Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Гор. Тулун 26 августа 2010 года
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Долгих С.Г., при секретаре Ивановой Л.О., в помещении суда, в открытом судебном заседании с участием: истца Говоровой Т. В., ее представителя П., представителя МУЗ «Тулунская городская больница» Поповой Н. П. рассмотрев материалы гражданского дела № 2-796-10 по иску Говоровой Т. В. к МУЗ «Тулунская городская больница» и Муниципальному учреждению «Администрация городского округа «гор. Тулуна» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере МРОТ без начисления районного коэффициента, процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по финансовому обеспечению выплаты заработной платы не ниже МРОТ, умноженной на тарифный коэффициент и процентной надбавки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Говорова Т. В. обратилась в суд с иском о признании незаконным выплаты заработной платы в размере МРОТ, без начисления районного коэффициента, процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по финансовому обеспечению выплаты заработной платы не ниже МРОТ, умноженной на тарифный коэффициент и процентной надбавки к вышеуказанным ответчикам, указав в обоснование иска. Что она работает в МУЗ «Тулунская городская больница» детская поликлиника № ... в должности участковой мед. сестры. МУЗ «Тулунская ГБ» является бюджетным учреждением, учредителем является администрация города. Оплата труда в МУЗ «Тулунская городская больница» осуществляется по оплате труда работников учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением мэра городского округа № 1303 от 08.10.2007 года. В соответствии с постановлением мэра, тарифная система включает в себя тарифные ставки (оклады), 18-разрядную тарифную сетку и межразрядные коэффициенты. Тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий межразрядный коэффициент (для работников, у которых оплата труда осуществляется со второго и последующие разряды). Ей, за выполнение трудовых обязанностей участковой мед. сестры установлена ставка, соответствующая девятому разряду тарифной сетки в размере 2986,96 рублей. Кроме ставки ей выплачивается районный коэффициент в размере 30 %, процентная надбавка в размере 30 %. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества условий выполняемой работы (это - тарифная ставка, оклад), и вознаграждение в виде компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях), и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом в соответствии с ч.ч.2 и 3 ст. 129, ч.2 ст. 135 ТК РФ, тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих выплат. Вознаграждение за труд является первым по значимости слагаемым элементом заработной платы (ст. 129 ТК РФ). С 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» были внесены изменения относительно величины минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), который составил 4330 рублей. Поскольку она проживает и работает в местности, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то и МРОТ должен выплачиваться с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Факт установления одновременно на всей территории Российской Федерации единого размера МРОТ, равного 4330 руб., свидетельствует, что он установлен без учета особенностей, связанных с работой в особых климатических условиях, с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д.
Следовательно, установленный на Федеральном уровне размер МРОТ не может обеспечить справедливого вознаграждения за труд, справедливой дифференциации за труд, выполненной в неодинаковых условиях.
Учитывая, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ (ч.4 ст. 133 ТК РФ), установлен Федеральным законом, а также то, что в Иркутской области размер МРОТ, который бы учитывал региональные особенности, не установлен, то установленный на Федеральном уровне МРОТ должен являться «базовым» и выплачиваться с учетом местных особенностей, то есть с учетом всех условий, в которых выполняется работа.
Согласно статьи 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Основанием установления процентной надбавки и порядка ее выплаты является ст. ст. 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Исходя из буквального смысла приведенных норм Трудового законодательства (ст.ст. 129, 315-317 ТК РФ), компенсационные выплаты хотя и являются слагаемыми элементами заработной платы, как окончательной суммы, причитающейся работнику к оплате по труду, однако порядок подсчета этой суммы для оплаты труда, осуществляемом в Северных районах, свидетельствует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются сверх заработной платы, исчисленной работнику в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).
Таким образом механизм установления данных выплат не находится в зависимости от механизма установления МРОТ.
В противном случае, повышающийся характер данной компенсации не имеет социально - правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями, и без таковых. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения труда без учета особенностей (ст. 2 ТК РФ).
