ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Тулун 17 февраля 2012 г. Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шевчук Л.В., при секретаре Игнатенко М.А., с участием старшего помощника Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В., представителя ответчика ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» по доверенности *** от ...... Алферовой К.И., представителя ответчика МУ «Администрация города Тулуна» по доверенности *** от ...... Цыгановой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-93/2012 по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство», МУ «Администрация города Тулуна» о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: В Тулунский городской суд поступило исковое заявление Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором прокурор указал, что Тулунской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на расположенных на территории муниципального образования «город Тулун» опасных производственных объектах. Проверкой установлено, что водозаборные сооружения «Красный Яр» расположены в городской черте в 1 километре от жилой застройки микрорайона «Гидролизный» на берегу реки Ия в юго-восточном направлении. В технологическом процессе по очистке питьевой воды (обезораживания) используется жидких хлор. ВЗС обеспечивают питьевой водой микрорайоны города: «Угольщиков», «Гидролизный», «Сосновый бор», «Жукова», пос. «Стекольный» и центральную часть города. Канализационно - очистные сооружения» расположены в районе пос. ЛЭП-500. В технологическом процессе по дезинфекции (обеззараживанию) сточных вод с применением жидкого хлора происходит уничтожение в них патогенных микробов и устранение опасности заражения ими водоема при спуске в него очищенных сточных вод. Фильтровальная станция пос. Стекольный расположена в городской Фильтровальная станция пос. Стекольный, Водозаборные сооружения ур. «Красный яр», канализационно-очистные сооружения, согласно свидетельствам о государственной регистрации права, находятся в собственности муниципального образования «город Тулун». По договору аренды *** от ...... указанные объекты были переданы в аренду Открытому акционерному обществу «Областное жилищно - коммунальное хозяйство» сроком на 10 лет. Проверкой на указанных объектах выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму, в том числе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: На всех химически опасных объектах отсутствует локальная система оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации связанной с выходом химически опасного вещества - хлора. В соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 ст. 11 гл. 11 ФЗ № 68 от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Частью 2 ст. Федерального закона «О гражданской обороне» закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях; возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Кроме того, Федеральным законом №131-фз «Об общих принципах организации - местного самоуправления в Российской Федерации» (п.28 ст. 16) на органы местного самоуправления городского округа возложена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности. Согласно ст. 33 Устава муниципального образования - «город Тулун» администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования - «город Тулун», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. К полномочиям администрации города относятся реализуемые в установленном законодательством и настоящим Уставом порядке обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения города Тулуна. Таким образом, в соответствии с Уставом Муниципального образования администрация наделена полномочиями по решению вопроса по созданию и поддержке в постоянной готовности локальных систем оповещения. В соответствии с ч. 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.10.2003г. №1544-Р в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, до 2010 года должны были завершить работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». В силу ст. 1 Постановления Правительства РФ от 1 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) предписано обеспечивать проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. На основании изложенного, действующим федеральным законодательством обязанность по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена как на органы местного самоуправления в лице администрации МО «город Тулун» в рамках участия в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, как собственника опасных объектов, так и на ОАО «Облжилкомхоз», в ведении, которого находятся опасные объекты. Прокуратурой на устранение указанных нарушений законодательства о необходимости создания локальной системы оповещения указывалось в представлениях на имя мэра городского округа и директора Западного филиала ОАО «Облжилкомхоз». Однако, мер по устранению нарушений законодательства до настоящего времени не принято, что подтверждается актом обследования от ...... Кроме того, водозаборные сооружения «Красный Яр», канализационно-очистные сооружения, фильтровальная станция пос. Стекольный включены в перечень объектов, потенциально подверженных террористической угрозе, утвержденный Распоряжением Губернатора Иркутской области 29.01.2010 г. № 3с. В соответствии с п. 14 приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране» указанные объекты подлежат государственной охране. Однако, как установлено проверкой, в нарушение указанных требований Федерального законодательства государственная охрана объектов не осуществляется. Согласно п. 3.1.3 договора аренды *** от ...... арендатор ОАО «Областное Жилищно-коммунальное хозяйство» обязано осуществлять деятельность по эксплуатации объекта Договора в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации». Таким образом, ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» обязано обеспечить государственную охрану арендуемых объектов. Неисполнение собственниками и владельцами потенциально опасных объектов требований федерального законодательства в части создания локальных систем оповещения не позволит в полной мере обеспечить оперативное оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, и может привести к большому количеству жертв. Кроме того, в соответствии со ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц., подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. Отсутствие государственной охраны на объектах жизнеобеспечения создает угрозу жизни, здоровью жителей муниципального образования, а также не обеспечивает надежность объектов от возможных террористических проявлений. