Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
25 августа 2010 года гор. Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Долгих С.Г., при секретаре Евдокименко Т.С., с участием истца Щекота Н. Т., её представителя П., представителя МУЗ «Тулунская городская больница» Поповой Н. П., рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-797 (10 г.) по иску Щекота Н. Т. к Муниципальному Учреждению Здравоохранения «Тулунская городская больница», Муниципальному учреждению «Администрация городского округа» Муниципального образования» - «город Тулун» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления районного коэффициента, процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о возложении обязанности по финансовому обеспечению выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, умноженной на тарифный коэффициент и процентной надбавки,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований Щекота Н. Т. указала, что работает в МУЗ «Тулунская городская больница», детской поликлинике в должности старшей медицинской сестры педиатрического отделения. МУЗ «Тулунская городская больница» является бюджетным учреждением, учредителем является администрация города. Оплата труда осуществляется на основе тарифной системы, установленной в соответствии с постановлением администрации города № 1303 от 8 октября 2007 года. В соответствии с постановлением, тарифная система включает в себя тарифные ставки (оклады), 18-разрядную тарифную сетку и межразрядные коэффициенты. Тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий межразрядный коэффициент (для работников у которых оплата труда осуществляется со второго и последующие разряды). Ей за выполнение трудовых обязанностей старшей медицинской сестры педиатрического отделения установлена ставка, соответствующая двенадцатому разряду тарифной сетки в размере 3878, 58 рублей. Кроме ставки истцу выплачивается межтарифный коэффициент 2.423 к базовой ставке, районный коэффициент в размере 30 процентов, процентная надбавка в размере 30 процентов. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
В обоснование приводит следующее:
законодательное определение понятия заработной платы устанавливается в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, согласно которой заработной платой (оплатой труда работника) является как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества условий выполняемой работы (это тарифная ставка, оклад), так и вознаграждение в виде компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях), и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом, в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 129, ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных обязанностей) определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих выплат. Вознаграждение за труд является первым по значимости слагаемым элементом заработной платы (ст. 129 Трудового кодекса РФ). С 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» были внесены изменения относительно величины минимального размера оплаты труда, который составил 4330 рублей.
Истец считает, что поскольку она проживает и работает в местности, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то и минимальный размер оплаты труда должен выплачиваться ей с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Факт установления одновременно на всей территории Российской Федерации единого минимального размера оплаты труда, равного 4330 рублям, свидетельствует, что он установлен без учета особенностей, связанных с работой в особых климатических условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д. Следовательно, установленный на Федеральном уровне минимальный размер оплаты труда не может обеспечить справедливого вознаграждения за труд, справедливой дифференциации за труд, выполненный в неодинаковых условиях. Учитывая, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ), установлен Федеральным законом, а также то, что в Иркутской области минимальный размер оплаты труда, который бы учитывал региональные особенности, не установлен, то установленный на Федеральном уровне минимальный размер оплаты труда должен являться «базовым» и выплачиваться с учётом местных особенностей, т.е. с учётом всех условий, в которых выполняется работа. Согласно статьи 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Основанием установления процентной надбавки и порядка её выплаты является ст. ст. 10, 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В соответствии с преамбулой указанного выше Закона РФ, цель установленных государственных гарантий и компенсаций - возмещение материальных физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, т.е. особых условиях. Исходя из буквального смысла приведенных норм Трудового законодательства (ст. ст. 129, 315-317 Трудового кодекса РФ), компенсационные выплаты, хотя и являются слагаемыми элементами заработной платы как окончательной суммы, причитающейся работнику к оплате по труду, однако порядок подсчета этой суммы для оплаты труда, осуществляемый в Северных районах, свидетельствует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются сверх заработной платы, исчисленной работнику в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества труда (ст. 132 Трудового кодекса РФ). Таким образом, механизм установления данных выплат не находится в зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда. В противном случае, повышающий характер данной компенсации не имеет социально правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями, и без таковых. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения труда без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ). Анализ правовых норм указывает на то, что Закон гарантирует дополнительные компенсации работникам, в том числе в отношении оплаты труда в связи с проживанием и работой в природно-климатических условиях Севера и минимальным размером оплаты труда, установленного для всех без исключения работающих граждан, полностью отработавших за месячный период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может включать в себя вышеназванные дополнительные компенсации. Иное толкование привело бы к уравниванию в оплате труда работников, и отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд (ст. 2 Трудового кодекса РФ), от обеспечения работникам равной оплаты за равноценный труд (ст. 2 Трудового кодекса РФ), отказ от государственных гарантий на повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146 Трудового кодекса РФ). Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, ст. 129 Трудового кодекса РФ содержала указание на то, что в минимальный размер оплаты труда не включаются компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Названный закон исключил данное пояснение. Однако в целом правовые нормы, не допускающие снижения размера оплаты труда, не изменились. Доказательством того, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляется и выплачивается на вознаграждение в минимальном размере оплаты труда, является позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в постановлении от 1 октября 2009 года № 1160-0-0, а также в определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О., в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 года № 1160-0-0, что правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное значение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений. Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Изменения, внесенные в ст. 129 и ст. 133 Трудового кодекса РФ Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон о минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, не затрагивают правил определения заработной платы работника и оплаты труда. Работодателем должна соблюдаться норма, гарантирующая работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы трудовых обязанностей, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. В определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О сказано, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 Трудового Кодекса РФ). Должна быть установлена обоснованная дифференцированная оплаты труда. В зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями Трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по разряду) в различных условиях. Конституционный Суд РФ, анализируя трудовое законодательство в области оплаты труда, совершенно определенно высказался, что трудовое законодательство не допускает установления заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, тарифицированную по одному разряду в различных условиях труда (вредных и Северных). Президиум Верховного Суда РФ своим постановлением в марте 2010 года также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут насчитываться в минимальный размер оплаты труда. Разъясняя вопрос, включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты. Верховный Суд Российской Федерации пояснил, что из содержания ч. 5 ст. 129 Трудового Кодекса РФ следует: тарифные ставки (должностные оклады), базовые ставки (базовые должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, и не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Эти судебные постановления: как определение Конституционного Суда РФ по конкретной жалобе, так и постановление Президиума Верховного Суда РФ, утвердившие обзор судебной практики, содержат однозначный вывод: минимальный размер оплаты труда, установленный одновременно, на всей территории Российской Федерации Федеральным Законом: не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (а он в каждом регионе устанавливается самостоятельно); размеры тарифных ставок (окладов), базовых ставок (окладов), а следовательно заработная плата любого работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не могут быть ниже минимального размера оплаты труда; компенсационные, стимулирующие, социальные и иные поощрительные выплаты, учитывающие особенности труда, условия его выполнения, отличающиеся от нормальных, не входят в минимальный размер оплаты труда и начисляются сверх его размера.
Вместе с тем, с **** года и на момент подачи заявления, как указала истец в исковом заявлении, она получает заработную плату, в которую входит:
вознаграждение за труд в виде тарифной ставки в размере 3878, 58 рублей, т.е. ниже 4330 рублей минимального размера оплаты труда;
компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях 30 процентов;
районный коэффициент 30 процентов.
Таким образом, и стимулирующие выплаты, и компенсационные выплаты включены в состав вознаграждения за труд.
Истец считает, что по основной работе её заработная плата, согласно приведенных выше доводов, должна состоять из следующих частей:
вознаграждение в размере 4330 рублей, умноженное на тарифный коэффициент разряда 2.423, по которому она работает;
начисления на разряд районного коэффициента 30 процентов и северного коэффициента 30 %.
По мнению истца, работодатель - МУЗ «Тулунская городская больница» обязан начислить и выплатить заработную плату с учетом требований Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, а администрация города, как учредитель, обязана финансово обеспечить её выплату. МУЗ «Тулунская городская больница» - медицинское учреждение. В соответствии со ст. ст. 120, 296 Гражданского кодекса РФ, её деятельность полностью финансируется администрацией города Тулуна. МУЗ «Тулунская городская больница» отвечает по своим обязательствам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Как указано в ст. 120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам, в том числе перед медицинскими работниками данного учреждения, несет собственник имущества, т. е. администрация города Тулуна. Администрация города Тулуна, как учредитель в местном бюджете, определяет объем финансовых средств на финансирование МУЗ «Тулунская городская больница», в том числе предназначенных для выплаты заработной платы в соответствии с требованиями законодательства. Однако эти требования администрацией города Тулуна не выполняются, дополнительные денежные средства МУЗ «Тулунская городская больница» на выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент разряда, по которому работает Щекота Н. Т., и начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки не выделяются.