Анализ правовых норм указывает на то, что закон гарантирует дополнительные компенсации работникам, в том числе в отношении оплаты труда в связи с проживанием и работой в природно - климатических условиях Севера, и МРОТ установленный для всех без исключения работающих граждан, полностью отработавших за месячный период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может включать в себя вышеназванные дополнительные компенсации. Иное толкование привело бы к уравниванию в оплате труда работников, и отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд (ст.2 ТК РФ), от обеспечения работникам равной оплаты за равноценный труд (ст.2 ТК РФ), отказ от государственный гарантий на повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146 ТК РФ). Ранее, до вступления в силу ФЗ от 30.06.2006 год № 90-ФЗ, ст. 129 ТК РФ содержала указание на то, что в МРОТ не исключаются компенсационные выплаты на работу в особых климатических условиях. Названный закон исключил данное пояснение. Однако в целом правовые нормы, не допускающие снижения размера оплаты труда, не изменились. Доказательством тому, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляется и выплачивается на вознаграждение в размере минимального размера оплаты труда, является позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в постановлении от 1 октября 2009 года № 1160-0-0, а также в определении Конституционного суда РФ от 17 декабря 2009 года № 1557-0-0. Конституционный суд РФ в определении от 1 октября 2009 год № 1160-0-0, что правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное значение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений. Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования, является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Изменения, внесенные в ст. 129 и ст. 133 ТК РФ Федеральным Законом от 20.04.2007 года № 54 -ФЗ «О внесении изменений в ФЗ» О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и оплаты труда. Работодателем должна соблюдать норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы трудовых обязанностей, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. В определении Конституционного суда РФ от 17 декабря 2009 года № 1557-0-0 сказано, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148,315,316 ТК РФ).
Должна быть установлена обоснованная дифференциация оплаты труда, в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями Трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работниками, выполняющими работу по той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по разряду) в различных условиях. Конституционный Суд РФ, анализируя трудовое законодательство в области оплаты труда высказался, что трудовое законодательство не допускает установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии специальности или должности тарифицированную по одному разряду в различных условиях труда (вредных и Северных). Президиум Верховного Суда РФ своим постановлением в марте 2010 года также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут насчитываться в минимальный размер оплаты труда.
С **** года и на момент подачи заявления, она получает заработную плату, в которую входит:
- вознаграждение за труд в виде тарифной ставки в размере 2986,96 руб., то есть ниже 4330 рублей минимального размера оплаты труда. Компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях 30%, районный коэффициент 30 % и процентная надбавка в размере 60 %.
Таким образом, и стимулирующие выплаты, и компенсационные выплаты включены в состав вознаграждения за труд. Учитывая, что по основной работе, ее заработная плата, согласно приведенных выше доходов, должна состоять из следующих частей:
- вознаграждение в размере 4330 рублей, умноженное на тарифный коэффициент ее разряда 1,866
- начисления на него районного коэффициента 30 % и процентной надбавки в размере 60 %
Таким образом, работодатель - МУЗ «Тулунская городская больница» обязан начислить и выплатить заработную плату с учетом требований Конституции РФ и ТК РФ, а администрация города, как учредитель, обязана финансово обеспечить ее выплату.
МУЗ «Тулунская ГБ» - медицинское учреждение. В соответствии со ст. ст. 120,296 ГК РФ, ее деятельность полностью финансируется администрацией города Тулуна.
МУЗ «Тулунская городская больница» отвечает по своим обязательствам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Как четко указано в ст. 120 ГК РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам, в том числе перед медицинскими работниками данного учреждения, несет собственник имущества, то есть администрация город Тулуна. Администрация города Тулуна, как учредить в местном бюджете определяет объем финансовых средств на финансирование МУЗ «Тулунская ГБ», в том числе предназначенных для выплаты заработной платы в соответствии с требованиями законодательства. Однако эти требования администрацией города Тулуна не выполняются, дополнительно денежные средства МУЗ «Тулунская городская больница» на выплаты заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда умноженного на тарифный коэффициент ее разряда и начисления на неё районного коэффициента и процентной надбавки не выделяются. Из-за недостаточного финансирования МУЗ «Тулунская городская больница» фактически снижает её заработную плату за работу, выполняемую по основной работе. Размер ее вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда. В нарушении требований Конституции РФ и Трудового Законодательства, районный коэффициент, процентная надбавка и стимулирующие выплаты включаются в состав минимального размера оплаты труда. Как следствие нарушения требований ФЗ, с **** года по настоящее время ей не выплачивается заработная плата в полном размере. Согласно расчету задолженности сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы с **** года по **** года составляет 266764,32 руб.
Просит признать незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда не ниже МРОТа умноженного на тарифный коэффициент ее разряда. Признать незаконным выплату ей районного коэффициента в размере 30 % и процентной надбавки в размере 60 % в составе минимального размера оплаты труда - 4330 руб. Взыскать с МУЗ «Тулунская городская больница» в пользу её недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 266764,32 руб. Возложить на МУЗ «Тулунская городская больница» обязанность по начислению и выплате заработной платы в дальнейшем ей в соответствии с положениями Конституции РФ и ТК РФ, то есть тарифной ставки в размере не ниже МРОТа умноженного на тарифный коэффициент ее разряда, выплаты районного коэффициента и процентной надбавки, а также стимулирующие выплаты - сверх фиксированного минимального размер оплаты труда. Возложить на администрацию городского муниципального образования города Тулуна обязанность по обеспечению финансирования МУЗ «Тулунская городская больница» для выплаты ей. Заработной платы, тарифной ставки в размере не ниже МРОТа умноженного на тарифный коэффициент ее разряда.