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод изаконных интересов граждан,неопределенного круга лиц. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в ело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просит суд признать незаконными бездействия МУ «Администрация города Тулуна» и ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах: фильтровальной станции г. Тулун пос. Стекольный, д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр» г. Тулун, ул. Жданова, 32, канализационно-очистных сооружениях г. Тулун, ЛЭП-500. Обязать MУ «Администрация город Тулуна» иОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до 01июля 2012 года создать локальные системы оповещения на фильтровальной станции г. Тулун пос. Стекольный, д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр» г. Тулун, ул. Жданова; 32. канализационно-очистных сооружениях г.Тулун, ЛЭП-500. Признать незаконным бездействие ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» по государственной охране на объектах фильтровальной станции г. Тулун пос. Стекольный, д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр» г. Тулун ул. Жданова, 32, канализационно-очистных сооружениях г. Тулун ЛЭП - 500. Обязать ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до 01 октября 2011 года обеспечить государственную охрану на объектах фильтровальнойстанции г. Тулун пос. Стекольный, д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр» г. Тулун, ул. Жданова, 32, канализационно-очистных сооружениях г. Тулун, ЛЭП - 500(л.д.4-9). В судебном заседании старший помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. поддержала требования иска в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство»- Алферова К.И. требования прокурора не признала и суду пояснила, что с ...... начало работу новое предприятие по предоставлению коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам в г. Тулуне - Западный филиал ОАО «Облжилкомхоз». ОАО «Облжилкомхоз» на основании заключенного договора аренды № 131-09 от 23.06.2009 года с Администрацией г. Тулуна. ОАО «Облжилкомхоз» по акту приема-передачи передал комплекс имущества своему структурному подразделению в г. Тулуне Западному филиалу. Данный комплекс имущества, в том числе объекты, на которые ссылается в исковом заявлении истец «Водозаборные сооружения Красный Яр», «Водозаборное сооружение пос. Стекольный (Фильтровальная станция)», канализационно-очистные сооружения, пос. ЛЭП-500, были переданы без создания локальной системы оповещения на потенциально опасных объектах. Обеспечить наличие системы оповещения (установку и введение в эксплуатацию) должен арендодатель на основании действующего федерального законодательства (он же передает пригодный к использованию по назначению и в соответствии с условиями договора аренды объект). Договором аренды не возложена обязанность осуществлять капитальный ремонт помещения (здания) арендатором, он и не имеет права осуществлять мероприятия, связанные с капитальным ремонтом (проводить систему пожаротушения, пожарной сигнализации, прорубать эвакуационные выходы и т.п.) т.е. работы, требующие разработки и согласования проекта. В феврале 2010 года Прокуратурой г. Тулуна в адрес ответчика ОАО «Облжилкомхоз» было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций». На данное представление был дан ответ о том, что ОАО «Облжилкомхоз» заключил договор с подрядной организацией ЗАО «Инженерный центр ПРОФИС» по выполнению работ по обследованию предприятия для проектирования локальной системы оповещения. По результатам данного обследования было установлено, что для создания на вышеуказанных объектах локальной системы оповещения необходима сумма в пределах двух миллионов рублей. Мероприятия по установке локальной системы оповещения сопоставимы с расходами на капитальный ремонт, так как предусматривают проведение проектных работ, составление сметы. Данные затраты на капитальный ремонт не заложены в тариф, а к текущим затратам их отнести невозможно. Кроме того в рамках заключенного договора аренды № 131-09 от 23.06.2009 года, пунктом 3.1.15 предусмотрено, что капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, переданных в аренду, осуществляется за счет собственных средств Арендодателя, в рамках принятого бюджета на очередной финансовый год, за счет федерального и областного бюджета, выделенных на проведение ремонта (реконструкцию, модернизацию). В адрес Администрации было направлено письмо о необходимости принять меры по выделению денежных средств на установку системы оповещения, так как данная обязанность лежит на собственнике переданных объектов. На сегодняшний момент деньги Администрацией так выделены и не были, что является основанием заявить о ненадлежащем исполнении арендодателем своей обязанности, а не о том, что эта обязанность (по установке) лежит (может быть возложена) на арендатора. Объекты, переданные ОАО «Облжилкомхоз» на сегодняшний день укомплектованы первичными средствами пожаротушения, согласно нормам. Объекты оборудованы ящиками с песком и инвентарем, огнетушителями и противогазами. Также на всех объектах разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, с которой ознакомлен и проведен инструктаж каждый работник. В заключение договора на государственную охрану на объектах «Водозаборные сооружения Красный ЯР», «Водозаборное сооружение пос. Стекольный (Фильтровальная станция)», канализационно-очистные сооружения, пос. ЛЭП-500, ОАО «Облжилкомхоз» не видит необходимости, так как штат укомплектован сторожами и средствами связи. Просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика МУ «Администрация города Тулуна» Цыганова Л.Ю. иск не признала, суду пояснила, что согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006г. на муниципальном уровне создается местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а так же содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В рамках данных полномочий администрацией городского округа поддерживается в постоянной готовности автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения города Тулуна об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, для чего ежегодно проводится комплексная проверка её технической готовности. