Тюменского муниципального района был направлен ответ на её заявление, в котором содержался отказ от заключения договора купли-продажи земельного участка по тем основаниям, что порядок расчета выкупной стоимости земельных участков, на которых отсутствуют здания, строения, сооружения, действующим законодательством не определен (л.д.14).
Суд признает незаконным отказ Администрации в заключении договора по указанным в Письме от 24.11.2011 основаниям.
В соответствии с п.1.2. (введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) ст.36 ЗК РФ, цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Таким образом, для органа местного самоуправления, в силу переданных ему полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу ст.445 ГК РФ, заключение договора является обязательным. При уклонении от заключения договора, другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, участок №, исходя из представленного истцом кадастрового паспорта, составляет 282.240 рублей, соответственно, договор купли-продажи может быть заключен по указанной цене.
Не соглашается также суд с доводами представителя ответчика, приведенными им в судебном заседании, о невозможности заключения договора купли-продажи по причине расположения земельного участка в различных территориальных зонах, в которых ведение личного подсобного хозяйства вообще не предусмотрено.
Согласно фрагмента карты градостроительного зонирования Московского МО (л.д.40), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне А.Т (зона автомобильного транспорта) и в зоне Р1 (зона природного ландшафта).
Согласно ч.4 ст.34 ЗК РФ (в ред. от 25.10.2001 № 136-ФЗ), орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Право Бутко В.В. возникло на основании акта органа местного самоуправления, принятого в 2005 году, который, на день рассмотрения судом дела, не отменен самим органом, его издавшим и не признан недействительным в судебном порядке.
Принимая во внимание, что Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены границы земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, участок №, Дума Московского МО, в соответствии со ст.34 Градостроительного Кодекса РФ, была обязана при подготовке Правил землепользования и застройки разграничивать территориальные зоны с учетом, в том числе, уже сложившейся к тому моменту планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п.2 ст.85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Учитывая, что на момент принятия Думой Московского МО Решения № 18 от 20.04.2009 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Московского сельского поселения», права Бутко В.В. носили первичный характер и являлись непосредственно действующими, суд приходит к выводу, что Дума Московского МО должна была учитывать ранее сложившиеся правоотношения, в соответствии с которыми истец Бутко В.В. получила гарантированные права на возмездный выкуп земельного участка, разрешенным использованием которого было определено «для ведения личного подсобного хозяйства».
На основании изложенного, руководствуясь ст.18 Конституции РФ, ст.8, 445 ГК РФ, ст.34, 36, 85 ЗК РФ, ст.34 Градостроительного Кодекса РФ, ст.3 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», ст.ст.3, 12, 35, 39, 55-56, 71, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Бутко ФИО10 – удовлетворить.
Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с Бутко ФИО11 договор купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: Тюменская область, Тюменский район, <адрес> по его кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2012 года.
Федеральный судья Ю.В. Шаерман ___________________
<данные изъяты>
<данные изъяты>