В исковом заявлении Щекота Н. Т. указала, что из-за недостаточного финансирования МУЗ «Тулунская городская больница» фактически снижает её заработную плату за работу, выполняемую по основной работе. Размер её вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда. В нарушении требований Конституции РФ и Трудового законодательства, районный коэффициент, процентная надбавка и стимулирующие выплаты включаются в состав минимального размера оплаты труда. Как следствие нарушения требований Федерального Законодательства, с **** года по настоящее время ей не выплачивается заработная плата в полном размере. Согласно прилагаемому расчету задолженности, сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы с **** года по **** года составляет 313312 рублей 90 копеек.
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. ч. 2 и 4 ст. 3, ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 132, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ст. 315, ст. 316, ст. 317 Трудового кодекса РФ, ст. 120 Гражданского кодекса РФ ст. 23, ст. 131, истец просит признать незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполненной нормой труда не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент её разряда; признать незаконным выплату ей районного коэффициента в размере 30 процентов и процентной надбавки в размере 30 процентов в составе минимального размера оплаты труда- 4330 рублей; взыскать с МУЗ «Тулунская городская больница» в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 313312 рублей 90 копеек; возложить на МУЗ «Тулунская городская больница» обязанность по начислению и выплате её заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, т. е. тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент её разряда, выплаты районного коэффициента и процентной надбавки, а также стимулирующие выплаты - сверх фиксированного минимального размера оплаты труда; возложить на администрацию городского муниципального образования города Тулуна обязанность по обеспечению финансирования МУЗ «Тулунская городская больница» для выплаты ей, Щекота Н. Т. заработной платы, тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент разряда, по которому работает истец.
В судебном заседании истец, требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, дополнительно пояснила, что в МУЗ «Тулунская городская больница» она работает с 1973 года по настоящее время. С января 2009 года её заработная плата в размере 3878 рублей 58 копеек по табелю, согласно прилагаемым к исковому заявлению расчетным листкам, по настоящее время не менялась, выплачивалась своевременно, доплату по 12 разряду она получает в размере 2,423. , не ниже тарифного коэффициента. Районный коэффициент ей начисляется 30 процентов и получает Северные надбавки 30 процентов. Никаких стимулирующих надбавок Щекота Н. Т. не получает за работу в медицинском учреждении. За июнь 2010 года истец получила заработную плату в размере 5151 рубль 45 копеек, поскольку находилась в отпуске с мая 2010 года по июнь 2010 года. В апреле 2010 года выполняла работу по совместительству, за которую полагается доплата 245 рублей, 319 рублей, работу по совместительству она выполняет периодически. Истец пояснила, что без выполнения работы по совместительству, её заработная плата составляет примерно 8000 рублей. О том, что заработная плата ей не до начисляется и не выплачивается в должном размере Щекота Н. Т. узнала в июне 2010 года от своих коллег по работе, об этом писали в газетах. Считает, что срок исковой давности ею не пропущен, она во время обратилась в суд с исковыми требованиями. Просит удовлетворить её исковые требования в полном объеме.
Свои доводы, изложенные в исковом заявлении и в пояснении, данном суд, истец подтвердила в письменном обосновании к иску.