В судебном заседании истец Говорова Т. В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду пояснила, что к ответчику МУЗ «Тулунская городская больница» была принята на работу в должности участковой мед. сестры. Расчетные листки о получении заработной платы работодателем выдавались ежемесячно. О том, что с января 2009 года в стране установлен МРОТ в размере 4330 рублей, ей стало известно в июне месяце 2010 года со слов других работников. В суд с иском обратилась ****г. Считает, что срок ею не пропущен, так как о повышении минимального размера оплаты труда, она узнала в июне месяце 2010 года. Считает необходимым обязать МУЗ «Тулунская городская больница» производить ей начисление заработной платы по следующей формуле. 4330 руб. размер МРОТ х 1,866 межтарифный коэффициент, х 30 % районный коэффициент, х 30 процентов северную надбавку и х 60 процентов надбавка за непрерывную работу в медицинском муниципальном учреждении. Просит суд требования иска удовлетворить.
Представитель истца - П. действующий в судебном заседании в порядке ст. ст. 53 и 54 ГПК РФ по письменному заявлению истца, требования Говоровой Т. В. поддержал, суду пояснил, что истцом срок на подачу иска в суд не пропущен, поэтому истцом ходатайство о восстановлении срока не заявлено. Указал, что начисление заработной платы Говоровой Т. В. должно производиться из расчета МРОТ 4330 с применением всех повышающих коэффициентов.
Представитель ответчика - МУЗ «Тулунская городская больница» Попова Н. П. требования иска не признала, суду пояснила, что Говорова Т. В. обратилась в суд с иском ****г. Расчетные листы выдавались ей своевременно, то есть, Говоровой Т. В. было достоверно известно о сумме ее заработной платы, о том каким образом с ней производился расчет. Считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд с указанным иском. Руководствуясь ст. 392 ТК РФ, просит суд истцу в удовлетворении иска, отказать. Попова Н. П. также пояснила, что истцу заработная плата начислялась исходя из ее тарифной ставки, с применением повышающих коэффициентов - надбавок за работу в особых климатических условиях, непрерывности работы в медицинском учреждении и межтарифного коэффициента. Ежемесячное начисление заработной платы превышало 6928 руб.
Представитель ответчика - МУ «Администрация города Тулуна» не явился, извещен был надлежащим образом, просил рассмотреть в их отсутствие. В представленных в суд возражениях на исковое заявление, МУ « Администрация гор. Тулуна» иск не признала. Указала, что истец обратилась в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ****г. по ****г. только **** года. Согласно ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Часть 1 ст. 392 ТК РФ регулирует условия, порядок и сроки реализации конституционного права на обращение в суд. Предусмотренный срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, о чем указано в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295-О-О, 12.07.2005 № 312-О. Учитывая, что заработная плата истцу начислялась своевременно, из расчетных листков истец узнавала, каким образом с ней производился расчет, знала о составе и размере своей заработной платы, считают, что истцом Говоровой Т. В. пропущен срок обращения в суд с требованиями с **** года. Месячная заработная плата работника, включающаяся в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, а не тарифная ставка, как это утверждается истцом, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В силу статьи 1 ФЗ от 24.06.2008 год № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляет с 1 января 2009 года 4330 рублей в месяц. В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Заработная плата истца соответствует требованиям закона и условиям заключенного между муниципальным учреждением здравоохранения «Тулунская городская больница» и истицей трудового договора. Считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ - заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
В соответствии с решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 08.04.1991 № 198 «О районном регулировании заработной платы в угледобывающих районах Иркутской области» единый районный коэффициент к заработной плате для всех работающих на территории Черемховского, Тулунского районов установлен в размере 1,3.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В обоснование требований иска истцом суду представлены следующие доказательства.
Расчет задолженности, согласно которому истец считает, что в период с января 2009 года по июнь 2010 года ей недоначислена и невыплачена заработная плата в размере 266764,32 рублей,л.д. 12-17.
Суду представлена справка о доходах физического лица за 2009 год,л.д. 24, за 2010 год,л.д. 25 с приложением расчетных листков за период с января 2009 года по июнь 2010 года, судом усматривается, что оклад истца указан в размере - 2986-96 рублей,л.д. 18-23.
Согласно трудовой книжке Говорова Т. В. принята на должность участковой медсестрой в детскую поликлинику ****г.
Согласно расчетным листкам с января 2009 года по июнь 2010 года, должностной оклад истца по 9 разряду составляет 2986,96 руб., доплаты 30 + 30 + 60 (в % к ставке (окладу).
