дело № 2-594/2012



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

      19 июля 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием истца Евдокименко В.И., ее представителя Д. на основании ст. 53 ч. 6 ГПК РФ, представителей ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Шенеман Е.А. и Дмитриевой Е.В. по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594 (2012г.) по иску Евдокименко В.И. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району об обязании предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

У С Т А Н О В И Л

     Истец Евдокименко В.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому район в г.Тулуне и Тулунском районе (далее по тексту решения - управление), указав в обоснование, что она как педагогический работник имеет право на льготы, определенные пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». ...... после 31 года работы в школе в должности учителя, она прекратила педагогическую деятельность. На ...... она пользовалась мерами социальной поддержки, следовательно, данное право не может быть прекращено в связи с выходом на пенсию. ...... она получила письменный отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ответчика. Указывает, что статья 39 Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Вместе с тем ответчик мотивирует свой отказ тем, что на момент выхода на досрочную трудовую пенсию по старости она не пользовалась льготами как педагогический работник, следовательно, и после выхода на пенсию истец не имеет права получать меры социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности. Указывает, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, данное право сохраняется и в связи с выходом на пенсию. Истец имеет право на предоставление коммунальных услуг как педагог, проработавший в сельской местности свыше 10 лет. Просит суд обязать ответчика предоставлять ей педагогическому работнику меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ......

     В судебном заседании истец Евдокименко В.И. и ее представитель Д. требования иска, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержали.

     Представитель ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Шенеман Е.А. действующей на основании доверенности, требования иска не признала, пояснила суду, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект Российской Федерации. Субъект РФ на своем уровне за счет собственных средств вправе устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников, самостоятельно определяя круг лиц, имеющих право на эту льготу, статьи 26.3-26.3.1 ФЗ от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных актов государственной власти субъектов РФ». С 01.01.2011г. управление организует возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целях реализации Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Указанный закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в государственных учреждениях области и в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, п. 2 ст. 1 Закона № 113-оз. Порядок организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 1/1 ПП «О Порядке организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». 04.05.2012г. истец обратилась к ответчику с заявлением о прекращении ей выплаты ЕДВ, назначенной управлением ...... и с заявлением, содержащим просьбу предоставить ей меры социальной поддержки по ЖКУ как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию. При предоставлении необходимого пакета документов, ответчиком было установлено, что истец не представила справку, подтверждающую предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко дню выхода на трудовую пенсию, выдаваемую соответствующим образовательным учреждением. Это обстоятельство послужило основанием для отказа в назначении истцу компенсации расходов на оплату ЖКУ согласно п.п. 10 Порядка. Просит суд в удовлетворении требований иска отказать.

      Представитель ответчика - управления Дмитриева Е.В. действующей по доверенности, доводы Шенеман Е.А. поддержала.

      Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

      Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

      Согласно абзацу 3 пункта 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

      На территории Иркутской области меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных граждан, проживающих и работающих в сельской местности, установлены Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Закон № 113-оз), где статьей 1 пунктом 2 определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в государственных учреждениях области и в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей.

     Судом и материалами дела установлено, что педагогический стаж в сельской местности истца Евдокименко В.И. составляет 31 год, дата выхода на пенсию ......, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца, подлинник обозревался в судебном заседании, л.д. 5-7.

     Заявлениями от ...... истец обратилась к начальнику управления о прекращении ей ежемесячной выплаты как неработающему пенсионеру с ...... в связи с восстановлением права получения коммунальных услуг и предоставлении мер социальной поддержки по ЖКУ как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проработавшей в образовательном учреждении в качестве педагога более 10 лет, согласно Закону РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» статья 55, л.д. 21 и л.д. 22 соответственно.

     Письмом управления от ...... *** Евдокименко В.И. в получении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику отказано со ссылкой ст. 55 Закона «Об образовании», Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз и Порядок организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 1/1-пп, поскольку нет справки, подтверждающей предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко дню выхода на трудовую пенсию, л.д. 8.