Представитель истца П., представляющий интересы истца по её заявлению в порядке ст. 53 ч. 6 ГПК РФ, в судебном заседании доводы истца поддержал, просил удовлетворить требования, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МУЗ «Тулунская городская больница» по доверенности от **** года - Попова Н. П. в судебном заседании исковое требования не признала в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с данными исковыми требованиями в суд. Также, дополнила, что все начисления и выплаты заработной платы, производимые истцу превышают начисление по минимальному размеру оплаты труда. Ежемесячная заработная плата получаемая истцом превышает сумму в 8000 руб. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик - МУ «Администрация городского округа» МО «город Тулун» в суд не направило своего представителя, просило рассмотреть гражданское дело по иску Щекота Н. Т. в их отсутствии, предоставило письменное Возражение на доводы истца, изложенные в исковом заявлении. В письменном Возражении ответчик не признает исковые требования по следующим основаниям. Щекота Н. Т. обратилась в Тулунский городской суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с **** года по **** года в июле 2010 года. Согласно ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Указанная статья регулирует условия, порядок и сроки реализации данного конституционного права на обращение в суд применительно к делам об оплате труда. Предусмотренный ею трёхмесячный срок выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и не соразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 295-о-о, 12.07.2005 года № 312-0). Учитывая, что заработная плата истцу начислялась своевременно, из расчетных листков истец узнавала, каким образом с ней производился расчет, знала о составе и размере своей заработной платы, ответчик полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями с **** года. В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Ссылку истца на постановление Президиума Верховного Суда РФ от **** года, которым был утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, а именно на разъяснение на вопрос № 3 Обзора МУ «Администрация городского округа» МО «город Тулун» считает необоснованной в связи с тем, что данное разъяснение было отозвано Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года. Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 1 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17.12.2009 года № 1557-О-О, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, предусматривавшей установление окладов (тарифной ставки) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда, предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным Законом. При этом, допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Следовательно, понятия «тарифная ставка, оклад» и «минимальный размер оплаты труда» не являются разнозначными и тождественными, это также подтверждается позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 10 сентября 2008 года № 83-Г08-11. На основании вышеуказанного, именно месячная заработная плата работника, включающая в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, а не тарифная ставка, как это утверждается истцом, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляет с 1 января 2009 года 4330 рублей в месяц. В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Заработная плата истца соответствует требованиям закона и условиям заключенного между муниципальным учреждением здравоохранения «Тулунская городская больница» и истцом трудового договора. В связи с вышеизложенным, по мнению ответчика, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть исковое заявление в отсутствии одной из сторон, если имеется ходатайство лица, участвующего в деле о рассмотрении искового заявления в отсутствии данного лица.
Выслушав пояснения сторон по делу, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему выводу.
Так, согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ - заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 21 Трудового кодекса РФ говорит о том, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 22 Трудового кодекса РФ говорит о том, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 Трудового кодекса РФ).
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 56 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 315 Трудового Кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
В соответствии с решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 08.04.1991 № 198 «О районном регулировании заработной платы в угледобывающих районах Иркутской области» единый районный коэффициент к заработной плате для всех работающих на территории Черемховского, Тулунского районов установлен в размере 1,3.
В обоснование исковых требований истцом предоставлены доказательства:
трудовая книжка, согласно которой истец - Щекота Н. Т. принята в детскую поликлинику на должность клинического лаборанта (запись от **** года), переведена в лабораторию ЦРБ клиническим лаборантом (запись от **** года), переведена старшей медицинской сестрой педиатрического отделения детской поликлиники (запись от **** года), присвоена высшая квалификационная категория по специальности (запись от **** года), подтверждена высшая квалификационная категория по специальности «сестринское дело в педиатрии» (запись **** года), Муниципальное Учреждение Тулунская Центральная районная больница с **** года переименована в Муниципальное Учреждение здравоохранения «Тулунская городская больница», работает по настоящее время (запись от **** года);
справка о среднемесячной заработной плате, согласно которой среднемесячная заработная плата истца составляет 10530 рублей 31 копейку;
расчетные листки с января **** года по июнь 2010 год, согласно которым должностной оклад истца по 12 разряду составляет 3878 рублей 58 копеек;
Расчет задолженности, в соответствии с которым, как считает истец, не до полученная ею сумма за **** год, **** год составляет 313312, 90 рублей;
Справка о доходах физического лица за 2009 год ... от **** года, справка о доходах физического лица за **** год ... от **** года.
В обосновании своих доводов, изложенных в Возражении, ответчиком МУЗ «Тулунская городская больница» предоставлены следующие документы:
Устав Муниципального Учреждения здравоохранения «Тулунская городская больница», свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
Согласно представленной справке о выделенных бюджетных ассигнованиях из местного бюджета МУЗ «Тулунская городская больница» в **** году всего выделено -..., заработная плата - ..., начисления на выплаты по оплате труда - ....
