ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2010 года
Тулунский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Кремляковой Г.М.,
при секретаре Тришкиной И.Н.,
с участием представителя Тулунского межрайонного прокурора- Татариновой М.И.,
представителя МУ «Администрация Гуранского сельского поселения»-Абраменко С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1102(10) по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МУ «Администрация Гуранского сельского поселения»
УСТАНОВИЛ
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МУ «Администрация Гуранского сельского поселения», указывая на то, что по заданию прокуратуры Иркутской области Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено следующее: согласно данным Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в п. Гуран Тулунского района и в п. Целинные земли Тулунского района находятся два бесхозяйных гидротехнических сооружения - «гидроузел пруд».
Гидроузел-пруд в п. Целинные земли расположен на ручье б/н, водохранилище и грунтовая плотина, которая состоит из подпорной дамбы, обводного сбросного канала.
Гидроузел-пруд в п. Гуран расположен на р. Б.Кокучей, водохранилище и грунтовая плотина, которая состоит из подпорной дамбы, трубного водосброса и аварийного трубного водосброса. Дамба частично промыта в районе трубного водосброса, уровень пруда понижен на 1,5 м.
В случае аварии на указанных ГТС угрозы подтопления населенных пунктов нет, но существует угроза разрушения мостовых переходов автомобильной дороги Тулун-Братск. Собственник ГТС не установлен. По оценке специалистов Прибайкальского управления Ростехнадзора уровень безопасности данных ГТС неудовлетворительный. Необходимо зарегистрировать гидротехническое сооружение в органе государственной регистрации, определить собственника ГТС, назначить должностное лицо, ответственное за безопасное состояние ГТС и выполнять постоянный контроль состояния ГТС ( проводить визуальные наблюдения за состоянием креплений и местными деформациями откосов и гребня, появление выходов профильтровавшейся воды, размыва откосов) с записью в журнал визуальных наблюдений. Также необходимо провести ремонт подпорной дамбы и обводного сбросного канала, выполнить подсыпку гребня дамбы и очистку обводного сбросного канала. На пруде в с. Гуран, кроме того, необходимо засыпать размыв дамбы в районе трубного водосброса и восстановить трубный водосброс, разработать и провести мероприятия по ликвидации дренирования в основании дамбы.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 14 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что также отражено в п.п. 8 ч. 1 ст. 6 Устава Гуранского МО.
Статьей 40 Устава Гуранского МО установлено, что к полномочиям администрации сельского поселения относится обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. ст. 7,11 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие собственника указанных выше ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Рассматриваемые гидротехнические сооружение - пруды расположены в границах Гуранского муниципального образования, следовательно, бездействие администрация Гуранского МО, выразившимся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с невыполнением администрацией Гуранского сельского поселения обязанностей по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения создается угроза нарушения прав неопределенного числа граждан на беспрепятственное передвижение, поскольку в случае аварии на гидротехнических сооружениях - прудах в п. Гуран и п. Целинные земли существует угроза разрушения мостовых переходов автомобильной дороги Тулун-Братск.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная зашита гражданских прав.
В соответствии со ст. ст. 77-78 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления. Действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Прокурор просил признать незаконными бездействия МУ «Администрация Гуранского муниципального образования», выразившиеся в не постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенных на его территории двух гидротехнических сооружений - «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области.
Обязать администрацию Гуранского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений- «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области.
В судебном заседании старший помощник Тулунского межрайонного прокурора- Татаринова М.И. поддержала требования прокурора и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель МУ «Администрация Гуранского сельского поселения»- Абраменко С.Г. требования прокурора не признал и суду пояснил, что в удовлетворении исковых требований истцу необходимо отказать по следующим основаниям:
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, указанная норма является диспозитивной, а не императивной. Диспозитивность данной нормы вытекает также из общих принципов гражданского законодательства Российской Федерации - так согласно ст. 225 ГК РФ вытекает обязанность обратится с заявлением о принятии имущества на учет как бесхозяйного.
В заявлении необоснованно указано на то, что администрацией Гуранского сельского поселения не выполняются обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Одновременно говорится, что отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Кроме того, указанные сооружения создавались в 60 -е годы 20 века государственными организациями во время строительства дорог. Право собственности на данные объекты принадлежало соответственно государству. Государственной регистрации прав на недвижимое имущество в то время не существовало. Таким образом, указанные объекты являются государственной собственностью. А заявление о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии со ст. 225 ГК РФ подается в отношении бесхозяйной вещи - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Также заявитель не приложил к заявлению доказательств отсутствия права собственности на указанные объекты (в частности нет документов, выданных органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данные объекты недвижимого имущества не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества).
Действующее законодательство не содержит понятия «гидроузел -пруд». Из заявления не возможно установить в отношении каких конкретно объектов недвижимости предъявляются требования. Техническая документация на объекты не представлена. Таким образом, объект недвижимости, а значит и предмет спора не установлен.
Кроме того, пруды не являются обособленными, а являются частью других поверхностных водных объектов. Пруд в.с. Гуран - часть р. Бол. Кокучей, пруд в п. Целинные земли - часть р. Натка. В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ, по общему правилу, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
На основании изложенного, считает, что указанное заявление незаконно и необоснованно, просит суд в требованиях Тулунскому межрайонному прокурору о признании незаконным бездействия МУ «Администрация Гуранского муниципального образования», выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенных на его территории двух гидротехнических сооружений - «гидроузел-пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области и обязании администрации Гуранского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений -«гидроузел-пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено также и в п. п. 8,23 ч.1 ст. 6 Устава Гуранского муниципального образования.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ» О безопасности гидротехнических сооружений» установлены определенные требования по эксплуатации ГТС
Как следует из ответов Ростехинвентаризации БТИ и Тулунского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в г. Тулуне, собственников ГТС в п. гуран и Целинные земли не имеется.
В связи с неопределенной балансовой принадлежностью ГТС в п. Гуран и Целинные земли Тулунского района меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы.
При таких обстоятельствах, бездействие администрации Гуранского муниципального образования в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, суд находит требования прокурора:
о признании незаконным бездействия МУ «Администрация Гуранского муниципального образования», выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенных на его территории двух гидротехнических сооружений - «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области.
Об обязании администрацию Гуранского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений- «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, главой 25 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Требования Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц:
о признании незаконным бездействие МУ «Администрация Гуранского муниципального образования», выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенных на его территории двух гидротехнических сооружений - «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области,
об обязании администрацию Гуранского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений- «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области -
УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать незаконным бездействие МУ «Администрация Гуранского муниципального образования», выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенных на его территории двух гидротехнических сооружений - «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области.
Обязать администрацию Гуранского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений- «гидроузел - пруд» в п. Гуран и в п. Целинные земли Тулунского района Иркутской области
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение десяти дней через Тулунский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 8 октября 2010 года.
СУДЬЯ ______________________________Г.М. Кремлякова