о признании незаконным решения УПФР, возложении обязанности включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, признании права на досрочную трудовую пенсию (не вступило в законную силу)



Дело №2-282/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2011 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Ромашовой Т.А.

при секретаре Вигонт Н.А.

с участием истца Линкер В.И., представителя ответчика Носыревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Линкер В.И. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Линкер В.И. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края, в котором указала, что 03 марта 2010г. обратилась в УПФР в Тюменцевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от 09 июня 2010г. ей отказано в назначении пенсии, так как не включен в специальный трудовой стаж период работы секретарем комитета комсомола в колхозе <данные изъяты> с 05.06.1983 по 24.08.1986. Считает, что указанное решение незаконно, противоречит Конституции РФ, оценка ее пенсионных прав за данный период работы должна производиться на основании постановления Совмина СССР от 17.12.1959 №1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В связи с изложенным, Линкер В.И. просит признать недействительным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе от 09.06.2010 №11 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края включить ей в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы секретарем комитета комсомола в колхозе <данные изъяты> с 05.06.1983 по 24.08.1986; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 03.03.2010; взыскать с ответчика расходы по госпошлине в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что просит назначить пенсию с 09 марта 2010г., так обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в этот день. Считает решение ответчика незаконным, так как, работая секретарем комитета комсомола, не могла предвидеть, что эта должность в настоящее время не будет засчитана в специальный стаж. В то время ей было известно, что стаж работы на данной должности являет льготным.

Представитель ответчика Носырева Н.П. иск не признала, участвуя в судебных заседаниях, пояснила, что Линкер В.И. 09 марта 2010г. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. По постановлению Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях засчитывалась в выслугу лет, если имеется не мене 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии. 2/3 специального стажа должно быть на момент отмены данного постановления, то есть на 01.10.1993, у истицы это требование не соблюдено, значить у нее нет права на получение досрочной пенсии. Сам факт работы Линкер В.И. секретарем комитета комсомола в колхозе <данные изъяты> с 05 июня 1983г. по 24 августа 1986г. ответчиком не оспаривается. Линкер В.И. зачтено в льготный стаж 23 года 05 месяцев 1 день, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как было установлено в судебном заседании Линкер В.И. 09 марта 2010г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Материалами дела подтверждается, что Линкер В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем истории в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – техником отдела <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем географии <данные изъяты> школы; с 05.06.1983 по 24.08.1986 -секретарем комитета комсомола колхоза <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ назначена учителем истории в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем директора <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности, оставлена учителем истории этой же школы; ДД.ММ.ГГГГ назначена директором <данные изъяты>.

По общему правилу, согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» женщины, достигшие возраста 55 лет, имеют право на трудовую пенсию по старости.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч.2 ст.27 данного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В разделе «Наименование должностей» Списка должность секретаря комитета комсомола не указана.

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе от 09.06.2010 №11 Линкер В.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (л.д. 6-8).

Отказывая Линкер В.И. в назначении трудовой пенсии по старости ответчик исходил из того, что на момент обращения в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, должность секретаря комсомола в колхозе им.Свердлова, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данная должность не была так же предусмотрена Списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 и постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 №1067. В педагогический стаж Линкер В.И. зачтено 23 года 05 месяцев 01 день.

Отказ ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе является незаконным по следующим основаниям.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Линкер В.И. с 05.06.1983 по 24.08.1986 действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с подп. «а» п. 1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

В силу п.4 данного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Спорным периодом работы Линкер В.И. является период работы на выборной должности в качестве секретаря комитета комсомола колхоза <данные изъяты> с 05.06.1983 по 24.08.1986.

Из материалов дела следует, что на момент обращения 09.03.2010 Линкер В.И. с заявлением в УПФР о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ее неоспариваемый ответчиком педагогический стаж составлял 23 года 05 месяцев 01 день, что более 16 лет 8 месяцев - 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, указанным выше.

По указанным основаниям спорный период должен быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

С учетом включения спорного периода в специальный стаж у Линкер В.И. имелся необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специальный стаж на день ее обращения с заявлением о назначении пенсии.

Согласно п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между партийной работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Из трудовых книжек истца следует, что после увольнения ДД.ММ.ГГГГ с работы в должности секретаря комитета комсомола колхоза <данные изъяты> она ДД.ММ.ГГГГ была назначена учителем <данные изъяты>, то есть на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Таким образом, Линкер В.И. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права, с ними согласиться нельзя.

Таким образом, оценивая в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом вышеизложенного, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у Линкер В.И. возникает с момента обращения к ответчику – 09 марта 2010г.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные в связи с оплатой госпошлины при подаче иска, в сумме 200 рублей (л.д. 2).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Линкер В.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края от 09.06.2010 №11 об отказе Линкер В.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края включить в трудовой стаж Линкер В.И. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола колхоза <данные изъяты>.

Признать за Линкер В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края назначить Линкер В.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения – с 09 марта 2010г.

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края в пользу Линкер В.И. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тюменцевский районный суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.А. Ромашова

Решение в окончательной форме принято 02.11.2011