Согласно трудовому договору заключенному и подписанному сторонами ****г. должностной оклад истца составляет 2278,83 руб., доплаты 30 + 30+60 (в % к ставке (окладу),л.д. 26.
В обоснование возражений на требования иска ответчиком МУЗ «Тулунская городская больница» суду представлены следующие доказательства.
Устав Муниципального учреждения здравоохранения «Тулунская городская больница», учреждение является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества является МУ «Администрация города Тулуна»; свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ; свидетельство о внесении записи в ЕГРП; решение о внесении изменений и дополнений в Положение об администрации городского округа МО « гор. Тулун», утвержденное решением Думы города Тулуна от 29.12.2005 года № 106-ДГ от 5 июня 2009 года № 11-ДГО; Постановление мэра гор. Округа № 191 от 29 февраля 2008 года « О тарифной ставке «окладе» первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования - «город Тулун»; Постановление мэра городского округа № 1303 от 08.10.2007 года об оплате труда работникам учреждения здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования «горд Тулун»; постановление мэра городского округа № 295 от 07.04.2009 года «о повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой Тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования - «город Тулун»; постановление мэра городского округа № 1183 от 15.12.2008 года «О переименовании МУ Тулунская ЦРБ и утверждении Устава учреждения в новой редакции»; постановление мэра городского округа № 1026 от 27.12.2008 года «о размере районного коэффициента к заработной плате работникам организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета», решение думы города Тулуна № 106-дг от 29.12.2005 года «об утверждении положения об администрац3ии городского округа муниципального образования - «город Тулун»; постановление мэра городского округа от 28.12.2009 года № 1301 «о внесении изменений в Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун»; постановление мэра городского округа № 843 от 05.09.2008 года «о внесении дополнений в положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципального образования - «город Тулун».
В силу ст. 392 ТК РФ ч. 1 работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом, часть 3.
Принимая во внимание положения нормы ст. 392 ТК РФ, с которой законодатель связывает начало течения срока на права обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, оценивая пояснения сторон и представленные по делу сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований иска в связи с пропуском срока на права обращения с указанным иском в суд.
Доводы истца и ее представителя о том, что истцом срок на права обращения с иском в суд не пропущен, поскольку истцу о нарушенном праве стало известно в июне 2010 года, суд находит не состоятельными, противоречащими установленным по делу обстоятельствам. При этом, суд исходит из следующего.
Минимальный размер оплаты труда - 4330 рублей установлен с 1 января 2009 года.
Должностной оклад истца указан в размере 2986,96 рублей, плюс за работу в особых климатических условиях 30 %, районный коэффициент 30 % и процентная надбавка 60 %, а также межтарифный коэффициент к окладу в размере 1,866. Судом из пояснений сторон установлено, что расчетные листки и заработная плата выдавались истцу своевременно, вместе с тем, истец своевременно в суд за разрешением индивидуального трудового спора не обратилась, доказательства уважительности причины пропуска срока суду не представила.
С доводами представителей ответчиков о том, что срок на право обращения в суд с настоящим иском истцом пропущен, нельзя не согласиться.
В силу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса, часть 2.
Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок, ч. 3.
В силу ст. 12 ч. 1 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 109 ч. 1 ГПК РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований иска к ответчикам в связи с пропуском срока на право обращения с указанным иском в суд.
Согласно разъяснению Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» в редакции (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 63), в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также, что доказательства уважительности причины пропуска срока истцом суду не представлены, суд приходит к выводу о том, что уважительность причины пропуска срока истцом не доказана.
Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Тулуне, должен составить 4330 руб. + 30% северная надбавка + районный коэффициент 30% = 6928 руб.00 коп.
Так, за последние три месяца за апрель, май, июнь 2010 года истцом отработана норма рабочего времени по основной работе. Следовательно, заработная плата истца по основной работе не может быть ниже 6928 руб.00 коп.
Фактически за апрель 2010 истцу начислено 17483,30 руб., за май 2010 года начислено 25338,74 руб., за июнь 2010 года начислено 15691,01 руб., то есть выше 6928 руб. 00 коп.
Исходя из представленных суду расчетных листов, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не нарушено право истца на оплату труда в размере, установленном действующим законодательством о труде.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным выплаты заработной платы в размере МРОТ без начисления районного коэффициента, процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по финансовому обеспечению выплаты заработной платы не ниже МРОТ, умноженной на тарифный коэффициент и процентной надбавки с Муниципального учреждения здравоохранения «Тулунская городская больница», Муниципального учреждения «Администрация города Тулуна» в связи с пропуском срока на права обращения с указанным иском в суд, Говоровой Т. В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.
Судья С.Г. Долгих