Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 03 июля 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Егоровой М.В., представителя ответчика администрации Перфиловского муниципального образования Абраменко С.Г. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-606 (2012г.) по иску Тулунского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Перфиловского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности (ППБ) У С Т А Н О В И Л Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Перфиловского муниципального образования (далее по тексту - администрация), указав в обоснование, что согласно акту проверки по результатам проведения отделом надзорной деятельности по г.Тулуну и Тулунскому району соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией установлено, что ответчиком не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения населения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее по тексту - ППБ 01-03) предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах, раздел 2. В нарушение ст. ст. 6, 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г., ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.114 ППБ 01-03 территории населенных пунктов с.Перфилово, д.Петровск, д.Казакова, д.Нижний Манут не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Д.Казакова, д.Нижний Манут не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, что является нарушением ст. ст. 3, 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.112 ППБ. Вокруг населенных пунктов д.Петровск, д.Верхний Манут не произведено устройство защитных противопожарных полос не менее 3-х метров, препятствующих перебросу огня от лесных (степных) пожаров на жилые дома, что является нарушением ст. ст. 6, 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г., ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.112 ППБ 01-03. В нарушение п. 94 ППБ 01-03 в с.Перфилово не оборудован к естественному водоисточнику (реке) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Таким образом, администрацией не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации возникновения пожаров в населенных пунктах муниципального образования в пожароопасный период, а также их распространения. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В результате бездействия администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию Перфиловского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц и требований законодательства о пожарной безопасности: 1. Территории населенных пунктов с.Перфилово, д.Петровск, д.Казакова, д.Нижний Манут обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ...... 2. Вокруг населенных пунктов д.Петровск, д.Верхний Манут произвести устройство защитных полос не менее 3-х метров в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу. 3. Обеспечить д.Казакова, д.Нижний Манут переносной пожарной мотопомпой в срок до ...... 4. В с.Перфилово оборудовать к естественному водоисточнику (реке) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до ...... В судебном заседании помощник прокурора Егорова М.В. требования иска, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала. Представитель ответчика - администрации Перфиловского муниципального образования Абраменко С.Г. действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что администрацией требования правил пожарной безопасности, а именно по обеспечению администрации и населенных пунктов средствами первичных мер пожарной безопасности выполняются по мере поступления денежных средств в бюджет. В с.Перфилово вместо подъезда к водоисточнику (реке) имеются емкости с водой закопанные в землю, к которым имеется подъезд, имеются две водонапорные башни, в населенных пунктах с.Перфилово, д.Петровск, д.Казакова, д.Нижний Манут установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В остальной части исковые требования прокурора в настоящее время выполнить невозможно из-за отсутствия в бюджете администрации муниципального образования денежных средств. Просит суд в удовлетворении требований иска отказать. Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Из преамбулы к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 19 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Технический регламент). Актом проверки *** от ...... проведенной на основании требования прокурора, распоряжения *** от ......, в присутствии главы администрации Перфиловского сельского поселения на территории администрации Перфиловского сельского поселения и на территории населенных пунктов поселения выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: не в полном объеме проводится обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда населения в области пожарной безопасности (из 808 человек взрослого населения зарегистрированного в сельском поселении согласно журналу учета инструктажа прошло обучение (инструктаж) 274 человека; не обеспечены территории сельских населенных пунктов Перфилово, Петровск, Казакова, Н.Манут средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не оборудован к естественному водоисточнику (реке) подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в населенном пункте Перфилово; не произведено устройство защитных противопожарных полос, препятствующих перебросу огня от лесных и степных пожаров на жилые дома вокруг территории населенных пунктов Петровск, В-Манут расположенных у лесных массивов; не обеспечены населенные пункты Казакова, Н-Манут переносной пожарной мотопомпой, л.д. 4, 5-6, 7-8 соответственно. Свидетель К. работающий государственным инспектором по пожарному надзору, суду показал, что родственных и неприязненных отношений со сторонами нет, обстоятельства изложенные прокурором в исковом заявлении подтвердил. Согласно ст. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Суд, дав анализ установленным по делу обстоятельствам, находит требования иска прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Перфиловского муниципального образования о понуждении устранения нарушения правил пожарной безопасности, подлежащими удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из тех обстоятельств, что администрацией не принято должных мер для исполнения Федерального закона «О пожарной безопасности». Вышеуказанные бездействия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц, выразившиеся в невыполнении в полном объеме требований закона по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в связи с чем, доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении о том, что неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в случае возникновения пожаров в населенных пунктах муниципального образования в пожароопасный период, являются обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить. Обязать администрацию Перфиловского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц и требований законодательства о пожарной безопасности: Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области. Судья: Н.А.Рыжова