Зыков Александр Владимирович, 12-1/2011



Р Е Ш Е Н И Е

По жалобе на постановление № о назначении административного наказания

г. Тюмень 28 января 2011 года

Судья Тюменского районного суда Тюменской области Якубовская Г.А.,

с участием

заявителя директора <данные изъяты> Зыкова А.В.,

представителя заявителя - адвоката Дудина В.А., действующего на основании ордера № 13 от 27 июля 2010 года,

представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области по доверенности Низамова Р.М.,

при секретарях: Плёнкиной А.П., Шейко Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора <данные изъяты> Зыкова ФИО9 на постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по геологическому контролю ФИО4 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Тюменской области по геологическому контролю ФИО4 было вынесено постановление № в отношении должностного лица - директора <данные изъяты> Зыкова А.В. за нарушение ст. 11; п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 - за пользование недрами без лицензии и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, в доход государства.

В жалобе директор <данные изъяты> просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основаниями указано, то, что согласно Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г., «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Согласно экспертного заключения Эксперта по сертификации почв земельных участков и грунтов ФГУ Государственной станции Агрохимической службы «Тюменская» ФИО5 от 16.06.2010г.: «Почва земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705 001:0054, принадлежащего на праве собственности <данные изъяты> свидетельство <адрес> является торфяно-перегнойной типичной на мелком торфе (глубина залегания 25-30 см). Торфообразователями послужили осоки, тростник, гипнум и др. растения. Небольшой торфяной слой подстилается песком». Из данного заключения следует, что почва указанного участка является торфяно-перегнойной.

Из оспариваемого Постановления следует, что «глубина разработки примерно составляет 0,5 м». Вышеуказанное позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, торфяно-перегнойный слой, находящийся на принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> земельном участке, по своему агрохимическому составу относится не к недрам, а к почвенному плодородному слою, т.е. к почве, а не к недрам.

Во-вторых, поскольку «глубина разработки примерно составляет 0,5 м», т.е. находится в плодородном слое почвы, а недрами, согласно Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г., является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, то его действия не могут быть квалифицированы как «пользование недрами без лицензии на пользование недрами».

Таким образом, отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В оспариваемом Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на поле, расположенном на территории Тюменского района в районе <адрес> по моему указанию «осуществлялась добыча общераспространённых полезных ископаемых (торф) в отсутствии лицензии на пользование недрами». Между тем, добыча полезных ископаемых (минерального сырья) - это «изъятие из недр земли горючих материалов (уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф и т.п.), руд, нерудного сырья и др. полезных компонентов с обогащением полезных ископаемых или без него» (см. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь - справочник. -М.: Мысль. 1990. С. 117-118). Однако, во-первых, как указывалось выше, почва земельного участка, находящегося на указанном в оспариваемом Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «поле, расположенном на территории Тюменского района Тюменской области в районе <адрес>», является торфяно-перегнойной почвой, а не чистым торфом. Во-вторых, <данные изъяты> не производило «изъятие из недр земли» этой торфяно-перегнойной почвы, поскольку плодородный слой почвы не является недрами. В-третьих, <данные изъяты> фактически не осуществляло добычу торфа, а производило частичное снятие поверхностного торфяно-перегнойного слоя почвы с целью уплотнения, т.е. улучшения структуры почвы с её последующим дискованием для улучшения плодородия почвы и повышения урожайности данного земельного участка и удобства его обрабатывания. А снятую часть торфяно-перегнойного поверхностного слоя почвы с этого земельного участка перевозило на другие земельные участки, находящиеся в собственности <данные изъяты> целью их выравнивания, планировки и дискования для восстановления и повышения их плодородия, а также с целью ввода в оборот запущенной и ранее не используемой пашни, т.е. с целью технической рекультивации собственных земель.

Таким образом, <данные изъяты> не совершало нарушений ст. 11; п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года, т.е, техническая рекультивация земель, т.е. «планировка, формирование откосов, снятие, транспортировка и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли» не является нарушением пользования недрами и для неё на требуется получение лицензии. Следовательно, отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. «к» ч. 1 Конституции РФ, законодательство о недрах находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). Статьёй 19 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ) установлено: «Собственники земельных участков, землепользователи, земледельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ). Статьёй 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 «О недропользовании в Тюменской области» установлено: «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров» (п. 1 ст. 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 в ред. Закона Тюменской области от 06.07.2009 № 43). «Добыча общераспространённых полезных ископаемых осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков без применения взрывных и гидромеханизированных работ, для своих нужд, без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции, без использования указанных полезных ископаемых на производственные цели» (п. 2 ст. 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 в ред. Закона Тюменской области от 06.07.2009 № 43).

