дело № 2-118/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           3 марта 2011 года

Тулунский городской суд в составе

председательствующего судьи Кремляковой Г.М.,

при секретаре Тришкиной И.Н.,

с участием истицы Силивончик Т.И.

представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе- Вышегородцевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-118(11) по иску Силивончик Т.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части незаконным, об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней.

УСТАНОВИЛ

Истица обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от ...... незаконным в части невключения периодов работы с ...... по ...... и с ...... по ......, об обязании включить периоды работы с ...... по ...... и с ...... по ...... в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней с ....... В исковом заявлении указала, что она обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако, ей было отказано, поскольку пенсионный фонд не включил в стаж время работы .......... с ...... по ......(*** лет *** месяца *** дней) и время работы заведующей .......... с ...... по ......(*** год *** месяцев *** дней). Считает невключение данных периодов незаконным, поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 года № 1397 было предусмотрено, что работа в указанных должностях засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..( л.д. ***)

             В судебном заседании истица настаивала на своих требованиях и суду пояснила, что она работала до ее назначения и после на ........... Стаж на соответствующих видах работ имеет *** лет *** месяцев *** дней, отработала на .......... *** лет *** месяцев и *** дней, однако, ей этот период не включили в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Она никогда не уклонялась от работы и выработала необходимый стаж.

Представитель УПФ РФ Вышегородцева С.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Это означает, что в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, подлежит зачету не любая работа с детьми, а только та, которая имела место в должностях и учреждениях, поименованных списками, утвержденными Правительством РФ.

В настоящее время, учитывая постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г № 2-П, при решении вопросов о включении периодов работы в стаж, на соответствующих видах работ, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, последовательно применяются следующие нормативные правовые акты:

- за периоды работы до 01.11.1999г - Список учреждений и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г № 463; за периоды работы до 12.11.2002г - Список учреждений и должностей, правила исчисления стажа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г № 1067;

за периоды работы с 12.11.2002г по настоящее время - Список учреждений и должностей, Правила исчисления стажа, утвержденные постановлением Правительства РФот29.10.2002г№781.

Кроме этого, при исчислении стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия, применяются общие правила исчисления стажа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г № 516.

С учетом вышеуказанных нормативных актов считает, что периоды работы Силивончик Т.И. с ...... по ...... в качестве .......... Тулунского района, заведующей .......... и с ...... по ...... в качестве заведующей .......... не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия по старости по той причине, что вышеуказанными Списками данные должности не предусмотрены.

Включение указанных периодов работы в льготный стаж на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г № 1397 считает не возможным по следующим причинам:

В соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 22.09.1993г № 953 постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.1959г не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 г.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003г «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлен порядок подсчета трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия, со дня отмены закона или нормативного правового акта.

Согласно указанному постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и (или) иной общественно-полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г № 1397 утверждены два нормативно-правовых акта, которыми регулировалось пенсионное обеспечение работников просвещения и здравоохранения:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которым работа в должностях и учреждениях, поименованных Перечнем, включалась в выслугу лет без каких-либо условий;

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым зачет периодов работы в льготный стаж в должностях и учреждениях, предусмотренных Положением, производился при соблюдении особых условий, оговоренных Положением.

Должности «секретаря комсомольской организации» и «заведующей отделом комсомольских организаций» вышеуказанным Перечнем не предусмотрены. Выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах предусмотрена Положением, что означает, что включение периодов работы в этих должностях в льготный стаж может быть произведено только при соблюдении особых условий, а именно: пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы в должностях, перечисленных в пп.1, 2 и 3 Положения (в том числе выборная работа в партийных и комсомольских органах) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных Перечнем.

Таким образом, с учетом положений постановления Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003г № 70, периоды выборной работы, предусмотренные недействующим на дату обращения за пенсией Положением о порядке исчисления стажа, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959г № 1397, могут быть засчитаны в специальный стаж, при условии, что на день его отмены - 01.10.1993г, истицей выработано не менее 2/3 требуемого стажа для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением СМ от 17.12.1959г № 1397, то есть не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от 25 лет).