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества в целях оказания потребителям услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения (транспортировка тепловой энергии), холодного водоснабжения (транспортировка и реализация холодного водоснабжения), услуг водоотведения и очистки сточных вод от ...... между муниципальным образованием - "город Тулун" и Открытым акционерным обществом "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" ...... был заключен договор аренды ***, согласно которому ОАО "Облжилкомхоз" переданы в аренду сроком на 10 лет фильтровальная станция по адресу г. Тулун, п. Стекольный 65, водозаборные сооружения по адресу г. Тулун, ул. Жданова 32, канализационно-очистные сооружения по адресу г. Тулун, ЛЭП -500. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. "г" статьи 14 Закона Российской Федерации N 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), предписывается обеспечивать проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, предписано осуществлять за счет собственных средств этих объектов. Работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003г. № 1544-р необходимо завершить до 2010 года. Согласно указанного договора Арендатор обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта Договора в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (п.3.1.3.); использовать (эксплуатировать) объект Договора, в соответствии с его назначением, в целях и в порядке, установленных действующим законодательством и Договором (3.1.5.); поддерживать объект договора в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт объекта договора, нести расходы, возникшие с его эксплуатацией и содержанием, производить за свой счет капитальный ремонт арендуемых транспортных средств, самоходных машин и других видов техники (п. 3.1.15.). Администрацией городского округа неоднократно сообщалось ОАО "Облжилкомхоз" о необходимости создания локальных систем оповещения на объектах, доводились методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения, представители ОАО "Облжилкомхоз" участвовали на заседаниях антитеррористической комиссии муниципального образования - "город Тулун", по решению, которой проводились обследования состояния антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов. Акты обследования доводились до ОАО "Облжилкомхоз". На основании вышеизложенного считает, что действующим законодательством Российской Федерации обязанность по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения возложена на организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, к полномочиям органов местного самоуправления относится создание местных систем оповещения населения и поддержка их в состоянии постоянной готовности. В связи, с чем просит в требованиях Тулунского межрайонного прокурора отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в т.ч. на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции. На основании ГОСТ 67-18-93 хлор жидкий является высокоопасным веществом, негорюч, сильный окислитель, пожароопасен при контакте с горючими веществами. В соответствии со ст. Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Статьей 15 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма: участие в предупреждении и ликвидации последствии чрезвычайных ситуации на территории района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Как следует из статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Частью второй ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ прямо установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны: создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Судом установлено, что Муниципальными образованием «город Тулун» 23 июня 2009 года с ОАО «Облжилкомхоз» был заключен договор аренды, в соответствии с которым ОАО «Облжилкомхоз» предоставлено имущество, находящееся в собственности муниципального образования «город Тулун» во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей на территории г. Тулуна услугами холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод сроком на 10 лет. В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от ......, являющимся приложением к указанному договору, ОАО «Облжилкомхоз» были переданы, в числе прочих, двухэтажное здание фильтровальной станции ( с дозатором хлоргаза) по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный, 65, нежилое здание хлораторной (с хлоратором АХА-1000 - 2 шт.) по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32-1 литер 2, нежилое хлораторной станции здание (с дозатором хлора) по адресу г. Тулун Иркутской области, ЛЭП-500. Как следует п. 9 «Опасные производственные объекты системы водоподготовки» Перечня типовых видов опасных производственных объектов, Приложение 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Гостехнадзора от 5 марта 2008 г. № 131, склад хлора, площадка ( цех, участок) подготовки воды являются потенциально-опасным объектом. В соответствии с пунктами 1,2,3 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Установить зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов. Установлено в суде и не оспаривается ответчиками, что собственником объектов: двухэтажное здание фильтровальной станции ( с дозатором хлоргаза) по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный, 65, нежилое здание хлораторной (с хлоратором АХА-1000 - 2 шт.) по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32-1 литер 2, нежилое здание хлораторной станции (с дозатором хлора) по адресу г. Тулун Иркутской области, ЛЭП-500, является Муниципальное образование - «город Тулун». В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. В статье 6 Устава Муниципального образования «город Тулун» к вопросам местного значения поселения отнесены, в частности, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тулуна; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Тулуна; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Тулуна. Судом также установлено, что бюджетом муниципального образования - «город Тулун» на 2010г, 2011 г.