Р Е Ш Е Н И Е 26 марта 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, директора МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагерева С.Ф., его представителя Т. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, директора МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагерева С.Ф. на постановление государственного инспектора **** и **** по пожарному надзору *** от ...... по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания предусмотренного ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ У С Т А Н О В И Л Постановлением *** государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору от ...... директор МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагерев С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей. На указанное постановление, лицом, привлекаемым к административной ответственности, Лагеревым С.Ф. представлена жалоба, в обоснование которой указано, что с постановлением он не согласен, находит его незаконным и необоснованным, поскольку в ходе сбора доказательств по делу и рассмотрении дела об административном правонарушении допущены нарушения, что повлекло за собой неправильное разрешение дела. В соответствии с п. 53 Приказа МЧС от 01.10.2007г. (в ред. от 22.03.2010г.) № 517 «Об утверждении Административного регламента МВД по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности», проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа. Директором МОУ «Нижне-Бурбукской ООШ» Лагеревым С.Ф. распоряжение о проведении внеплановой проверки не было получено. Согласно п.54 Приказа следует, что проверка должна проводиться только тем государственным инспектором по пожарному надзору, который указан в распоряжении о проведении проверки. В соответствии с п. 46 Приказа основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или снятию с производства; 2) поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан; 3) распоряжение начальника органа ГПН, изданное в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ. Согласно определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ......, внеплановая проверка проведена во исполнение Постановления правительства РФ от 29.06.2011 № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов ГД ФС РФ, шестого созыва и выборов президента РФ» Данное основание не входит в перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Просит суд постановление инспектора *** от ...... отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Лагерев С.Ф., его представитель Т. действующей на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили суд постановление инспектора отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его представителя, показания свидетеля, изучив и проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6. КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отмене постановления по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основании и в порядке, установленном законом. Таким образом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В силу ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст.24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ч.2 ст.28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу. В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в числе прочих, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях. Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет наложение штрафа в размере от шести до пятнадцати тысяч рублей на должностных лиц. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно ст.16 вышеуказанного Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются, в числе прочих данных, наименование проверяемого юридического лица. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Частью 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Из представленного суду дела об административном правонарушении усматривается, что согласно распоряжению *** Главного государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Т. от ...... проведение внеплановой выездной проверки с целью соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва и выборов президента РФ» в МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» поручено главному государственному инспектору г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Т. и инспектору Ж., срок проверки определен не более 5 рабочих дней, к проведению проверки приступить ......, проверку окончить не позднее ...... Копия указанного распоряжения вручена директору МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагереву С.Ф. ...... Принимая во внимание вышеуказанные требования закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оснований для проведения внеплановой проверки из вышеуказанного распоряжения судом не усматривается. Согласно Акту проверки ***, составленного в г.Тулуне ...... в 14-00 час. отделом надзорной деятельности по г.Тулуну и Тулунскому району УНД ГУ МЧС России по Иркутской области, усматривается, что проведена проверка в отношении МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ», государственным инспектором Ж. в течение 2 рабочих дня в присутствии директора учреждения Лагерева С.Ф. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: отсутствует наружное противопожарное водоснабжение для целей тушения пожаров (естественный и искусственный водоем или наружный водопровод) на расстоянии не менее 30 метров и не более 200 метров от здания; эксплуатируется электрический провод без применения двойной изоляции, проложенный по горючему основанию (материалу) в кабинете: 1-3 класса, 7 класса, 8 класса; не закрыты защитными плафонами (колпаками) электросветильники, предусмотренные конструкцией в кабинете библиотеки; не пройдена в срок комиссионная проверка знаний в объеме пожарно-технического минимума, согласно должностным обязанностям. Согласно протоколу об административном правонарушении требований пожарной безопасности *** от ...... составленного в г.Тулуне, усматривается, что во исполнение, Постановления Правительства РФ от ...... *** «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва и выборов президента РФ», распоряжения главного государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору от ...... ***, ст. 6, 37 Федерального закона от ...... № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с 11 ч. 35 мин. ...... по 14 ч. 00 мин. ...... проведена внеплановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Нижне-Бурбукская основная общеобразовательная школа» по адресу: Иркутская область Тулунский район д.Нижний Бурбук ул.Зеленая, 5, в результате инспектором ...... в 14-00 час. выявлены нарушения: Федерального Закона от ...... *** «Технический регламент о требованиях по пожарной безопасности»; Правил Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ...... ***, зарегистрированных в Минюсте РФ ......, регистрационный ***, введенных в действие с ......, а именно нарушения, перечисленные в акте проверки от ......, за что предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 28.5. КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В судебном заседании установлено, что фактически внеплановая выездная проверка проводилась в здании МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» ......, протокол об административном правонарушении составлен в г.Тулуне ......, т.е. спустя день после выявления административного правонарушения, таким образом, суд считает, что в протоколе *** от ...... отсутствуют указания на надлежащие место, время совершения и событие административного правонарушения, а также нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем, указанный протокол суд считает недопустимым доказательством по делу, составленным в нарушении требований закона. В судебном заседании свидетель государственный инспектор г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Ж. суду показал, что в отношении должностного лица директора МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагерева С.Ф. за нарушения требований в области пожарной безопасности вынесено постановление о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей. Наказание наложено на основании протокола об административном правонарушении от ...... в связи с выявлением при осуществлении ...... внеплановой выездной проверки нарушений требований пожарной безопасности. При проведении внеплановой проверки присутствовал директор учреждения Лагерев С.Ф., который представил не все документы, необходимые для составления протокола. Какие документы были истребованы дополнительно, пояснить не смог. В силу ст. 26.11. КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления о наложении штрафа на лицо, привлекаемое к административной ответственности, были допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, которые не могут быть устранены судом в ходе настоящего судебного разбирательства. Согласно ч. 1 ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Частью 3 ст. 26.2. КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В силу ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административный орган при производстве по делу об административном правонарушении должен доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо, привлекаемое к административной ответственности виновно в его совершении, вместе с тем, такие доказательства в деле об административном правонарушении, отсутствуют. При таких обстоятельствах, жалоба подлежит удовлетворению, постановление инспектора *** от ...... отмене, производство по делу об административном правонарушении о привлечении директора МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ» Лагерева С.Ф. к административной ответственности прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7. ч. 1 п. 3, п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л Постановление государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулуна и Тулунского района *** от ...... о привлечении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Нижне-Бурбукская основная общеобразовательная школа» Лагерева С.Ф. к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей, отменить, жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, Лагерева С.Ф., удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд. Судья: Н.А.Рыжова