Андреев Михаил Анатольевич 2-410/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень05 апреля 2011 года

дело № 2-410/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,

при секретаре Н.В. Тарачевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева <данные изъяты> к администрации Тюменского муниципального района о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Андреев М.А. обратился в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района о понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, участок №. Иск мотивирует тем, что постановлением № 50 «а» от 05 августа 2004 года был утвержден проект сформированного земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., для строительства индивидуального жилого дома. Истец в соответствии с указанным постановлением выполнил межевание земельного участка и поставил его на государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома. Ответом заместителя главы администрации Тюменского муниципального района от 29 декабря 2010 года ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что расположение земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки Каменского сельского поселения. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является необоснованным и незаконным, поскольку постановление о формировании границ земельного участка вынесено в 2004 году, до принятия Генерального плана Каменского сельского поселения, утвержденного решением Думы Каменского муниципального образования 27 апреля 2009 года. Полагает, что на основании ч.3 ст.30 ЗК РФ, п.15 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» у администрации Тюменского муниципального района имеется обязанность заключить с ним договор аренды земельного участка.

Истец Андреев М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Гаврилов Е.А., действующий на основании доверенности от 17 февраля 2011 года (л.д.16), в судебном заседании иск поддержал по изложенным основаниям. Суду пояснил, что после вынесения постановления от 05 августа 2004 года истец провел межевание, поставил участок на кадастровый учет, то есть выполнил все необходимые действия, указанные в постановлении. Отказ ответчика в предоставлении в аренду земельного участка считает незаконным, поскольку на основании ч.3 ст.30, п.4 ст.85 ЗК РФ, п.15 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ, п.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ ответчик обязан заключить с истцом договор аренды земельного участка без проведения торгов.

Представитель ответчика администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № 30 от 02 августа 2010 года, в судебном заседании иск не признала, полагала отказ в предоставлении истцу земельного участка в аренду законным и обоснованным. Суду пояснила, что ч.3 ст.30 ЗК РФ и п.15 ст.3 ФЗ № 137-ФЗ к данным правоотношениям не применяются, поскольку относимы к случаям, когда проводится предварительное согласование места размещения объекта на предоставляемом земельном участке. В соответствии с п.7 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Утверждение границ земельного участка истца производилось в порядке, установленном ч.4 ст.30 ЗК РФ. К возникшим правоотношениям применяется ч.6 ст.30 ЗК РФ, согласно которой в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 ст.30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ, то есть путем проведения торгов. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Каменского сельского поселения, утвержденными решением Думы Каменского муниципального образования Тюменского района с приложенным фрагментом карты градостроительного зонирования земельный участок № находится в зоне Р1 – зона природного ландшафта, в которой запрещено строительство индивидуальных жилых домов. Размер испрашиваемого земельного участка превышает максимально разрешенный предельный норматив, который составляет 2500 кв.м., установленный Решением Думы Каменского МО № 37 от 04 июля 2008 года. Постановление от 05 августа 2004 года не является правоустанавливающим документом, им не закрепляются какие-либо права истца, указано только на необходимость определения границ земельного участка. В возникшей ситуации имеется вина только истца, который не выполнил все необходимые действия своевременно, обратился за оформлением прав более чем через пять лет после вынесения постановления об установлении границ, после изменения законодательства, которое в настоящее время при указанных обстоятельствах не позволяет предоставлять земельные участки в аренду без проведения торгов.

Представитель третьего лица администрации Каменского муниципального образования Тюменского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено.

05 августа 2004 года на основании заявления Андреева М.А. администрацией Каменского муниципального образования вынесено постановление № 50 «а» «О формировании проекта границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, уч. №», которым постановлено: сформировать проект границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, обязать Андреева М.А. в течение месяца оформить межевое дело с актом выноса границ земельного участка, после регистрации постановления поставить земельный участок на кадастровый учет по результатам межевания (л.д.22).

