дело № 2-604/2012



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

     28 июня 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Егоровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-604 (2012г.) по иску Тулунского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Азейского муниципального образования о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности (ППБ)

У С Т А Н О В И Л

     Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Азейского муниципального образования (далее по тексту - администрация), указав в обоснование, что согласно акту проверки по результатам проведения Отделом надзорной деятельности (ОНД) по г.Тулуну и Тулунскому району соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией, проверкой установлено, что ответчиком не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности.

     В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения населения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

     В силу ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, ст. 38 указанного Федерального закона.

     В ходе проверки установлено, что здание администрации Азейского муниципального образования не соответствует требованиям пожарной безопасности. Так, здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре, чем нарушены ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г., ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ, табл. 1 п.9 НПБ 110-03, табл. А 1 СП 5.13130.2009; табл. № 2 СП 3.13130.2009. В нарушение п.57 ППБ 01-03, ст. ст. 6, 51 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ПТЭЭП п.2.12.17 в здании администрации не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, заземляющего контура.

     Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В результате бездействия администрации по соблюдению правил пожарной безопасности в здании администрации нарушаются права, как работников администрации, так и граждан, находящихся в здании, на охрану их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

     Просит суд обязать администрацию Азейского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц и требований законодательства о пожарной безопасности: 1. Здание администрации Азейского муниципального образования оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ...... 2. Произвести в здании администрации Азейского муниципального образования контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно: провести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, заземляющего контура в срок до ......

     В судебном заседании помощник прокурора Егорова М.В. требования иска, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала.

     Представитель ответчика - администрации Азейского муниципального образования в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется заказное почтовое уведомление ***.

     Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

     Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

     Из преамбулы к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

     В соответствии со ст. 19 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

     Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 38 вышеуказанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

     Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, ст. 38 Закона.

     В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Технический регламент).

     В силу ч. 1, 4 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании, сооружении или строении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения.

     Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

     Актом проверки *** от ...... проведенной на основании требования прокурора и распоряжения *** от ...... в присутствии главы администрации Азейского сельского поселения на территории администрации Азейского сельского поселения и на территории Азейского сельского поселения выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: помещение администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, заземляющего контура. На территории поселения не в полном объеме проводится обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда населения в области пожарной безопасности (из 579 человек взрослого населения зарегистрированного в сельском поселении согласно журнала учета инструктажа прошло обучение (инструктаж) 166 человек, л.д. 4, 5-6, 7-8.

     Согласно ст. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

     Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

     При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Азейского сельского поселения о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.

     Принимая решение, суд исходит из тех обстоятельств, что администрацией Азейского муниципального образования не принято должных мер для исполнения Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. Вышеуказанные бездействия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц, выразившиеся в невыполнении в полном объеме требований закона по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в связи с указанным, доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении, о том, что неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в случае возникновения пожаров в населенных пунктах Азейского муниципального образования в пожароопасный период, являются обоснованными.

     На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 233, 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                     Р Е Ш И Л

    Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.

    Обязать администрацию Азейского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц и требований законодательства о пожарной безопасности:

  1. Здание администрации Азейского муниципального образования оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ......;
  2. Произвести в здании администрации Азейского муниципального образования контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно: произвести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, заземляющего контура в срок до ......

     Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца, а для ответчика в течение 7 дней путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

     Судья: Н.А.Рыжова