Ответчиком МУ «Администрация городского округа» МО - «город Тулун» в обосновании доводов, изложенных в Возражении на исковое заявление Щекота Н. Т. предоставлены следующие документы:
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
решение Думы города Тулуна от 29 декабря 2005 года № 106 ДГ «Об утверждении Положения об администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун»»;
решение Думы городского округа от 5 июня 2009 года № 11-ДГО «О внесении изменений и дополнений в Положение об администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун», утвержденное решением Думы города Тулуна от 29.12.2005 года № 106-ДГ»;
постановление Мэра городского округа от 15 декабря 2008 г. № 1183 «О переименовании МУ Тулунская Центральная Районная больница и утверждении Устава учреждения в новой редакции;
постановление Мэра городского округа от 29 февраля 2008 года № 191 «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования - «город Тулун» с приложением межразрядных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки труда работников муниципальных учреждений муниципального образования - «город Тулун», каждому разряду соответствует межразрядный тарифный коэффициент, 12 разряду, который присвоен истцу, соответствует межразрядный тарифный коэффициент - 2, 423;
постановление Мэра городского округа от 27 октября 2008 года № 1026 «О размере районного коэффициента к заработной плате работникам организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета, которым установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1, 3;
постановление Мэра городского округа от 28 декабря 2009 года № 1301 «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун»»;
постановление Мэра городского округа от 5 сентября 2008 года № 843 «О внесении дополнений в Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун»;
постановление Мэра городского округа от 8 октября 2007 года № 1303 «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун»», которым утверждено Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун».
В силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом, часть 3.
Принимая во внимание положения нормы указанной статьи Трудового кодекса РФ, с которой законодатель связывает начало течения срока на право обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а также доводы истца, его представителя, доводы ответчиков, полагающих, что истцом пропущен срок исковой давности, оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований иска в связи с тем, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными исковыми требованиями. Суд не может согласиться с доводами истца, её представителя, утверждающих, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку истцу о нарушении права стало известно в июне 2010 года, находит их доводы несостоятельными, не основанными на конкретных доказательствах.
Так, минимальный размер оплаты труда - 4330 рублей установлен с 1 января 2009 года.
Согласно расчетным листкам, которые предоставлены суду, истцу заработная плата выплачивалась своевременно, со всеми причитающимися надбавками, оклад ей установлен 3878, 58 рублей, ее среднемесячная заработная плата превышает 6928 руб.
Из представленных суду доказательств, пояснений сторон, судом установлено, что истец своевременно за разрешением индивидуального трудового спора в суд не обратилась, не предоставила суду заявление о пропуске срока исковой давности по уважительной причине.
В силу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса (часть 2. статьи). Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок ( ч. 3. статьи).
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 109 ГПК РФ, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований иска к ответчикам в связи с пропуском срока на право обращения с указанным иском в суд.
Согласно разъяснению Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» в редакции (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 63), в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Не предоставив заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с иском в суд, истец, тем самым, не доказала уважительность причины пропуска срока для обращения с иском в суд.
Исходя из представленных суду доказательств, суд не находит действия ответчиков не правомерными, ответчиками не нарушено право истца на оплату труда в том размере, который установлен действующим законодательством о труде.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 392 ТК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Щекота Н. Т. о признании незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполненной нормой труда не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент разряда; признании незаконным выплату ей районного коэффициента в размере 30 процентов и процентной надбавки в размере 30 процентов в составе минимального размера оплаты труда- 4330 рублей; взыскании с МУЗ «Тулунская городская больница» в её пользу не до начисленную и невыплаченную заработную плату в размере 313312 рублей 90 копеек; возложении на МУЗ «Тулунская городская больница» обязанности по начислению и выплате ей заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, т. е. тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент разряда, выплаты районного коэффициента и процентной надбавки, а также стимулирующие выплаты - сверх фиксированного минимального размера оплаты труда; возложении на администрацию городского муниципального образования города Тулуна обязанности по обеспечению финансирования МУЗ «Тулунская городская больница» для выплаты ей заработной платы, тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, умноженного на тарифный коэффициент разряда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в кассационном порядке через Тулунский городской суд течение 10 суток со дня его оглашения.
Судья: Долгих С.Г.