2-1311/2012 Обелец Галина Григорьевна



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Тюмень                            «20» августа 2012 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе

Председательствующего судьи                    Дорошкевич Т.А.

При секретаре                         М.А.Гавриковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1311/2012 по иску Обелец ФИО8 к Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности сформировать границы земельного участка и предоставлении в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Обелец Г.Г. обратилась в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района с требованием обязать Администрацию Тюменского муниципального района сформировать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Тюменского муниципального района предоставить Обелец ФИО9 земельный участок <адрес>, в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Мотивирует требования тем, что истице в 2003 г. для строительства индивидуального дома был предоставлен земельный участок , кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, который принадлежит ей на праве собственности. В 2004г. истица, имеющая двух сыновей, обратилась к главе администрации Новотарманского муниципального образования    с просьбой выделить ей дополнительный земельный участок 5,8 соток для строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Указанный участок никем не использовался, является смежным с принадлежащим истице участком, не может быть никому предоставлен для строительства индивидуального дома, так как находится на границе зоны ИЖС, его площадь менее установленного Правилами застройки Новотарманского МО предельного размера земельных участков (800 кв. м) для зоны застройки индивидуальными жилыми домами, истице приходилось ежегодно обрабатывать указанный участок, препятствовать его зарастанию сорняками и захламлению. Глава администрации не возражал против выделения в пользование истице и ее семье указанного участка, однако истица не добилась от органа местного самоуправления своевременного оформления отвода земельного участка, не заключила договор аренды, дожидаясь, пока ее сыну ФИО3 исполнится 21 год, чтобы оформить земельный участок на него. В то же время, истица с согласия администрации Новотарманского МО фактически использовала земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (для выращивания картофеля), установила на участке теплицу для выращивания овощей и сруб для выращивания рассады. С июня 2006 года полномочия по предоставлению земельных участков гражданам отнесены к Администрации Тюменского муниципального района. В сентябре 2011г. сын истицы ФИО3 обратился с заявлением о выделении ему земельного участка, однако получил отказ, мотивированный отсутствием свободных земельных участков. В январе 2012г. сын истицы погиб. ДД.ММ.ГГГГ истицей было подано в администрацию Тюменского муниципального района заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На основании указанного заявления был произведен осмотр земельного участка, в результате чего был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном 7.1 КоАП РФ вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок либо освобождении спорного судебного участка. ДД.ММ.ГГГГ истицей был получен ответ от администрации Тюменского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка площадью 580 кв.м. под ведение личного подсобного хозяйства, причиной отказа в предоставлении участка является наличие на нем нежилых строений (сруба и теплицы) возведенных истицей. Истице было предложено предоставить правоустанавливающие документы на постройки, данный отказ истица считает незаконным, поскольку действующее земельным законодательством не предусмотрено прямого запрета на предоставление земельных участков занятых строениями и не оформленных надлежащим образом. Истица не имеет возможности оформить права на постройки в связи с тем, что отсутствуют надлежащим образом оформленные права на земельный участок, В настоящее время участок как объект не сформирован, несмотря на наличие адреса, фактических границ и установленной площади. Требований к истице о сносе строения, а также об освобождении земель участка, не предъявлено. Таким образом, истица лишена возможности реализовать свои права на оформление земельного участка, пользование которым никем не оспаривается, иным, кроме судебного, образом.

Истец Обелец Г.Г.. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд представила заявление о рассмотрении дела без неё с участием представителя (л.д.32).

Третье лицо - Новотарманское МО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суде представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя (л.д.31).

Судом в соответствие с ч.5 ст.167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель истца – Сутягина Н.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), в судебном заседании уточнила исковые требования. Просит обязать Администрацию Тюменского муниципального района утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о передаче в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 33).В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала с учетом уточнения.

Представитель ответчика – Администрации Тюменского муниципального района – Малыгина Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), против удовлетворения требований не возражала. Пояснила, что единственным основанием для отказа является наличие построек на участке. В настоящее время оформить аренду невозможно в виду того, что участок не поставлен на кадастровый учет.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями закона, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено.

Обелец Г.Г. является собственником земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.13).

С июня 2006 года полномочия по предоставлению земельных участков гражданам отнесены к Администрации Тюменского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ истицей был получен ответ об отказе в предоставлении земельного участка площадью 580 кв.м., мотивированный наличием строений на испрашиваемом земельном участке (л.д.9).

На спорном земельном участке имеется строение: баня, теплица, что подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23)

В настоящее время истец не имеет возможности оформить права на строение, в связи с отсутствием прав на земельный участок.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

    Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату, а также бесплатно, в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление земельных участков, на которых расположены строения. В судебном заседании с необходимой и достаточной достоверностью установлено, что строение, расположенное на спорном участке, возведено истцом своими силами. Это обстоятельство установлено из объяснений представителя истца, подтверждено другими письменными доказательствами.

Вместе с тем статья 34 ЗК РФ регламентирует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 34 ЗК РФ.

В указанном в пункте 2 этой статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, требование истца подлежат удовлетворению.

Требований к истцу о сносе строения, а также об освобождении земельного участка, на момент рассмотрение дела не предъявлено. Фактическое пользование истцом длительное время с 2004 года испрашиваемым им земельным участком, стороной ответчика не оспорено.

Полномочия по надлежащему формированию границ земельного участка и выдачи документов о его предоставлении, на 2004 год были возложены на органы местного самоуправления. Данная обязанность Администрацией Новотарманского МО не была выполнена, в связи с чем в настоящее время у истца отсутствуют какие-либо права на земельный участок. По указанному основанию истец был привлечен к Административной ответственности на основании Протокола об административном правонарушении (л.д. 15). В настоящее время у Администрации Новотарманского МО отсутствуют полномочия по предоставлению земельных участков.

Иным способом, кроме судебного, истец лишен возможности реализовать свои права на оформление земельного участка, пользование которым ни кем не оспаривается, а следовательно, лишен возможности, оформить права на земельный участок, в соответствии с его разрешенным использованием.

В силу п.3 ч.1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ является присуждение исполнение обязанности в натуре.

Исходя из обстоятельств, установленных судом, руководствуясь интересами гражданина, права которого на надлежаще оформление земельного участка были нарушены органом местного самоуправления. Суд считает требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 28, 29, 30, 60 Земельного кодекса РФ, ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    

Исковые требования Обелец ФИО10 удовлетворить.

Обязать администрацию Тюменского муниципального района:

- утвердить и выдать Обелец ФИО11 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане соответствующей территории, для обеспечения Обелец Г.Г. за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ;

-в двухнедельный срок со дня составления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка , расположенного по адресу <адрес>, принять решение о передаче его в аренду Обелец Г.Г. для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем направления апелляционной жалобы через Тюменский районный суд..

Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2012 года.

    Судья (подпись) Т.А. Дорошкевич

Копия верна:

Судья Т.А. Дорошкевич