дело № 2-647/2012



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

     23 июля 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием помощника Тулунского межрайонного прокурора Егоровой М.В., представителя ответчика администрации Писаревского сельского поселения Абраменко С.Г. по доверенности, представителя третьего лица Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Иркутской области К. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647 (2012г.) по иску Тулунского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Писаревского муниципального образования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства

У С Т А Н О В И Л

     Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц и РФ к ответчику администрации Писаревского муниципального образования (далее по тексту - администрация), указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства.

     В ходе проверки на территории населенных пунктов, входящих в состав Писаревского МО, обнаружены несанкционированные свалки, что представляет реальную опасность для здоровья населения и наносит вред среде обитания. Так, в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 п.1.2, 2.2, 3.1 в п.4-е отделение ГСС по ул.**** за двором (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва) размерами 3х5х1, 5м; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в проулке (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва, кора, щепа, опилки) размерами 1,5х5х1,5 м; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** через дорогу в 25 м. (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; строительный мусор, шифер, ботва) размерами 8х8х1,0 м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в конце улицы вдоль забора огорода до линии ЛЭП (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; щепа, кора, опилки) размерами 15х5х1,0 м.; в п.Иннокентьевский по ул.**** в проулке в 5 м от огорода на север (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора, кусты) размерами 2,5х5х0,5м.; в д.Булюшкина в 50 м на запад от бывшей фермы (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х5х0,5м.; по обе стороны от автомобильной дороги в п.1-е отделение ГСС на протяжении 1 км (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора); в п.1-е отделение ГСС в 100 м. на восток от ул.**** (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х2,0х0,5 м; в п.Центральные мастерские в 15 м на юг от ул.**** на перекрестке с обоих сторон (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, опилки) размерами 15х20х1,5 м; п.Центральные мастерские по ул.**** (строительные отходы: битум, бетон, штукатурка) размерами 5х2х0,5 м.

     Согласно ст. ст. 2, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утв. Главным гос.сан.врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

     В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

     Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления.

     Статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     В силу п. 3 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающей их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

     В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Писаревского муниципального образования обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Несанкционированные свалки, расположенные на территории Писаревского муниципального образования создают угрозу причинения вреда здоровью неопределенному числу граждан - жителей Писаревского МО и других граждан, посещающих Писаревское МО, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми и производственными отходами. Статьей 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

     Просит суд возложить на администрацию Писаревского МО обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать путем очистки территории, следующие несанкционированные свалки бытовых отходов: в п.4-е отделение ГСС по ул.**** за двором (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва) размерами 3х5х1,5 м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в проулке (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва, кора, щепа, опилки) размерами 1,5х5х1,5м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** через дорогу в 25 м. (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; строительный мусор, шифер, ботва) размерами 8х8х1,0м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в конце улицы вдоль забора огорода до линии ЛЭП (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; щепа, кора, опилки) размерами 15х5х1,0 м.); в п.Иннокентьевский по ул.**** в проулке в 5 м от огорода на север (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора, кусты) размерами 2,5х5х0,5 м.; в д.Булюшкина в 50 м на запад от бывшей фермы (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х5х0,5 м.; по обе стороны от автомобильной дороги в п.1-е отделение ГСС на протяжении 1 км (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора); в п.1-е отделение ГСС в 100 м. на восток от ул.**** (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х2,0х0,5 м.; в п.Центральные мастерские в 15 м на юг от ул.**** на перекрестке с обеих сторон (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, опилки) размерами 15х20х1,5 м.; п.Центральные мастерские по ул.**** (строительные отходы: битум, бетон, штукатурка) размерами 5х2х0,5 м. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

     В судебном заседании помощник прокурора Егорова М.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

     Представитель ответчика - администрации Писаревского муниципального образования Абраменко С.Г. действующей по доверенности, требования иска не признал, суду пояснил, что на территории Писаревского МО имеются санкционированные свалки в отведенных местах, вместе с тем, имеют место быть несанкционированные свалки. В настоящее время администрацией предпринимаются меры для ликвидации несанкционированных свалок. Просит суд в удовлетворении требований иска отказать.

     Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, начальник территориального отдела в г.Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах К. требования прокурора, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал.

     Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.

     В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

     В силу ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» с внесенными в последующем изменениями, определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

     В силу ст. 3 Закона, основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

     Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

     Часть вторая статьи предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

     Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека, часть 3.

     В силу ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

     В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

     Прокурором представлено заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах «О результатах проверки администрации Писаревского сельского поселения» от ......, из которого усматривается, что на территории администрации Писаревского муниципального образования, а именно в п.4-ое отделение ГСС, п.1-ое отделение ГСС, д.Булюшкина, п.Центральные Мастерские обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления 3-го 4-го классов опасности, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Факты, изложенные прокурором в исковом заявлении (несанкционированные свалки), подтверждаются представленными суду фототаблицами, л.д. 8-18.

     Статьей 6 Устава Писаревского муниципального образования, утвержденного решением Думы Писаревского сельского поселения от ...... ***, предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, пункт 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

     Суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, находит требования иска прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит их тех обстоятельств, что требования иска направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом в части защиты прав жителей Писаревского муниципального образования на благоприятную окружающую среду, права которых закреплены в статье 42 Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

     На основании изложенного и руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

     Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Писаревского муниципального образования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.

     Возложить на администрацию Писаревского муниципального образования обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать путем очистки территории, несанкционированные свалки бытовых отходов: в п.4-е отделение ГСС по ул.**** за двором (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва) размерами 3х5х1,5 м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в проулке (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; строительные отходы, ботва, кора, щепа, опилки) размерами 1,5х5х1,5м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** через дорогу в 25 м. (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; строительный мусор, шифер, ботва) размерами 8х8х1,0м.; в п.4-е отделение ГСС по ул.**** в конце улицы вдоль забора огорода до линии ЛЭП (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные, картонные коробки; щепа, кора, опилки) размерами 15х5х1,0 м.); в п.Иннокентьевский по ул.**** в проулке в 5 м от огорода на север (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора, кусты) размерами 2,5х5х0,5 м.; в д.Булюшкина в 50 м на запад от бывшей фермы (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х5х0,5 м.; по обе стороны от автомобильной дороги в п.1-е отделение ГСС на протяжении 1 км (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; ботва, щепа, кора); в п.1-е отделение ГСС в 100 м. на восток от ул.**** (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, шифер) размерами 2,5х2,0х0,5 м.; в п.Центральные мастерские в 15 м на юг от ул.**** на перекрестке с обеих сторон (бытовые отходы: целлофановые пакеты, банки стеклянные и жестяные, бутылки пластиковые и стеклянные; автомобильные покрышки, ботва, щепа, кора, опилки) размерами 15х20х1,5 м.; п.Центральные мастерские по ул.**** (строительные отходы: битум, бетон, штукатурка) размерами 5х2х0,5 м. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

     Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

     Судья: Н.А.Рыжова