дело № 2-736/2011



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                          И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

     14 сентября 2011 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием истца Фирсовой Л.В., ее представителя Д., представителя ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Глушаковой Н.Н. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-736 (2011г.) по иску Фирсовой Л.В. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району об обязании предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

                                                              У С Т А Н О В И Л

     Первоначально истец Фирсова Л.В. обратилась в суд к двум ответчикам Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе, Управлению социальной защиты по г.Тулуну и Тулунскому району о включении в трудовой педагогический стаж период работы в должности старшего пионервожатого.

     ...... входящий № *** от истца поступило дополнительное исковое заявление, в котором она просит суд обязать ответчиков предоставлять ей как педагогическому работнику, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

     Определением суда от ...... Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе от участия в деле в качестве ответчика освобождено.

     В дополнительном исковом заявлении истец Фирсова Л.В. указывает, что ею от ответчика Управления министерства социальной защиты по г.Тулуну и Тулунскому району (далее - Управление) получен письменный отказ в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ...... Управление в своем отказе руководствовалось тем, что на момент выхода на пенсию она уже не являлась педагогическим работником, в связи с чем, она не имеет права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник, проживающий в сельской местности. Истец указывает, что всю свою жизнь посвятила педагогической работе и была уволена по независящим от нее обстоятельствам по ст. 33 п. 1 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. Постановлением Правительства Иркутской области от 04.12.2009 № 349/128-пп «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» указано, что возмещению подлежат расходы педагогическим работникам, проживающим в сельской местности с учетом проживающих с ними совместно членов их семей вышедшим на трудовую пенсию по старости, если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет. На дату увольнения указанные льготы ей были предоставлены сельским советом по месту жительства. На ...... она продолжала пользоваться мерами социальной поддержки. В мае этого года ей отказали в предоставлении указанных мер, с чем она не согласна, поскольку указывает, что находится на заслуженном отдыхе, является ветераном педагогического труда, ранее пользовалась льготами, продолжает проживать в сельской местности. Управление отказывается от ее обеспечения вышеуказанными льготами как ветерана педагогического труда, с чем она категорически не согласна, просит суд ее нарушенное право восстановить, обязать Управление с ...... предоставить ей, ветерану педагогического труда меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

     В судебном заседании истец Фирсова Л.В. и ее представитель Д. действующей на основании ст. 53 ГПК РФ по заявлению, требования, изложенные в исковом заявлении, уточнили в части срока предоставления мер социальной поддержки ответчиком с ......, указав, что за январь и февраль 2011 года меры социальной поддержки, как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, истцу были предоставлены. Просят суд требования иска, с учетом их дополнений и уточнений, удовлетворить.

     Представитель ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Глушакова Н.Н. действующей на основании доверенности, требования иска не признала, пояснила суду, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с внесением изменений в Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.01.2011г. Управление организует возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 1/1 ПП «О Порядке организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» педагогическим работникам, которым ранее выплачивалась денежная компенсация расходов по жилищно-коммунальным услугам уполномоченным муниципальным образованием органом местного самоуправления с 01.01.2011г. компенсация выплачивается без подачи ими заявления и документов, подтверждающих право на получение компенсации. В результате анализа документов, содержащихся в личном деле Фирсовой Л.В. и приведения их в соответствие с Порядком организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с марта 2011 года компенсация расходов по жилищно-коммунальным услугам истцу, как педагогическому работнику была прекращена. В силу п.2 ст. 1 Закона № 113-оз меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом. Меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с педагогическими работниками членов их семей. То есть, должны быть соблюдены следующие условия: наличие стажа в сельской местности не менее 10 лет, выход на трудовую пенсию по старости (инвалидности) с должности педагогического работника сельской местности, пользование педагогического работника мерами социальной поддержки ранее. Согласно записям трудовой книжки, истец уволена ...... по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ по ликвидации учреждения, а не по причине выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности). На момент увольнения истец не имела права на назначение пенсии. На трудовую пенсию по старости (инвалидности) истец вышла ...... Поскольку на момент выхода на пенсию, истец не являлась педагогическим работником, следовательно, выплата мер социальной поддержки должна быть прекращена, что и было сделано. Несмотря на то обстоятельство, что истец имеет стаж работы свыше 10 лет, пользовалась указанными мерами социальной поддержки, однако была уволена в связи с ликвидацией предприятия, соответствующие выплаты с марта 2011 года, истцу прекращены. Постановление, на которое истец ссылается в исковом заявлении, утратило силу. Денежные средства, перечисленные истцу за январь и февраль 2011 года, ответчику не возвращены. Просит суд в удовлетворении требований иска отказать.

     Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

     Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Постановлением Правительства Иркутской области от 24.12.2010 № 339-пп Постановление Правительства Иркутской области от 04.12.2009 № 349/128-пп «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» на которое истец ссылается в дополнительном исковом заявлении, признано утратившим силу.

     Вместе с тем, статья 1 пункт 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Закон № 113-оз) устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в государственных учреждениях области и в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей.

      Судом и материалами дела установлено, что стаж истца Фирсовой Л.В. на дату назначения трудовой пенсии по старости - ...... в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей дающей право на досрочное назначение пенсии составлял - 24 года 04 месяца 29 дней, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца, подлинник обозревался в судебном заседании и справкой Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Тулуне и Тулунском районе, л.д. 4-7 и 8 соответственно.

     В письме начальника Управления от ...... *** на имя Фирсовой Л.В. указано, что пенсия ей назначена ......, поскольку на момент выхода на пенсию она уже не являлась педагогическим работником, у нее нет права на получение мер социальной поддержки по вышеуказанному Закону № 113-оз, со ссылкой на то обстоятельство, что истец уволена ...... по ст. 33 п. 1 КЗоТ РФ (ликвидация предприятия). Истцу предложено вернуть перечисленную денежную компенсацию за оплату жилья и коммунальных услуг за январь и февраль 2011 года, с указанием сумм на расчетный счет ответчика, в срок до ......, а также разъяснено право получения мер социальной поддержки согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с учетом перерасчета за предыдущие месяца (с января 2011г.), л.д. 13, 13 оборот.

     Таким образом, из пояснений сторон установлено, что истцу Фирсовой Л.В. до марта 2011 года предоставлялись меры социальной поддержки как педагогическому работнику, имеющему стаж работы свыше 10 лет, проживающему в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

     Представитель ответчика Глушакова Н.Н. пояснила суду, что истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику по тем основаниям, что, она уволена в связи с ликвидацией предприятия и на дату назначения пенсии истец не являлась педагогическим работником.

     Истец Фирсова Л.В. и ее представитель Д. суду пояснили, что категорически не согласны с отказом, поскольку до марта 2011 года истец пользовалась указанными льготами именно как педагогический работник, с марта 2011 года это право ответчиком нарушено, полагают, что ответчик неправильно применяет нормы Закона № 113-оз, в той части, что увольнение истца в связи с ликвидацией предприятия и назначение пенсии, когда истец уже не работала, не влияет на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом № 113-оз.

     С доводами истца и ее представителя суд не может не согласиться, принимая во внимание положения вышеуказанных норм Закона «Об образовании» и Закона № 113-оз.

     По мнению суда, то обстоятельство, что истец была уволена в связи с ликвидацией предприятия ...... и пенсия ей была назначена ...... когда она уже не осуществляла педагогическую деятельность, не могут быть расценены ответчиком, в данном случае, Управлением, как отсутствие наличия права истца на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, имеющему стаж работы свыше 10 лет. Факт пользования мерами социальной поддержки на момент увольнения подтверждается представленными суду доказательствами.

      По сообщению главы Будаговского сельского поселения от ...... *** в адрес Управления, Фирсова Л.В. на момент выхода на пенсию ...... проживала по адресу: Иркутская область Тулунский район с.Будагово ул.**** в 8-ми квартирном доме, который отапливался котельной, относящейся в то время к Будаговской средней школе, л.д. 25.

