РЕШЕНИЕ г. Тулун 2 февраля 2012 г. Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шевчук Л.В., при секретаре Игнатенко М.А., с участием помощника Тулунского межрайонного прокурора Романовой О.А., представителя ответчика Абраменко С.Г., действующего по доверенности б/н от ......, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/2012 по исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Т.В. к Администрации Гуранского сельского поселения о признании незаконным отказа администрации с. Гуран в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье и обязании в принятии на учет Т.В. УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в прокуратуру поступило заявление Т.В. ...... года рождения, которая является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеет в собственности 1/3 долю квартиры по адресу: Тулунский район, пос.Целинные Земли, ул. ****. Общая площадь жилого помещения составляет 78,4 кв.м. Таким образом, на нее приходится 26,1 кв.м. жилья. В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российском Федераций основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма отдельным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В связи с тем, что Т.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны, порядок предоставления мер социальной поддержки и обеспечение жильем данной категории граждан регулируется специальным Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 7.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которые предусматривают другую норму предоставления жилой площади. Согласно ч.3 п.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» размер жилой площади определяется нормой предоставления исходя из общей площади жилья 36 кв.м., Т.В. имеет правовые основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ч.3 ст. 49, ст. 50, ч.2 ст. 5 1 Жилищного кодекса РФ. Просит суд признать незаконным отказ администрации с. Гуран в постановке на учет Т.В. в качестве нуждающейся в жилье, обязать администрацию с. Гуран принять на учет Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований прокурором представлены следующие документы: Удостоверение серии В-1 *** от ......, где указано, что Т.В. имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Справка военного комиссариата Иркутской области по г. Тулуну и Тулунскому району № *** от ......, согласно которой Т., ...... года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Свидетельство о заключении брака, согласно которому Т. и К. зарегистрировали брак ......, присвоены фамилии Т., Т., о чем ...... составлена запись акта о заключении брака ***, место регистрации отдел по ****/ управления службы ЗАГС Иркутской области. Свидетельство о смерти Т. ...... года рождения, место рождения ****, умер ......, о чем ...... произведена запись акта о смерти ***, место регистрации отдел по Тулунскому району и г. Тулуну управления службы ЗАГС Иркутской области ( Едогонский с/с) Справка Главы Гуранской сельской администрации *** от 2011 г., согласно которой Т.В. проживает в кв. *** д. *** по ул. **** пос. Целинные земли Тулунского района Иркутской области, с дочерью Я., зятем Я.В. Заявление Т.В. от ......, адресованное Главе Гуранского сельского поселения, с просьбой выделить благоустроенное жилье, так как своего благоустроенного жилья не имеет. Ответ Главы Гуранского сельского поселения исх.*** от ......, из которого следует, что Администрацией данное заявление Т.В. расценено как заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, принято решение об отказе в постановке Т.В. на учет в связи с тем, что в соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ...... *** Т.В. имеет 1/3 доли квартиры по адресу Тулунский район, пос. Целинные Земли, ул. **** на основании договора приватизации от ...... ***, заключением межведомственной комиссии от ...... *** квартира *** д. *** по ул. **** пос. Целинные Земли Тулунского района признана пригодной для дальнейшего проживания. Справка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ...... *** о том, что Т.В. имеет 1/3 доли квартиры по адресу Тулунский район, пос. Целинные Земли, ул. **** на основании договора приватизации от ...... ***. Уведомление Тулунского отдела Управления Росреестра по Иркутской области *** от ...... об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве собственности Т.В. на кв. *** д. *** пос. Целинные земли Тулунского района Иркутской области. Договор *** на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ......, согласно которому администрация Тулунского района на основании постановления главы администрации *** от ...... и решения жилищной комиссии ПМК-10 гр. Я., Я.В., Т.В. приобрели в общую или долевую собственность квартиру, состоящую из 4 комнат общей площадью 78,4 кв.метра, в том числе жилой 58,5 кв. метров по адресу пос. Целинный, ул. ****, количество проживающих членов семьи 5 человек. Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала. Представитель ответчика Абраменко С.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, Постановлением Главы Гуранского сельского поселения *** от ......, утверждены норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Гуранского сельского поседения в размере 12 кв. метров общей площади на одного человека, учетная норма площади жилого помещения на территории Гуранского сельского поселения в размере 12 кв. метров общей площади на одного человека. В связи с чем Т.В., имеющая на праве собственности 1/3 долю жилого помещения, расположенного в пос.Целинные Земли, ул. **** 2 площадью 78,4 кв.м. ( 78,4 : 3=26,1 кв. м.), то есть в большем размере, чем учетная норма, установленная органом местного самоуправления, не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует сообщение на имя Т.В. от ...... Главы Гуранской сельской администрации. В обоснование непризнания иска представил суду Постановление *** от ...... Главы Гуранского сельского поселения об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения, копия которого после обозрения судом была приобщена к делу. Выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В силу ст. 12 ч. 1 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с требованиями ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: 2) являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Частью 2 предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В части 3 указано, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Согласно ч. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. В соответствии с ч. 5 указанной статьи, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч. 2, 3 указанной статьи, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, членов семей инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем членов семей ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21.12.2010 N 335-мпр (ред. от 28.10.2011) утверждено «Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области", согласно которому территориальное подразделение (управление) министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области осуществляют оценку права гражданина на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с п.п. «и» п. 7 данного Положения для включения в списки граждан гражданин либо его представитель обращается в управление по месту жительства гражданина путем подачи заявления, с приложением, в числе прочих, документа, выданного органом местного самоуправления о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - учет), с указанием даты и основания постановки на учет, наличия (отсутствия) права гражданина на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 2(1) Закона № 6-оз отдельным категориям ветеранов и членов их семей, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), мера социальной поддержки по обеспечению жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты в порядке, предусмотренном статьей 4(1) настоящего Закона. На основании ст. 4 указанного Закона, предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат. В силу ст. 4(1) предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, указанным в статье 2(1) настоящего Закона (далее - заявители), осуществляется уполномоченным органом. Для предоставления единовременной денежной выплаты заявитель или его представитель обращается в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением. К заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты прилагаются, в числе прочих, справка органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с указанием даты постановки на учет и основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Управление рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, статья 3(1). Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, статья 3(2). Таким образом, довод прокурора о том, что Т.В. на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" является нуждающейся в улучшении жилищных условий, не может быть принят судом, поскольку названный Указ предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, порядок признания этих граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет. Как следует из материалов дела, и установлено судом, Т.В. ...... года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Т.. Указанное обстоятельство никем не оспорено, и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами. ...... она обратилась в Гуранскую сельскую администрацию с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилья. Сообщением от ...... в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано со ссылкой на то, что квартира, 1/3 доля которой принадлежит ей на праве собственности в порядке приватизации, признана пригодной для проживания. В судебном заседании представитель ответчика Абраменко С.Г. указал в обоснование непризнания иска на то, что обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи Т.В. превышает учетную норму, а также норму предоставления площади жилого помещения, установленную по Гуранскому сельскому образованию. На момент рассмотрения дела судом Т.В. на основании договора о приватизации *** от ...... является собственником 1/3 доли указанной квартиры, зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении. Суд, изучив представленные по делу сторонами доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований иска в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 51,52,54 ЖК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований искового заявления Тулунского межрайонного прокурора в интересах Т.В. к Администрации Гуранского сельского поселения о признании незаконным отказа администрации с. Гуран в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье и обязании принятия на учет Т.В. отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд. Судья Л.В. Шевчук
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