«Лица, осуществляющие добычу общераспространённых полезных ископаемых в соответствии с настоящей статьёй не являются пользователями недр» (п. 3 ст. 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 в ред. Закона Тюменской области от 06.07.2009 № 43).

«Лицам, осуществляющим добычу общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с настоящей статьёй, оформления лицензии на право пользования недрами не требуется» (п. 4 ст. 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 (ред. от 06.07.2009) «О недропользовании в Тюменской области»).

Таким образом, поскольку <данные изъяты> является собственником поля, расположенного на территории Тюменского района Тюменской области в районе <адрес> ориентировочно 3 км вправо от трассы», то даже, если бы <данные изъяты> действительно осуществляло добычу чистого торфа на данном участке с глубиной разработки для своих нужд до пяти метров, а не частичное снятие плодородного торфяно-перегнойного слоя почвы, которая не является недрами, с целью «планировки, формирования откосов, снятия, транспортировки и нанесения почв и плодородных пород на рекультивируемые земли», также находящиеся в собственности <данные изъяты> (см. пункты 1 и 2 настоящей жалобы), то и в этом случае, в силу ст. 5 Закона Тюменской области от 06.10.2005 № 402 (в ред. от 06.07.2009г.) «О недропользовании в Тюменской области», ему бы для этого не потребовалось оформления лицензии на право пользования недрами. Следовательно, отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.к. отсутствуют противоправные, виновные действия (бездействие) <данные изъяты> как юридического лица, так и Зыкова, как должностного лица (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В судебном заседании директор <данные изъяты> - Зыков А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Кроме того, пояснил, что доказательства, заложенные при вынесении постановления о назначении наказания от ДД.ММ.ГГГГ, являются недопустимыми доказательствами. <данные изъяты> имеет в собственности более 20 земельных участков. Структура почвы на каждом участке неоднородная. Некоторые участки непригодны для сельскохозяйственного производства. Он же с одного земельного участка снимал верхний слой и перевозил на другой участок для удобрения и разработки земель для сельскохозяйственного производства. С 2003 года освоено более 900 га, введено в оборот 389 га пашни. Освоение земель ведётся в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области, выделяются субсидии. Полагает, что он действовал в интересах Государства, в интересах граждан. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, Зыков А.В. полагает, что получить лицензию на добычу общераспространённых полезных ископаемых в Департаменте практически невозможно, что потребует массы времени и денежных затрат.

Представитель заявителя - адвоката Дудин В.А. доводы жалобы в судебном заседании поддержал в полном объёме.

Представитель Департамента недропользования Низамов Р.М. с жалобой не согласился, пояснил, <данные изъяты> осуществлялась добыча общераспространённых полезных ископаемых ( торфа) в отсутствии лицензии на пользование недрами. Добыча торфа производилась бульдозером без государственных регистрационных номеров и автопогрузчиком, который принадлежит <данные изъяты> Добытый торф отгружался в самосвалы и вывозились за пределы разрабатываемого участка недр. Ориентировочные размеры разработки 200мх 400 м, глубина разработки составляет 0,5 м. Площадь разработанного участка недр ориентировочно составляет 80 000 квадратных метра. Согласно реестру лицензий предприятий недропользователей, осуществляющих добычу общераспространённых полезных ископаемых на территории юга Тюменской области, лицензия на пользование недрами с целью добычи общераспространённых полезных ископаемых на участках отсутствует, что является нарушением ст.23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года « О недрах».

