Дело №2-218/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года с. Тюменцево Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего: судьи Кушнарева В.С., при секретаре Вигонт Н.А., с участием помощника прокурора Тюменцевского района Карповой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменцевского района в интересах Российской Федерации к Администрации Тюменцевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тюменцевского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Тюменцевского района Алтайского края, в котором просит признать бездействие Администрации Тюменцевского района в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов незаконным и обязать ответчика провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов администрации Тюменцевского района, Тюменцевского районного Собрания депутатов в соответствии с установленными требованиями. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Тюменцевского района в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что Администрацией Тюменцевского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции – деятельность органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии с п.2 ст.6 указанного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. На основании п.4 ст.3 закона №172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 ч. 1 ст.4 закона). Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Решением Собрания депутатов Тюменцевского района от 30.06.2010 № 99 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. Согласно п.1 данного решения экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность (далее – антикоррупционная экспертиза) является мерой по профилактике коррупции в Тюменцевском районе и направлена на выявление коррупционных факторов. Порядок определяет предмет антикоорпционной экспертизы: решения Тюменцевского районного Собрания депутатов, постановления и распоряжения Администрации Тюменцевского района нормативного характера, а также их проекты (п.2). Для проведения антикоррупционной экспертизы распоряжением главы администрации Тюменцевского района создается комиссия (п.п. 6-8). Проекты нормативных правовых актов, вносящие изменения в действующие нормативные правовые акты, проходят антикоррупционную экспертизу в том же порядке, что и основной правовой акт (п.12 Порядка). В пояснительной записке к проектам правовых актов, вносимым на рассмотрение в районное Собрание депутатов, или в ином сопроводительном документе к проектам постановлений или распоряжение Администрации района должен быть отражен результат проведенной разработчиком экспертизы проекта на коррупциогенность. При отсутствии коррупциогенных фактов на проекте нормативного правового акта или листе согласования ставится отметка об отсутствии коррупциогенных норм (п.15). Между тем, как следует из объяснения начальника юридического отдела Администрации Тюменцевского района Батищевой Н.Б., в должностные обязанности которой входит проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в Администрации Тюменцевского района комиссия по проведению экспертизы не создана. Проекты нормативных правовых актов оцениваются на предмет коррупциогенности, однако результат оценки в виде заключения (положительного или отрицательного) не оформляется. Подобным образом в текущем году антикоррупционная экспертиза осуществлялась только в отношении проектов нормативных правовых актов. В отношении уже принятых на основании проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза вообще не проводится. Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы в должной мере, определенной федеральным законом и муниципальным правовым актом, ответчиком не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, в связи с бездействием Администрации Тюменцевского района, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом. В судебном заседании помощник прокурора Тюменцевского района Карпова А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и дала пояснения, соответствующие исковому заявлению. Представитель ответчика Администрации Тюменцевского района в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела. От представителя ответчика поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании иска ответчиком. Заявление ответчика о признании им иска судом приобщено к материалам дела. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчик иск признал добровольно, признание иска не противоречит требованиям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому у суда имеются основания для принятия признания иска ответчиком. Суд принимает признание иска ответчиком. В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Руководствуясь ст. ст.39, 173, ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Принять признание иска ответчиком. Исковые требования прокурора Тюменцевского района удовлетворить в полном объеме. Признать бездействие Администрации Тюменцевского района в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов незаконным. Обязать Администрацию Тюменцевского района провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов администрации Тюменцевского района, Тюменцевского районного Собрания депутатов в соответствии с установленными требованиями. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Тюменцевский районный суд. Председательствующий Кушнарев В.С.