Дело №2-208/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года с. Тюменцево Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего: судьи Кушнарева В.С., при секретаре Вигонт Н.А., с участием и.о. прокурора Тюменцевского района Шишова Е.Н., представителя ответчика Батищевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменцевского района в интересах Российской Федерации к Администрации Тюменцевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять муниципальный правовой акт по профилактике экстремизма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тюменцевского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Тюменцевского района Алтайского края, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Тюменцевского района в части непринятия мер по профилактике экстремизма на подведомственной территории, возложить на ответчика обязанность принять муниципальную программу по профилактике экстремизма, возложить обязанность по созданию координационного органа в форме межведомственной комиссии по профилактике правонарушений с целью координации деятельности органов исполнительной власти района, органов местного самоуправления, правоохранительных, контролирующих органов, учреждений социальной сферы по предупреждению и пресечению антиобщественных проявлений и определить конкретное должностное лицо – муниципального служащего Администрации Тюменцевского района, ответственного за вопросы профилактики экстремизма на территории района, наделив его соответствующими должностными обязанностями. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка осуществления органами местного самоуправления Тюменцевского района полномочий в сфере профилактики экстремизма. Установлено, что деятельность Администрации Тюменцевского района в указанной сфере не соответствует требованиям закона. Основным нормативным правовым актом на федеральном уровне в названной сфере является ФЗ-114 от 25.07.2002г. «О противодействии экстремистской деятельности». В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования. Аналогичное полномочие содержится в Уставе Муниципального образования «Тюменцевский» район. В ходе проверки установлено, что помимо закрепления соответствующих полномочий в качестве уставных, какие-либо конкретные мероприятия ответчиком в названной сфере не проводятся. Наибольшая эффективность профилактических мер достигается, если она организуется в рамках соответствующих программных документов при надлежащем финансировании запланированных мероприятий и их выполнении. Между тем, районная целевая программа в названной сфере до настоящего времени не принята. Раздел действующей районной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Тюменцевском районе на 2009-2012гг.», посвященный организации постоянной разъяснительной работы в средствах массовой информации по вопросам предупреждения проявления экстремизма в молодежной среде, безусловно, не может заменить собой отдельную целевую программу в сфере экстремизма. Финансирование на цели экстремизма касается только одного пункта: компенсации ОВД района расходов на установку тревожных кнопок в учреждениях образования. Кроме того, названная целевая программа предусматривает ряд организационных мероприятий, не требующих финансирования. Так, в качестве одной из поставленных задач программы является создание при администрации Тюменцевского района координирующего органа в форме межведомственной комиссии по профилактике правонарушений с целью координации деятельности органов исполнительной власти Тюменцевского района, органов местного самоуправления, правоохранительных, контролирующих органов, учреждений социальной сферы по предупреждению и пресечению антиобщественных проявлений. Создание указанного органа могло бы способствовать решению задач межведомственной координации, в том числе и в сфере экстремистских проявлений. Однако, как следует из решения Тюменцевского районного собрания депутатов от 30.09.2010, указанный координирующий орган при администрации района не создан, организационная работа исполнителей целевой программы признана неудовлетворительной. Таким образом, в настоящее время координирующий вопросы профилактики экстремизма орган в форме межведомственной комиссии, речь, о создании которой шел еще при утверждении Программы профилактики борьбы с правонарушителями на период 2009-2012гг., не создан. При этом Администрацией района в нарушение действующего законодательства задачи координации в сфере экстремизма формально возложены на антитеррористическую комиссию района, а фактически не осуществляется. Федеральным законодательством вопросы противодействия терроризму и экстремизму разведены, в связи с чем, возложение на АТК функций по профилактике экстремистской деятельности, межнациональных конфликтов и религиозной розни недопустимо. Таким образом, бездействие ответчика в сфере профилактики экстремизма создает почву для его проявления. Неисполнение ответчиком своих обязанностей в сфере профилактики экстремизма, относящейся к приоритетным направлениям работы органов местного самоуправления, в части принятия муниципальной программы в сфере профилактики экстремизма может угрожать безопасности государства, его гражданам. В судебном заседании и.о. прокурора Тюменцевского района Шишов Е.Н. уточнил требования, представив письменное заявление об уточнении исковых требований. Уточнив требования, истец просит признать незаконным бездействие Администрации Тюменцевского района Алтайского края в части непринятия мер по профилактике экстремизма на подведомственной территории, возложить на Администрацию Тюменцевского района Алтайского края обязанность принять муниципальный правовой акт по профилактике экстремизма, создать при Администрации Тюменцевского района координационный орган по профилактике экстремизма, определить конкретное должностное лицо – муниципального служащего Администрации Тюменцевского района, ответственного за вопросы профилактики экстремизма на территории района, наделив его соответствующими должностными обязанностями. Истец уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что деятельность органа местного самоуправления в сфере противодействия экстремисткой деятельности является приоритетной. Приоритетный порядок предполагает уделять пристальное внимание этому направлению деятельности. Уставом муниципального образования предусмотрена обязанность по проведению профилактики экстремизма. Однако Администрацией Тюменцевского района не создан координирующий орган, нет плана профилактических мероприятий по противодействию экстремизма. Истец согласен с тем, чтобы ответчиком был принят муниципальный правовой акт о профилактике экстремизма, пусть он будет в форме плана. Должно быть назначено определенное должностное лицо, ответственное за вопросы профилактики экстремизма, наделенное определенными должностными полномочиями. По третьему требованию считает, что орган местного самоуправления сам должен определить, какой ему необходимо создать орган, который бы занимался вопросами профилактики экстремизма на территории Тюменцевского района. Представитель ответчика - Администрации Тюменцевского района Батищева Н.Б. уточненные исковые требования признала полностью и пояснила, что действительно в работе Администрации в вопросах профилактики экстремизма имеются недостатки. Вопросами профилактики экстремизма в районе занимается антитеррористическая комиссия, отдельно такая комиссия не создана. Она согласна с требованиями истца в уточненном варианте: принять муниципальный правовой акт по профилактике экстремизма, создать координационный орган и определить конкретное должностное лицо, которое бы занималось вопросами профилактики экстремизма. Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам. Представителем ответчика в судебном заседании представлено письменное заявление о признании им иска, которое судом приобщено к материалам дела. В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчик иск признал добровольно, признание иска не противоречит требованиям Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.8 ст.5 Устава муниципального образования «Тюменцевский район» и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому у суда имеются основания для принятия признания иска ответчиком. Суд принимает признание иска ответчиком. В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Руководствуясь ст. 39, 173, ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Тюменцевского района удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие Администрации Тюменцевского района Алтайского края в части непринятия мер по профилактике экстремизма на подведомственной территории. Возложить на Администрацию Тюменцевского района Алтайского края обязанность принять муниципальный правовой акт по профилактике экстремизма. Создать при Администрации Тюменцевского района координационный орган по профилактике экстремизма. Определить конкретное должностное лицо – муниципального служащего Администрации Тюменцевского района, ответственного за вопросы профилактики экстремизма на территории Тюменцевского района, наделив его соответствующими должностными обязанностями. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Тюменцевский районный суд. Председательствующий Кушнарев В.С.