Проверив и оценив исследованные доказательства, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно постановлению о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по геологическому контролю ФИО4 должное лицо директор <данные изъяты> Зыков А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а именно: ДД.ММ.ГГГГ на поле, расположенном на территории Тюменского района Тюменской области в районе <адрес> ориентировочно 3 км вправо от трассы, по указанию должностного лица - директора <данные изъяты> Зыкова А.В. осуществлялась добыча общераспространенных полезных ископаемых (торф) в отсутствии лицензии на пользование недрами. Добыча торфа производилась бульдозером без государственных регистрационных номеров и автопогрузчиком, государственный регистрационный знак № принадлежащий <данные изъяты> Добытый торф отгружался автопогрузчиком в автосамосвалы (государственные регистрационные номера №; №; №; №) и вывозился за пределы разрабатываемого участка недр. Ориентировочные размеры участка разработки 200 х 400 м, глубина разработки примерно составляет 0,5 м. Площадь разработанного участка недр ориентировочно составляет 80 000 м2 (л.д.7).

Протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ «О недрах», Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, обращения <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> о незаконной добыче торфа в районе <адрес> Тюменского района Тюменской области, был произведён осмотр участка недр, расположенного на <адрес> ориентировочно 3 км вправо от трассы, в присутствии понятых, было установлено, что в районе <адрес> Тюменского района, Тюменской области на <адрес> ориентировочно 3 км вправо от трассы на поле осуществляется разработка участка недр с целью добычи торфа. Лицензия на право пользования недрами с целью добычи торфа на данный участок недр отсутствует. Объём добытого торфа ориентировочно составил 198 000 м3 (л.д. 13-14).

Предписанием об устранении нарушений законодательства РФ в сфере недропользования от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> предписывалось остановить производство работ по добыче и отгрузке общераспространённого полезного ископаемого с ДД.ММ.ГГГГ до устранения выявленных нарушений законодательства РФ в сфере недропользования (л.д. 12).

Кроме того, по ходатайству сторон в судебном заседании было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении судебно-почвоведческой экспертизы. Согласно заключению, которой из проанализированных проб с земельных участков, принадлежащих на праве собственности <данные изъяты> можно классифицировать как торф.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судом достоверно установлено, что должностное лицо - директор <данные изъяты> допустило нарушение требований порядка пользования недрами с целью добычи общераспространённых полезных ископаемых.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра и недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения ( Закон РФ « О недрах»). Данный Закон регулирует, в том числе отношения, связанные с использованием торфа.

Согласно п.6.1 ст.3, п.7 ст.4 Закона « О недрах» федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и субъекты РФ совместно формируют региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространённым полезным ископаемым ( ОПИ). Согласно перечню ОПИ по Тюменской области, торф является общераспространённым полезным ископаемым. Торфяные месторождения расположены на земельной поверхности, к правоотношениям по использованию торфа относится Закон « О недрах». В соответствии с п.1 ст.23 Закона « О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. В соответствии со ст.11 Закона РФ « О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющем право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Таким образом, общераспространённые полезные ископаемые, которые собственник земельного участка может использовать для собственных нужд, не входят в состав земельного участка как объекта права частной собственности.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона Тюменской области « 402 от 06.10.2005 г. « О недропользовании в Тюменской области», добыча общераспространённых полезных ископаемых земельных участков собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков осуществляется без применения взрывных и гидромеханизированных работ, для своих нужд, без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции, без использования указанных полезных ископаемых на производственные цели. Под сельскохозяйственным производством признаётся совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Согласно инструкции Госналогслужбы России от 31.12.1996 года, понятие « для своих нужд» - без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования полезных ископаемых на производственные и технологические цели. Как следует из материалов дела, <данные изъяты> осуществляло добычу торфа с последующей вывозкой за пределы земельного участка для удобства обрабатывания( то есть производственные цели) и для повышения урожайности ( т.е. реализации продукции, созданной на основе торфа.

Объективная сторона правонарушения выражается в пользовании недрами без разрешения ( лицензии).

Таким образом, суд находит Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания законным и обоснованным.

Оснований для отмены или изменения состоявшегося решения судом апелляционной инстанции не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом. Все доказательства по делу об административном правонарушении добыты без нарушений норм административного права, которым дана оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая данные о том, что допущенное нарушение после его выявления устранены, суд считает, что у должностного лица была возможность для соблюдения правил и норм, однако, меры по их соблюдению приняты не были.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по геологическому контролю ФИО4 о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО «<данные изъяты> Зыкова ФИО10 - оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы.

Судья Тюменского районного суда

Тюменской области Г.А. Якубовская