Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 19 декабря 2011 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием представителя заявителя старшего помощника Тулунского межрайонного прокурора Татариновой М.И., представителя Думы Писаревского муниципального образования Абраменко С.Г. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1179 (2011г.) по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Писаревского муниципального образования о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону У С Т А Н О В И Л Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Думе Писаревского муниципального образования, указав в обоснование, что 07.07.2009г. решением Думы Писаревского сельского поселения № 26 Устав Писаревского муниципального образования был изложен в новой редакции. Решение было опубликовано в газете «Писаревский вестник» № 33 за 2009г. Отдельные нормы Устава Писаревского МО противоречат действующему федеральному законодательству в связи с принятием следующих федеральных законов: № 192-ФЗ от 11.07.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 224-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 242-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 246-ФЗ от 19.07.2011 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 263-ФЗ от 25.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов». Так, пунктом 5 ст. 6 Устава указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем, п. 5 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях ФЗ от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 15 ст.5 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Вместе с тем, п.15 ст.14 ФЗ №131-ФЗ (в редакции ФЗ от 19.07.2011 № 246-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Пунктом 20 ст. 6 Устава закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения. Пунктом 20 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципальногостроительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Пунктом 26 ст. 6 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельского поселения. Вместе с тем, п. 27 ст.14 ФЗ №131-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Пунктом 28 ст.6 Устава закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Однако, п.32 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля. Кроме того, ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ и от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 19.07.2011 № 247-ФЗ ст. 14 ФЗ 131-ФЗ дополнен пунктами 33.1, 33.2, 35, 36, 37. В соответствии с указанными Федеральными законами к вопросам местного значения поселения отнесено: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (вступает в силу с 01.01.2012); до 01.01.2017г. предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (вступает в силу с 01.01.2012); осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Также ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ ФЗ № 131-ФЗ дополнен ст. 17.1 «Муниципальный контроль», органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с чем, Устав Писаревского МО также должен быть дополнен указанной нормой. В соответствии с ФЗ от 25.07.2011 № 263-ФЗ ст.40 ФЗ № 131-ФЗ, устанавливающая статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, дополнена ч.11 следующего содержания: «Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания». В связи с чем, ст. 39 Устава должна быть также дополнена указанной нормой. В соответствии со ст.12 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Таким образом, Устав Писаревского МО в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 245, 251 ГПК РФ, ст. ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд: признать пункт 5 ст. 6 Устава Писаревского муниципального образования, противоречащим п. 5 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ; признать п.15 ст.6 Устава противоречащим п.15 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ; признать п.20 ст.6 Устава противоречащим п.20 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ; признать п.26 ст.6 Устава противоречащим п.27 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ; признать п.28 ст.6 Устава противоречащим п.32 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ; признать ст.6 Устава (в части не включения всех вопросов местного значения) противоречащей ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ; признать ст.39 Устава противоречащей ст.40 ФЗ; признать Устав (в части не включения статьи о муниципальном контроле) противоречащим ст.17.1 ФЗ № 131-ФЗ. В судебном заседании старший помощник Тулунского межрайонного прокурора Татаринова М.И. требования, изложенные в заявлении, поддержала. Представитель Думы Писаревского МО - Абраменко С.Г. действующий на основании доверенности, суду пояснил, что требования прокурора являются обоснованными, однако они не нарушают интересы Российской Федерации, Устав Писаревского МО будет приведен в соответствие с принятыми федеральными законами. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу требований ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов. В силу ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В обоснование заявленных требований прокурором суду представлен Устав Писаревского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения, л.д. 7-11. В судебное заседание представителем Думы Писаревского МО суду представлено свидетельство серии *** № *** от ...... о государственной регистрации юридического лица Думы Писаревского сельского поселения. Согласно ст. 12 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ. Суд, дав анализ всем представленным по делу сторонами доказательствам, находит требования иска прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 12 Конституции РФ, ст. ст. 1, 7 ФЗ № 131-ФЗ, ст. ст. 45, 251, 252, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить. Признать пункт 5 статьи 6 Устава Писаревского муниципального образования, противоречащим пункту 5 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ). Признать пункт 15 статьи 6 Устава Писаревского муниципального образования противоречащим пункту 15 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ). Признать пункт 20 статьи 6 Устава Писаревского муниципального образования противоречащим пункту 20 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ). Признать пункт 26 статьи 6 Устава Писаревского муниципального образования противоречащим пункту 27 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ). Признать пункт 28 статьи 6 Устава Писаревского муниципального образования противоречащим пункту 32 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ). Признать статью 6 Устава Писаревского муниципального образования (в части не включения всех вопросов местного значения) противоречащей статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ и от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 19.07.2011 № 247-ФЗ). Признать статью 39 Устава Писаревского муниципального образования противоречащей статье 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 263-ФЗ). Признать Устав Писаревского муниципального образования (в части не включения статьи о муниципальном контроле) противоречащим статье 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд. Судья: Н.А.Рыжова