      В материалах дела имеется информация вр.и.о. заведующего ОНО администрации Тулунского муниципального района, выданной ...... на имя начальника управления о том, что Евдокименко В.И. .......р., на момент выхода на льготную пенсию в 2006 году не пользовалась льготами ЖКУ как педагогический работник, согласно пояснением представителей ответчика, данная справка и явилась основанием к отказу истцу в предоставлении мер социальной поддержки, л.д. 23.

     Вместе с тем, истцом Евдокименко В.И. суду представлены доказательства, свидетельствующие о том, что мерами социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг как педагог она пользовалась по 1999 год, справка выдана ...... главой администрации Икейского сельского поселения, л.д. 34; справка и.о. начальника управления образования администрации Тулунского муниципального района о том, что истец пользовалась льготами по ЖКУ в 2000, 2007, 2008, 2009, 2010 годах как педагогический работник, в 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 льготами как педагогический работник не пользовалась (отсутствие в Списке педагогических работников ОНО администрации Тулунского муниципального района, пользующихся льготами за коммунальные услуги), л.д. 35; согласно справке, выданной директором МОУ «Икейская СОШ» от ...... истец на момент выхода на пенсию в МОУ «Икейская СОШ» пользовалась коммунальными услугами, л.д. 36.

      Истец Евдокименко В.И. суду пояснила, что в 2006 году умерла ее мать, до смерти матери она действительно не пользовалась льготами по ЖКУ в период с 2001 по 2006 годы, по тем обстоятельствам, что мерами социальной поддержки пользовалась ее мать ветеран войны, которая проживала вместе с ней. Двум совместно проживающим членам семьи меры социальной поддержки предоставлены быть не могут, после смерти матери в 2006 году, она снова стала получать меры социальной поддержки по ЖКУ. Просит суд обратить внимание на то обстоятельство, что и, находясь на пенсии, в 2008 и 2009 годах, а также до 2001 года, она пользовалась льготами по ЖКУ, о чем свидетельствуют представленные ей суду платежные ведомости, полагает, что нарушенное ответчиком право на получение мер социальной поддержки по ЖКУ должно быть восстановлено судом.

      Согласно представленным истцом суду платежным ведомостям на выдачу льгот по коммунальным услугам в списках работников МОУ СОШ с.Икей за 2008-2009 годы получателем вышеуказанных льгот в том числе, значится Евдокименко В.И., л.д. 37-45.

      Таким образом, исходя из представленных по делу сторонами доказательств, судом установлено, что истец на дату выхода на трудовую пенсию, а также и после выхода на пенсию, пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, имеющий стаж работы свыше 10 лет, проживающей в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Не доверять представленным истцом суду доказательствам, у суда оснований не имеется, суд находит их допустимыми.В связи с чем, истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и прекращение предоставления ей вышеуказанных мер социальной поддержки ответчиком, является незаконным.

     В связи с указанным, доводы представителей ответчика о том, что федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект РФ, суд находит не основанными на требованиях федерального законодательства.

      Истец Евдокименко В.И. и ее представитель Д. суду дополнили, что категорически не согласны с отказом в предоставлении мер социальной поддержки по ЖКУ, поскольку, на дату выхода на пенсию, истец пользовалась указанными льготами именно как педагогический работник, полагают, что ответчик неправильно применяет нормы Закона Иркутской области № 113-оз, ограничивающего учителя-пенсионера в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании» статья 55.

      С доводами истца и ее представителя суд не может не согласиться, принимая во внимание, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-О-О подчеркнуто, что из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

      В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.           

      Суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из представленных по делу сторонами доказательств, находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению, судом установлено, что истец имеет стаж работы в сельской местности как педагогического работника свыше 10 лет - 31 год, выход на трудовую пенсию осуществлен с должности педагогического работника, в период работы истец пользовалась мерами социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам как педагогический работник, проживающий в сельской местности, следовательно, незаконно нарушенное право истца, по мнению суда, должно быть восстановлено.

     На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

      Исковые требования Евдокименко В.И. - удовлетворить.

      Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району предоставлять Евдокименко В.И. как педагогическому работнику, пенсионеру, проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения с .......

      Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

      Судья: Н.А.Рыжова