дело № 2-1210/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Казарян Т.В.,

при секретаре Щукиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1210/2011 по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Владимирского муниципального образования о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону

УСТАНОВИЛ:

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлению к Думе Владимирского муниципального образования, указав в обоснование, что 07 июля 2009 года решением Думы Владимирского сельского поселения №14 Устав Владимирского муниципального образования был изложен в новой редакции. Данное решение было опубликовано в газете «Владимирский вестник» № 6 за 2009 год.

Отдельные нормы Устава Владимирского муниципального образования противоречат действующему федеральному законодательству в связи с принятием следующих федеральных законов: №192-ФЗ от 11.07.2011г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», №224-ФЗ от 18.07.2011г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», №242-ФЗ от 18.07.2011г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», №243- ФЗ « О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», №246-ФЗ от 19.07.2011г. «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», №263-ФЗ от 25.07.2011г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов».

Так, пунктом 5 ст. 6 Устава указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 15 ст.5 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Пунктом 20 ст. 6 Устава закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения.

Пунктом 26 ст. 6 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельского поселения.

Пунктом 28 ст.6 Устава закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Однако, п.32 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.

Кроме того, Федеральными законами от 18.07. 2011г. №242-ФЗ и от 19.07.2011г. №246-ФЗ, от 19.07.2011г. №247-ФЗ ст. 14 Федерального закона 131- ФЗ дополнена пунктами 33.1, 33.2, 35, 36, 37. В соответствии с указанными Федеральными законами к вопросам местного значения поселения отнесено: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (вступает в силу с 01.01.2012г.) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (вступает в силу с 01.01.2012г.): осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

Также Федеральным законом от 18.07.2011г. №242-ФЗ Федеральный закон №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьей 17.1 «Муниципальный контроль», согласно которой органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В связи с чем Устав Владимирского муниципального образования также должен быть дополнен указанной нормой.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011г. №263-ФЗ ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающая статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, дополнена частью 11 следующего содержания: «Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания».

В связи с чем ст. 39 Устава должна быть также дополнена указанной нормой.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ, статьей 1 федерального закона №131-фз от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Устав Владимирского муниципального образования в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.45 Гражданского Процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

Статьей 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Просит признать пункт 5 ст. 6 Устава Владимирского муниципального образования, противоречащим п. 5 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 11.07.2011г. №192-ФЗ, от 18.07.2011г. №242-ФЗ); пункт 15 ст.6 Устава противоречащим п.15 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011г. №246-ФЗ); пункт 20 ст.6 Устава противоречащим п. 20 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ); пункт 26 ст.6 Устава противоречащим п. 27 ст.14 Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ); пункт 28 ст. 6 Устава противоречащим п.32 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ); статью 6 Устава (в части невключения всех вопросов местного значения) противоречащей ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 18.07. 2011г. №242-ФЗ и от 19.07.2011г. №246-ФЗ, от 19.07.2011г. №247-ФЗ; статью 39 Устава противоречащей ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011г. №263-ФЗ); Устав (в части невключения статьи о муниципальном контроле) противоречащим ст.17.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречащими федеральному законодательству.

      В судебном заседании старший помощник Тулунского межрайонного прокурора Татаринова М.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.

      Представитель Думы Владимирского муниципального образования Абраменко С.Г. действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, суду пояснил, что по существу заявление обосновано, в декабре 2011 года будут назначены публичные слушания, где будут решаться вопрос о внесении изменений в Устав.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ.

Согласно свидетельства серии 38 *** от ...... г. о государственной регистрации юридического лица Думы Владимирского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.

Из представленного в судебное заседание Устава Владимирского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения усматривается, что пунктом 5 ст. 6 к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 11.07.2011г. №192-ФЗ, от 18.07.2011г. №242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 15 ст. 5 Устава Владимирского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В соответствии с п.15 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011г. №246-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Пункт 20 ст. 6 Устава Владимирского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения.

Согласно пункта 20 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно пункта 26 ст. 6 Устава Владимирского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельского поселения.

В соответствии с п. 27 ст.14 Федерального закона №131- ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В соответствии с п. 28 ст. 6 Устава Владимирского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Согласно п. 32 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.

Федеральными законами № 242-ФЗ от 18.07. 2011г. и № 246-ФЗ от 19.07.2011г., № 247-ФЗ от 19.07.2011г. статья 14 Федерального закона № 131- ФЗ дополнена пунктами 33.1, 33.2, 35, 36, 37. В соответствии с указанными Федеральными законами к вопросам местного значения поселения отнесено: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (вступает в силу с 01.01.2012г.); до 01 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (вступает в силу с 01.01.2012г.); осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 18.07.2011г. №242-ФЗ Федеральный закон №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьей 17.1 «Муниципальный контроль», согласно которой органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011г. №263-ФЗ ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающая статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, дополнена частью 11 следующего содержания: «Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания».

Суд, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать пункт 5 ст. 6 Устава Владимирского муниципального образования, противоречащим п. 5 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 11.07.2011г. №192-ФЗ, от 18.07.2011г. №242-ФЗ); пункт 15 ст.6 Устава противоречащим п.15 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011г. №246-ФЗ); пункт 20 ст.6 Устава противоречащим п. 20 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ); пункт 26 ст.6 Устава противоречащим п. 27 ст.14 Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ); пункт 28 ст. 6 Устава противоречащим п.32 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ); статью 6 Устава (в части невключения всех вопросов местного значения) противоречащей ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 18.07. 2011г. №242-ФЗ и от 19.07.2011г. №246-ФЗ, от 19.07.2011г. №247-ФЗ; статью 39 Устава противоречащей ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011г. №263-ФЗ); Устав (в части невключения статьи о муниципальном контроле) противоречащим ст.17.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречащими федеральному законодательству.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

Судья       Казарян Т.В.