Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 19 июля 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием истца Леоновой З.А., ее представителя Д. на основании ст. 53 ч. 6 ГПК РФ, представителей ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Шенеман Е.А. и Дмитриевой Е.В. по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598 (2012г.) по иску Леоновой З.А. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району об обязании предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг У С Т А Н О В И Л Истец Леонова З.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому район в г.Тулуне и Тулунском районе (далее по тексту решения - управление), указав в обоснование, что она как педагогический работник имеет право на льготы, определенные пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». ...... после 25 лет работы в школе в должности учителя, она прекратила педагогическую деятельность. На ...... она пользовалась мерами социальной поддержки, следовательно, данное право не может быть прекращено в связи с выходом на пенсию. ...... она получила письменный отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Указывает, что статья 39 Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Вместе с тем ответчик мотивирует свой отказ тем, что на момент выхода на досрочную трудовую пенсию по старости она не пользовалась льготами как педагогический работник, следовательно, и после выхода на пенсию истец не имеет права получать меры социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности. Указывает, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, данное право сохраняется и в связи с выходом на пенсию. Истец имеет право на предоставление коммунальных услуг как педагог, проработавший в сельской местности свыше 10 лет. Просит суд обязать ответчика предоставлять ей педагогическому работнику меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ...... В судебном заседании истец Леонова З.А. и ее представитель Д. требования иска, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержали. Представитель ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району Шенеман Е.А. действующей на основании доверенности, требования иска не признала, пояснила суду, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект Российской Федерации. Субъект РФ на своем уровне за счет собственных средств вправе устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников, самостоятельно определяя круг лиц, имеющих право на эту льготу, статьи 26.3-26.3.1 ФЗ от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных актов государственной власти субъектов РФ». С 01.01.2011г. управление организует возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целях реализации Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Указанный закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в государственных учреждениях области и в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, п. 2 ст. 1 Закона № 113-оз. Порядок организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 1/1 ПП «О Порядке организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». С ...... истец на основании имеющихся в личном деле документов, являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионер - бывший педагогический работник. В личном деле истца имеется справка Умыганской средней школы от ...... ***, свидетельствующая о том, что Леонова З.А. ко дню выхода на пенсию ...... пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг. В ходе сотрудничества с Отделом народного образования администрации Тулунского муниципального района стало известно, что до января 2000 года школы находились в ведении сельских администраций, с января 2000 года педагогическим работникам меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставлялись ОНО администрации Тулунского муниципального района. Подтверждением этому является справка от ...... без номера. Следовательно, справка Умыганской средней школы от ...... *** выдана неправомерно и является недействительной. Истцу было предложено представить справку, подтверждающую предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко дню выхода на пенсию, выдаваемую соответствующим учреждением, т.е. ОНО администрации Тулунского муниципального района. Наличие неполного перечня документов, предусмотренного Порядком, послужило основанием для отказа в предоставлении истцу компенсации расходов на оплату ЖКУ согласно п.п. 10 Порядка. С ...... истец не является получателем мер социальной поддержки по оплате ЖКУ. Кроме того, ОНО администрации Тулунского муниципального района выдана справка от ...... без номера о том, что Леонова З.А. в 2004 году не пользовалась льготами по оплате ЖКУ как педагогический работник. Согласно части 2 ст. 2 Закона Иркутской области ***-оз педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию, меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются при наличии следующих условий: наличие общего стажа работы в сельской местности не менее 10 лет, истец имеет стаж работы в сельской местности 25 лет 3 месяца 10 дней, пользование мерами социальной поддержки по оплате ЖКУ ко дню выхода на трудовую пенсию, трудовая пенсия истцу назначена ...... В 2004 году истец мерами социальной поддержки по оплате ЖКУ как педагогический работник не пользовалась. Просит суд в удовлетворении требований иска отказать. Представитель ответчика - управления Дмитриева Е.В. действующей по доверенности, доводы Шенеман Е.А. поддержала. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно абзацу 3 пункта 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На территории Иркутской области меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных граждан, проживающих и работающих в сельской местности, установлены Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Закон № 113-оз), где статьей 1 пунктом 2 определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, работающим в государственных учреждениях области и в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей. Судом и материалами дела установлено, что педагогический стаж в сельской местности истца Леоновой З.А. составляет 25 лет 3 месяца 10 дней, дата выхода на пенсию ......, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца, подлинник обозревался в судебном заседании, л.д. 6-8. Заявлением от ...... истец обратилась к начальнику управления о предоставлении мер социальной поддержки по ЖКУ как педагогическому работнику, л.