     По сообщению директора МОУ «Будаговская СОШ» Тулунского района Иркутской области от ...... *** выданной на имя Фирсовой Л.В. в ....... дом по адресу: с.Будагово ул.**** находился на балансе Будаговской средней школы и отапливался школьной котельной. Жильцы этого дома пользовались бесплатным отоплением и электроэнергией, л.д. 37.

     По сообщению директора ОГКУСО «Будаговский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» выданной на имя Фирсовой Л.В., истец была уволена в связи с ликвидацией Ключевской неполной средней школы. По ликвидации начислялось пособие за шесть месяцев. Коммунальными услугами пользовалась в Районо. Справка выдана на основании карточки-справки по заработной плате, л.д. 38.

     Управлением суду представлено личное дело *** получателя мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и компенсации на твердое топливо Фирсовой Л.В., место проживания: с.Будагово, ул.****, в котором имеются заявления истца о назначении денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, на приобретение и доставку твердого топлива, представленные в 2008-2011 годах, л.д. 41, 48, 49, 50, 61; с приложением копии паспорта, л.д. 42, предоставлением доказательства, подтверждающего, факт проживания и регистрации истца в сельской местности, л.д. 43, 47, 55; доказательства принадлежности жилого помещения истцу на основании договора *** на передачу квартиры *** дома *** по ул.**** с.Будагово в собственность, л.д. 56; копий расчетных счетов на перечисление мер социальной поддержки, л.д. 44, 58; справки об инвалидности, л.д. 45-46; трудовой книжки, л.д. 51-54, подтверждающей стаж педагогической деятельности свыше двадцати лет; доказательства, подтверждающие, что истец действительно работала в МОУ «Будаговская СОШ» с ...... года, на момент выхода на пенсию пользовалась коммунальными услугами, л.д. 57, 62; решение управления от ...... номер дела 9009 о назначении Фирсовой Л.В. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату ЖКХ как педагогическому работнику муниципального учреждения, код льготы: 912, основание: Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки педагогических работников» с 01.01.2011г., л.д. 59; справка о расчете предоставляемых льгот, л.д. 60; письмо Управления на имя истца об отказе в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки с ...... с просьбой возвратить суммы, перечисленные за январь и февраль 2011г., л.д. 63.

      Управлением суду представлен реестр переданных личных дел педагогических работников из ОНО в УМСР ОП Ио по г.Тулуну и Тулунскому району, л.д. 65, где под номером 2 значится Фирсова Л.В., место работы получателя льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

      Истец Фирсова Л.В. пояснила суду, что перечисленные ей денежные средства в качестве мер социальной поддержки за январь и февраль 2011 года, ею ответчику не возвращены.

      В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.           

      Таким образом, суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из представленных по делу сторонами доказательств, находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

      Доводы представителя ответчика о том, что истцу до ...... меры социальной поддержки предоставлялись как педагогическому работнику в соответствии с требованиями Закона № 113-оз, после изучения личного дела истца, ответчик полагает, что данное право у истца отсутствует, суд находит не основанными на законе, поскольку исходя из представленных по делу сторонами доказательств, судом установлено, что истец Фирсова Л.В. имеет стаж работы в сельской местности как педагогического работника свыше 10 лет, на дату выхода на пенсию стаж составлял 24 года 04 месяца 29 дней, выход на трудовую пенсию осуществлен с должности педагогического работника, в период работы истец пользовалась мерами социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам как педагогический работник, следовательно, незаконно нарушенное право истца, по мнению суда, должно быть восстановлено.

      На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Законом № 113-оз, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                      Р Е Ш И Л

      Исковые требования Фирсовой Л.В. - удовлетворить.

      Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району предоставлять Фирсовой Л.В. как педагогическому работнику меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с .......

     Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

     Судья: Н.А.Рыжова