На ...... стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого назначается досрочная пенсия, Силивончик Т.П. в должностях и учреждениях, поименованных Перечнем от ...... ***, составляет *** лет *** месяца *** дней, т.е менее *** требуемого стажа.

Следовательно, учитывая изложенные выше положения норм законодательных актов (п.4 Положения от ...... и постановление от ...... ***), оснований для включения спорных периодов работы заявительницы в должностях .......... и .......... не имеется.

На основании изложенного, считает, что решение об отказе в назначении пенсии принято обоснованно, на основании норм действующего пенсионного законодательства, в связи с чем просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

        Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что Силивончик Т.И. в период с ...... по ...... работала .......... ...... переведена в должность .......... и проработала в данной должности до ....... ...... истица избрана на должность .......... и проработала в этой должности до ......, данный факт не оспаривается ответчиком.

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунской районе Иркутской области от ...... в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен вышеназванные периоды ее работы на основании того, что данная должность Списками от ...... ***, от ...... ***, от ...... *** не предусмотрена.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данный Список должностей, действительно, не содержит таких должностей, как секретарь комсомольской организации колхоза, заведующей орг. отделом РК ВЛКСМ, зав отделом комсомольской организации ГК ВЛКСМ.

Однако, по мнению суда, оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст., ст. 19, ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Силивончик Т.И.. с ...... года по ...... и в период с ...... по ...... действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

В соответствии с п. 1 указанного Положения работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях при условии, если работа в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право не пенсию на льготных условиях (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590).

Истица до назначения на выборную должность с ...... по ...... работала .......... в школе и после освобождения с выборной должности с ...... продолжала работать ...........

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что истица имеет право на зачет указанных периодов работы на выборной должности в комсомольских организациях в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Доводы ответчика о том, что на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397- на ...... истицей выработано менее *** льготного стажа, поэтому она не имеет права на включение периодов работы с ...... по ...... и в период с ...... по ...... в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются необоснованными, связанными с иным толкованием и применением пенсионного законодательства, однако, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Действительно, в силу пункта 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в частности, работы на выборной должности в комсомольских организациях включалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее *** стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период работы на выборной должности в комсомольских организациях подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

На основании изложенного, суд находит требование истицы об обязании включить периоды работы с ...... по ...... и с ...... по ...... в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истице следует включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:

С ...... по ...... работа в должности секретаря ..........», в должности ..........(*** лет *** месяца *** дней) и

с ...... по ...... в должности ..........(......).

           Как следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунском районе от ...... *** в стаж на соответствующих видах работ включено у истицы на момент обращения *** лет *** месяцев *** дней.

В связи с тем, что истице необоснованно не были включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды с ...... по ...... и с ...... по ......, ответчик незаконно отказал истице в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку с учетом данного периода работы, истица на момент обращения к ответчику имела необходимый 25 летний стаж работы (..........).

При таких обстоятельствах требование истицы о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунском районе от ...... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части невключения периодов работы с ...... по ...... и с ...... по ......, о признании за истицей права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней- с ...... является обоснованным и подлежит удовлетворению.

          На основании изложенного и руководствуясь ст., 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         

РЕШИЛ

Исковые требования Силивончик Т.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части невключения периодов работы с ...... по ...... и с ...... по ......, о признании за истицей права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней- с ......- УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунском районе от ...... *** об отказе Силивончик Т.И. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части невключения периодов работы с ...... по ...... и с ...... по .......

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в **** и **** включить Силивончик Т.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ...... по ...... и с ...... по .......

            Признать за Силивончик Т.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

           Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунском районе назначить Силивончик Т.И. пенсию со дня обращения за ней, т.е. с .......

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

СУДЬЯ_______________________________ Г.М. Кремлякова