д. 18. Письмом управления от ...... *** Леоновой З.А. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику отказано со ссылкой пп «б», п. 10 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 21.01.2011 № 1/1-пп, поскольку нет справки, подтверждающей предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко дню выхода на трудовую пенсию, л.д. 5. В материалах дела имеется информация заведующего ОНО администрации Тулунского муниципального района, выданной ...... на имя начальника управления о том, что Леонова З.А. в 2004г. не пользовалась льготами ЖКУ как педагогический работник, согласно пояснением представителей ответчика, данная справка и явилась основанием к отказу истцу в предоставлении мер социальной поддержки, л.д. 21. Истцом суду представлены доказательства, свидетельствующие о том, что мерами социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг как педагог она пользовалась в 2004 году, справка выдана директором МОУ «Умыганская СОШ», л.д. 19. Указанную справку ответчик признал недействительной, вместе с тем, суд с данным выводом ответчика согласиться не может. Суд учитывает, что мерами социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг истец пользовалась, находясь на пенсии с ...... по ......, данное обстоятельство подтверждается распоряжением ответчика о прекращении истцу выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, л.д. 22. Истец Леонова З.А. суду пояснила, что находясь на пенсии, с 2008 по апрель 2011г., а также до 2004 года ко дню выхода на пенсию, она пользовалась льготами по ЖКУ, о чем свидетельствуют представленные ей суду платежные ведомости. Полагает, что ответчик незаконно прекратил предоставлять ей меры социальной поддержки с ......, нарушенное ответчиком право на получение мер социальной поддержки по ЖКУ должно быть восстановлено судом. Согласно представленным истцом суду платежным ведомостям на предоставление льгот по коммунальным услугам в списках работников Умыганской средней школы за 2003, 2004, 2005, 2008, 2009 годы получателем вышеуказанных льгот в том числе, значится Леонова З.А., л.д. 38-44. Допрошенные в судебном заседании свидетели Г. и Б. суду показали, что истца знают на протяжении многих лет, работали вместе в Умыганской средней школе, родственных, неприязненных отношений нет. Истец работала в школе с 1977г. по 2004г. Истцу как педагогическому работнику предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, они также являются получателями данных льгот. В 2004г. по выходу на пенсию, непродолжительный период времени истцу не предоставлялись меры социальной поддержки по ЖКУ, однако это было связано с тем, что истца забыли включить в списки, затем выплаты были произведены. Свидетель Г. дополнила, что много лет являлась председателем профкома, хорошо помнит, что истцу ко дню выхода на пенсию меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись. По информации врио начальника управления образования администрации Тулунского муниципального района от ...... *** документы, подтверждающие предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 2000 года по 2006 год включительно предоставлены быть не могут, так как срок хранения документов в архиве составляет 5 лет, л.д. 34. Исходя из представленных по делу сторонами доказательств, судом установлено, что истец на дату выхода на трудовую пенсию, а также и после выхода на пенсию, пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, имеющий стаж работы свыше 10 лет, проживающей в сельской местности. Не доверять представленным истцом суду доказательствам, у суда оснований не имеется, суд находит их допустимыми.В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и прекращение предоставления ей вышеуказанных мер социальной поддержки ответчиком с ......, является незаконным. В связи с указанным, доводы представителей ответчика о том, что федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект РФ, суд находит не основанными на требованиях федерального законодательства. Истец Леонова З.А. и ее представитель Д. суду дополнили, что категорически не согласны с отказом в предоставлении мер социальной поддержки по ЖКУ, поскольку, на дату выхода на пенсию, истец пользовалась указанными льготами именно как педагогический работник, полагают, что ответчик неправильно применяет нормы Закона Иркутской области № 113-оз, ограничивающего учителя-пенсионера в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании» статья 55. С доводами истца и ее представителя суд не может не согласиться, принимая во внимание, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-О-О подчеркнуто, что из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре. Суд, исходя из представленных по делу сторонами доказательств, находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что истец имеет педагогический стаж работы в сельской местности свыше 10 лет, выход на трудовую пенсию осуществлен с должности педагогического работника, в период работы истец пользовалась мерами социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам как педагогический работник, проживающий в сельской местности, следовательно, незаконно нарушенное право истца, должно быть судом восстановлено. Вместе с тем, суд считает необходимым обязать ответчика предоставлять истцу меры социальной поддержки на выплату компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения с ......, поскольку судом установлено, что указанные меры социальной поддержки предоставлялись истцу по ...... включительно, выплата денежной компенсации прекращена с ......, следовательно, с указанной даты нарушенное право истца на предоставление денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должно быть восстановлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Леоновой З.А. - удовлетворить частично. Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району предоставлять Леоновой З.А. как педагогическому работнику, пенсионеру, проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения с ....... В удовлетворении исковых требований в части обязания Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району предоставлять как педагогическому работнику, пенсионеру, проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения с ......, Леоновой З.А. - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд. Судья: Н.А.Рыжова