г. были предусмотрены расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Таким образом, Муниципальное образование - «город Тулун» является собственником потенциально опасного объекта; получает доход от использования данного объекта в виде арендной платы; наделено полномочиями и обязанностями по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, по вопросам организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на потенциально опасном объекте, при отсутствии локальной системы оповещения населения, вероятно наступление трагических последствий для населения, что является нарушением прав граждан на охрану жизни и здоровья. Принимая решение, суд учитывает, что наряду с собственником имущества, организация, в ведении которой на праве аренды находятся указанные объекты, также получает доход от эксплуатации объектов аренды, которая заключена на длительный срок, обязана обеспечить безопасность населения на прилегающей к производственным объектам территории и ведомственного персонала, в соответствии с условиями п. 3.1.3. 3.1.5 Договора *** ОАО «Облжилкомхоз» обязано осуществлять деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, то есть осуществляя хозяйственную деятельность на потенциально опасном объекте, обязано участвовать в создании локальной системы оповещения. Исходя из изложенного и анализа вышеприведенных правовых норм, суд считает необходимым возложить обязанность по созданию и поддержке в постоянной готовности локальных систем оповещения на фильтровальной станции по адресу г. Тулун пос. Стекольный, д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр» по адресу г. Тулун, ул. Жданова, 32, канализационно-очистных сооружениях по адресу г. Тулун, ЛЭП-500 на Муниципальное учреждение «Администрация города Тулуна» и ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство». По правилам части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Данный процессуальный срок в силу ст. 107 ГПК РФ устанавливается исходя из принципа разумности. При этом суд учитывает, что установление срока до 1 июля 2012 г. не может быть признан достаточным. Доказательств того, что приведенные выше мероприятия возможно будет исполнить в течение оставшихся четырех месяцев со дня вынесения решения, прокурор суду не представил. Вместе с тем, длительное неисполнение данных мероприятий будет создавать угрозу жизни, здоровью и собственности граждан. В соответствии п. 4.4 «Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» (утв. МЧС РФ 24.12.2002 г.) в плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4 - 8 месяцев; проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ - 8 - 12 месяцев; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев. Исходя из указанных рекомендаций, минимальный срок создания локальной системы оповещения составляет 1 год 4 мес., а максимальный - 2 года 4 мес. Учитывая данные сроки, а так же то, что средства на создание локальной системы оповещения уже заложены в бюджет, суд полагает необходимым установить срок для создания локальной системы оповещения не менее 1 года 4 мес., а именно до 1 июля 2013 года. В соответствии с Приложением № 1 Постановления Правительства РФ "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" от 14.08.1992 N 587 (ред. от 26.01.2012) пунктом 14 Перечня объектов, подлежащих государственной охране (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.11.2009 N 886, от 07.12.2011 N 1013) водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях подлежат государственной охране. Следовательно, требование прокурора об обязании ОАО «Облжилкомхоз» обеспечить государственную охрану эксплуатируемых объектов является законным и обоснованным. Указанные истцом сроки обеспечения государственной охраны эксплуатируемых объектов признаются судом отвечающими требованиям ст. 107, ч. 1 206 ГПК РФ. Поскольку на основании пунктов 9, 19 ст. 333.36 НК РФ прокурор и Муниципальное образование -«город Тулун» освобождены от уплаты государственной пошлины, её взыскание в доход бюджета должно быть произведено с ответчика ОАО «Облжилкомхоз» в порядке п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, суд РЕШИЛ: Требования искового заявления Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство», МУ «Администрация города Тулуна» о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Администрация города Тулуна» и Открытого акционерного общества «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально-опасных объектах: фильтровальнойстанции, расположенной по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный д. 65, водозаборных сооружениях «Красный Яр», расположенных по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32, канализационно-очистных сооружениях, расположенных по адресу г. Тулун Иркутской области, ЛЭП - 500. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация город Тулуна» и Открытое акционерное общество «Областное жилищно - коммунальное хозяйство» в срок до 1 июля 2013 года создать локальные системы оповещения на фильтровальной станции, расположенной по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный, д.65, водозаборных сооружениях «Красный Яр», расположенных по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32, канализационно- очистных сооружениях, расположенных по адресу г. Тулун, ЛЭП-500. Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» по государственной охране на объектах: фильтровальной станции, расположенной по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный, д.65, водозаборных сооружениях «Красный Яр», расположенных по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32, канализационно- очистных сооружениях, расположенных по адресу г. Тулун, ЛЭП-500. Обязать Открытое акционерное общество «Областное жилищно - коммунальное хозяйство» в срок до 1 мая 2012 года обеспечить на фильтровальной станции, расположенной по адресу г. Тулун Иркутской области, пос. Стекольный, д.65, водозаборных сооружениях «Красный Яр», расположенных по адресу г. Тулун Иркутской области, ул. Жданова, 32, канализационно- очистных сооружениях, расположенных по адресу г. Тулун, ЛЭП-500. Взыскать с Открытого акционерного общества «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» в доход государства госпошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца через Тулунский городской суд Судья Л.В. Шевчук
черте. В технологическом процессе по очистке питьевой воды используется
жидкий хлор.