Р Е Ш Е Н И Е 06 апреля 2012 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Казарян Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материал № 12-70/2012 по жалобе юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, директора Муниципального образовательного учреждения «Ишидейская основная общеобразовательная школа» на постановление главного государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору *** от 17.03.2011г. по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания предусмотренного ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ У С Т А Н О В И Л Постановлением *** главного государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору от ...... МОУ «Ишидейская ООШ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Представителем юридического лица, привлекаемым к административной ответственности, директором МОУ «Ишидейская ООШ» К. на указанное выше постановление представлена жалоба, в обоснование которой она указала, что с постановлением не согласна, находит его незаконным и необоснованным, поскольку в ходе сбора доказательств по делу и рассмотрении дела об административном правонарушении допущены нарушения требований КоАП РФ, что повлекло за собой неправильное разрешение дела. Просит суд постановление инспектора *** от 17.03.2011г. о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 рублей отменить, производство по делу прекратить. Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Ш. действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в письменных пояснениях, что распоряжение главного государственного инспектора г. Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору (далее - инспектор, распоряжение), на основании которого проводилась проверка, не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности - правовые основания проведения проверки (ч. 1 и 2 ст. 14). В распоряжении указано одно из оснований Проведения проверки - п. 3 ст. 9, ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ в свою очередь содержит положения о проведении плановых проверок. Однако, материалы административного дела, в частности определение о рассмотрении дела, содержат указание и сведения о проведении внеплановой выездной проверки, что не согласуется с распоряжением. Считает, что правовые основания проведения проверки не соответствуют фактическим обстоятельствам ее проведения и при отсутствии в распоряжении ссылки на план проведения плановой проверки, либо на основания проведения внеплановой проверки, данная проверка является незаконной. Таким образом, у органов пожарного надзора г. Тулуна и Тулунского района не имелось объективных правовых оснований на проведение проверки МОУ «Ишидейская ООШ», следовательно, данная проверка является незаконной. Инспектором была организована выездная документарная проверка, однако правовых обоснований проведения именно выездной документарной проверки материалы административного дела не содержат, что также указывает на безосновательность и незаконность проведения данной проверки. Протокол и постановление инспектора об административном правонарушении по данному делу в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ не содержит место и время совершения административного правонарушения, что применительно к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не позволяет исчислять срок привлечения к административной ответственности. 17.03.2011 года инспектором вынесено постановление без соблюдения требований п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ и не содержит выводов о вине МОУ «Ишидейская ООШ» в совершении какого-либо правонарушения, предусмотренного положениями статей КоАП РФ, доказательства его вины в постановлении не приведены, не раскрыты и не подвергнуты анализу и оценке. В решении (постановлении) инспектора не указана статья и часть статьи КоАП РФ, которая нарушена МОУ «Ишидейская ООШ» и в соответствии с которой школа признана виновной в совершении административного правонарушения, что указывает на отсутствие состава и квалификации конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Просит отменить постановление отдела надзорной деятельности по г. Тулуну и Тулунскому району *** от 17.03.2011 года. Изучив и проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6. КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отмене постановления по следующим основаниям. Определением суда от ...... срок на подачу жалобы восстановлен. Согласно ч.1 ст.1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основании и в порядке, установленном законом. Таким образом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В силу ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст.24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ч.2 ст.28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Обозреваемая в судебном заседании копия протокола *** об административном правонарушении требований пожарной безопасности от ...... составленный в отношении МОУ «Ишидейская ООШ» не соответствует оригиналу. Согласно ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу. В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в числе прочих, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изменениями от 21.11.2011г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно ст.16 вышеуказанного Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются, в числе прочих данных, наименование проверяемого юридического лица. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Частью 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет наложение штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. ФЗ от 09.11.2009 № 247-ФЗ). Согласно протоколу об административном правонарушении *** от ...... составленному в г. Тулуне в период с ...... по ...... на основании распоряжения главного государственного инспектора по муниципальным образованиям г. Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Т. от ...... *** при проведении мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий МОУ «Ишидейская» ООШ расположенная по адресу: Тулунский район п. Ишидей ул. Школьная, 31 юридическое лицо МОУ «Ишидейская» ООШ, являясь собственником зданий и ответственное за пожарную безопасность, не обеспечило выполнение ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; обязательных требований пожарной безопасности РФ, изложенных в Федеральном законе от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97*, ППБ 01-03; а именно: вздании МОУ «Ишидейская» ООШ Тулунский район п. Ишидей ул. Школьная *** отсутствует журнал регистрации работ по ТО и ППР. (Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ ст. 6, РД 009-02-96); Не проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети. (Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ ст. 6 п. 57, 60 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПТЭЭ); помещение спортзала не обеспечено первичными средствами пожаротушения. Имеющийся огнетушитель не проверен. (ст. 60 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п.4.1.36, прил. № 3 СП 9.13130.2009.); отсутствует табличка о месте нахождения ключа от чердачного люка. (Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ ст. 6; (ППБ 01-03 п. 44); план эвакуации людей в случае пожара, не соответствуют требованиям ТОСТ (ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п. 3.2 СП 3.13130.2009; п.16 ППБ 01-03; ГОСТ Р12.2.143-2002). Указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Судом усматривается, что постановление *** от 17.03.2011г. содержит тождественное протоколу неконкретное описание события правонарушения. Описание виновных действий юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, согласно закону, ссылка на которое имеется в протоколе и постановлении, отсутствует. Из резолютивной части постановления объективная сторона виновного поведения юридического лица судом не усматривается. Назначенное юридическому лицу наказание в виде минимального размера штрафа должностным лицом не мотивировано, не указаны обстоятельства, при которых должностное лицо пришло к убеждению о назначении правонарушителю минимального административного наказания. В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор г. Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Трунёв В.Г. суду пояснил, что в отношении юридического лица МОУ «Ишидейская ООШ» за нарушение требований в области пожарной безопасности вынесено постановление о наложении административного наказания в виде штрафа 10000 рублей. Наказание наложено на основании протокола об административном правонарушении от 17.03.2011г. в связи с выявлением при осуществлении проверки нарушений требований пожарной безопасности. Проверка проводилась по месту нахождения юридического лица в п. Ишидей на основании распоряжения главного государственного инспектора в присутствие директора школы, однако все процессуальные документы составлялись в г. Тулуне по месту работы государственного инспектора по пожарному надзору, где и были вручены представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В силу ст. 26.11. КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Дав анализ имеющимся в деле об административном правонарушении доказательствам, суд приходит к выводу о том, что допущенные существенные нарушения требований КоАП РФ в отношении юридического лица не могут быть устранены судом в ходе рассмотрения настоящей жалобы. Согласно ч. 1 ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Частью 3 ст. 26.2. КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В силу ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административный орган при производстве по делу об административном правонарушении должен доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо, привлекаемое к административной ответственности виновно в его совершении, вместе с тем, такие доказательства в деле об административном правонарушении, по мнению суда, отсутствуют. При таких обстоятельствах, жалоба подлежит удовлетворению, постановление *** от 17.03.2011г. отмене, производство по делу об административном правонарушении о привлечении юридического лица МОУ «Ишидейская ООШ» к административной ответственности прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7. - 30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулуна и Тулунского района *** от 17.03.2011г. о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения «Ишидейская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности предусмотренной ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей - отменить, жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, директора МОУ «Ишидейская ООШ» К. - удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении в отношении МОУ «Ишидейская ООШ» - прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд. Судья Казарян Т.В.