о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести очистку земельных участков от отходов (не вступило в законную силу)



Дело № 2-65/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Ромашовой Т.А.,

при секретаре: Цыганковой Е.И.,

с участием помощника прокурора Тюменцевского района Карповой А.Н., представителя ответчика Попова А.Ю., представителя третьего лица Глотова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тюменцевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тюменцевского сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести очистку земельных участков от отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюменцевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Тюменцевского сельсовета с указанным иском.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенных прокуратурой Тюменцевского района в марте 2011 года рейдов по выявлению несанкционированных свалок в с.Тюменцево выявлено 3 земельных участка, на которых расположены твердые бытовые отходы:

1) земельный участок №1, граница которого расположена на расстоянии 10 метров от тыльной стороны здания <данные изъяты> (<адрес>), на котором располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора площадью 4 кв.м;

2) земельный участок № 2, граница которого расположена на расстоянии 8 метров от подъезда №1 многоквартирного дома по адресу <адрес>, в сторону дома по адресу: <адрес>, на котором располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора площадью 2 кв.м;

3) земельный участок № 3, граница которого расположена на расстоянии 20 метров от тыльной стороны многоквартирного дома по адресу <адрес>, в сторону <адрес>, а также на расстоянии 2 метров с правой стороны от границы детской площадки <данные изъяты> на котором располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора площадью 8 кв.м, о чем составлены соответствующие акты. В ходе проверки установить лиц, складирующих бытовые отходы на данных участках местности, не удалось.

Все указанные загрязненные земельные участки относятся к землям общего пользования, категория – земли населенного пункта.

Решением Тюменцевского районного суда от 04.02.2011 администрации Тюменцевского сельсовета вменены в обязанность организация сбора и вывоза бытовых отходов с подведомственной территории. В указанном решении, не конкретизируя местоположения земельных участков с.Тюменцево, занятых несанкционированными свалками, суд признал бездействие ответчика по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным. Несмотря на то, что с момента принятия решения прошло более одного месяца, указанные земельные участки по-прежнему заняты бытовыми отходами, используются под размещение несанкционированных свалок.

Статьей 51 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст.13 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.18 ст.14 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Согласно ст.22 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Пунктом 19 ст.3 Устава муниципального образования Тюменцевский сельсовет к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов.

Бездействие администрации Тюменцевского сельсовета по неосуществлению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения ведет к нарушению конституционного права жителей Тюменцевского сельского поселения Тюменцевского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Тюменцевского сельсовета по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с земельного участка, расположенного на расстоянии 10 метров от тыльной стороны здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>, площадью 4 кв.м, с земельного участка, расположенного на расстоянии 8 метров от подъезда № 1 многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в сторону дома по адресу: <адрес>, площадью 2 кв.м, с земельного участка, расположенного на расстоянии 20 метров от тыльной стороны многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в сторону <адрес>, а также на расстоянии 2 метров с правой стороны от границы детской площадки <данные изъяты> площадью 8 кв.м, незаконными; обязать администрацию Тюменцевского сельсовета организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с указанных земельных участков путем их очистки от отходов.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае.

В судебном заседании помощник прокурора Тюменцевского района Карпова А.Н. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что земельный участок №2 расположен на расстоянии 8 метров от подъезда №1 многоквартирного дома по адресу: <адрес> в сторону дома по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 2 кв.метра.

Представитель ответчика – Администрации Тюменцевского сельсовета Попов А.Ю. исковые требования признал, пояснил, что для вывоза и сбора твердых бытовых отходов и мусора администрацией сельсовета создано МУП «Комхоз». В связи с тем, что дома, около которых расположены несанкционированные свалки, входят в ТСЖ «Наш дом», то организовать сбор и вывоз мусора должно, в том числе и данное ТСЖ. В настоящее время свалки не оттаяли после зимы, поэтому убрать их возможно только после оттаивания.

Представитель третьего лица – Управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае Глотов П.С. с исковыми требованиями согласен, считает их обоснованными.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Частью 1 ст.51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 данной статьи устанавливает запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Отходы производства и потребления в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с ч.1 ст.13 данного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из системного толкования ч.2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п.18 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора осуществляют органы местного самоуправления поселений

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Из ч.2 ст.2 данного Закона следует, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч.1 ст.22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Актами проверок №1-3 от 14.03.2011 заместителем прокурора Тюменцевского района зафиксировано расположение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, указанных в исковом заявлении (л.д.6-10).

Таким образом, наличие несанкционированных свалок в с.Тюменцево свидетельствует о нарушении требований ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и непринятии Администрацией Тюменцевского сельсовета мер по организации деятельности в области обращения с отходами, т.е. организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования Тюменцевский сельсовет, и, соответственно, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения поселения.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Как установлено в судебном заседании вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, отнесенные к компетенции ответчика Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об отходах производства и потребления», последним не решаются.

Согласно ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Доводы представителя ответчика о том, что для сбора и вывоза мусора и бытовых отходов администрацией Тюменцевского сельсовета создано МУП «Комхоз», в связи с чем, обязанность по организации и вывозу бытовых отходов и мусора ответчиком исполнена, суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с земельных участков, расположенных на территориях, прилегающих к жилым домам, указанных истцом, ответчиком не организован. Твердые бытовые отходы складируются на территориях, прилегающих к жилым домам, и на полигон твердых бытовых отходов не вывозятся. Из представленных истцом суду доказательств видно, что на указанных земельных участках, прилегающих к жилым домам, имеются несанкционированные свалки, возникшие хаотично, куда жильцы домов сбрасывают твердые бытовые отходы. При этом твердые бытовые отходы сбрасываются на почву, участки которой не огорожены и не оборудованы под сбор твердых бытовых отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с земельных участков, прилегающих к жилым домам, должно ТСЖ «Наш дом» не основаны на законе, поскольку данная обязанность законодательством на товарищество собственников жилья не возложена.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения ответчиком обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов – до 01 июня 2011 года.

На основании ст. 103 ГПК с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тюменцевского сельсовета Тюменцевского района по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 10 метров от тыльной стороны здания <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, площадью 4 кв.м;

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 8 метров от подъезда №1 <адрес> в <адрес> в сторону <адрес> по <адрес> в <адрес>, площадью 2 кв.м;

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 20 метров от тыльной стороны <адрес> в <адрес> в сторону <адрес> в <адрес>, а также на расстоянии 2 метров с правой стороны от границ детской площадки <данные изъяты>» площадью 8 кв.м.

Обязать администрацию Тюменцевского сельсовета Тюменцевского района в срок до 1 июня 2011 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 10 метров от тыльной стороны здания <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, площадью 4 кв.м;

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 8 метров от подъезда №1 <адрес> в <адрес> в сторону <адрес> по <адрес> в <адрес>, площадью 2 кв.м;

- с земельного участка, расположенного на расстоянии 20 метров от тыльной стороны <адрес> в <адрес> в сторону <адрес> в <адрес>, а также на расстоянии 2 метров с правой стороны от границ детской площадки <данные изъяты> площадью 8 кв.м

путем очистки земельных участков от отходов.

Взыскать с администрации Тюменцевского сельсовета Тюменцевского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Тюменцевский районный суд.

Судья Тюменцевского

районного суда Т.А.Ромашова

Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2011