Как следует из материалов землеустроительного дела, Андреевым М.А. было проведено межевание земельного участка, 19 августа 2005 года, то есть по истечении установленного в постановлении срока, был утвержден план установления границ земельного участка (л.д.9).

08 октября 2007 года согласно кадастровому плану земельный участок № д<данные изъяты> <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (л.д.10).

Письмом администрации Тюменского муниципального района от 14 декабря 2009 года на заявление Андреева М.А. о предоставлении земельного участка в аренду Андрееву М.А. было предложено откорректировать границы земельного участка, внести изменения в государственный кадастровый учет в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Каменского сельского поселения (л.д.12).

Согласно объяснениям представителя ответчика, первоначально отказ в предоставлении в аренду земельного участка был связан с несоответствием размера испрашиваемого земельного участка предельным размерам предоставляемых земельных участков. Однако уточнять границы в соответствии с указанными обязательными нормативами истец не стал.

16 декабря 2010 года истец вновь обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка № <данные изъяты> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома (л.д.13).

Письмом администрации Тюменского муниципального района от 29 декабря 2010 года Андрееву М.А. в предоставлении земельного участка в аренду было отказано. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом Каменского сельского поселения, утвержденным решением Думы Каменского муниципального образования 27 февраля 2009 года № 27, испрашиваемый земельный участок находится в зоне природного ландшафта, на территории которой запрещено строительство индивидуального жилого дома (л.д.11).

В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу ст.10 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В обоснование понуждения ответчика к заключению договора аренды истец ссылается на ч.3 ст.30, ч.4 ст.85 ЗК РФ, п.15 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с п.15 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято от 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В силу ч.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Исходя из вышеуказанных норм земельного законодательства, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что к возникшим между сторонами правоотношением не применимы положения ч.3 ст.30 ЗК РФ и п.15 ст.3 ФЗ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку они применяются к случаям предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, которое для предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства не проводится.

Суд полагает, что в данном случае применим п.6 ст.30 ЗК РФ, в соответствии с которым в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пп.3, 4 п.4 ст.30 ЗК РФ, то есть путем проведения торгов, в том числе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика, что постановление № 50 «а» от 05 августа 2004 года не является правоустанавливающим документом, определяющим возникновение у Андреева М.А. каких-либо прав на земельный участок, вследствие чего земельный участок считается только сформированным, но не может считаться закрепленным за истцом.

В связи с этим суд находит необоснованными доводы Андреева М.А. о том, что Правила землепользования и застройки Каменского сельского поселения, принятые в 2009 году, не могут применяться к возникшим между сторонами правоотношениям.

В силу пп.2,3 ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Правила землепользования и застройки Каменского сельского поселения Тюменского муниципального района утверждены Решением Думы Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 27 апреля 2009 года № 27 (далее Правила землепользования и застройки).

Согласно представленному в суд фрагменту карты градостроительного зонирования Каменского муниципального образования земельный участок № находится в зоне Р1 – зона природного ландшафта.

В соответствии со ст.66 Правил землепользования и застройки индивидуальное жилищное строительство не относится к видам разрешенного использования в данной зоне.

Решением Думы Каменского муниципального образования № 37 от 04 июля 2008 года утвержден максимальный норматив предоставления на территории Каменского муниципального образования земельных участков для индивидуального жилищного строительства – 0, 25 га.

Нормы п.8 ст.36 Градостроительного кодекса и п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается истец в обоснование иска, устанавливают только возможность использования земельных участков, предельные размеры и предельные параметры, а также вид разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, если их использование не создает опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, но не устанавливает обязанности ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка.

В силу вышеизложенных обстоятельств, суд не находит предусмотренных законом оснований для понуждения администрации Тюменского муниципального района к заключению с Андреевым М.А. договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 421, 445 ГК РФ, ст.ст. 30, 85 ЗК РФ, п.15 ст.3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 3, 56, 67, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Андреева <данные изъяты> к администрации Тюменского муниципального района о понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2011 года

Судья(подпись)Е.А.Пленкина