дело № 12-139/2012



                                                 Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2012 года судья Тулунского городского суда Иркутской области Антонова Ю.В.,

с участием защитника директора МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. Товпик С.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. на постановление государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору *** от ...... по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания предусмотренного ст. 20.4. ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                              У С Т А Н О В И Л:

Постановлением *** государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору от ...... директор МОУ «Трактовская начальная школа -детский сад» Евланова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.

На указанное постановление, лицом, привлекаемым к административной ответственности, Евлановой Е.В. представлена жалоба, в обоснование которой указано, что с постановлением она не согласна, находит его незаконным и необоснованным, поскольку в ходе сбора доказательств по делу и рассмотрении дела об административном правонарушении допущены нарушения, что повлекло за собой неправильное разрешение дела. В соответствии с п. 53 Приказа МЧС от 01.10.2007г. (в ред. от 22.03.2010г.) №517 «Об утверждении Административного регламента МВД по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности», проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа. Директором МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. распоряжение о проведении внеплановой проверки не было получено. Протокол об административном правонарушении составлен ......, вместе с определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, *** (далее - акт проверки), предписание 59/1/29, были составлены ....... Определением от ...... рассмотрение дела было назначено на ...... в отделе надзорной деятельности по г. Тулуну и Тулунскому. В нарушение требований ст.28.5.КоАП РФ протокол об административном правонарушении не был составлен немедленно после проведения проверки ......, а был составлен спустя сутки. Имеющееся в материалах дела предписание *** по устранению нарушений было вынесено с нарушением сроков - раньше указанного срока проверки, в связи с чем должны быть признаны незаконными. Просит суд постановление инспектора *** от ...... отменить, производство по делу прекратить.

     В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Евланова Е.В., не явилась, представила заявление. в котором указала, что просит рассмотреть жалобу на постановление *** о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ...... в её отсутствие, доводы по своей жалобе поддерживает, доверяет представлять ее интересы Товпик С.А.

В судебном заседании защитник Евлановой Е.В. Товпик С.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила суд постановление инспектора отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Евлановой Е.В. состава административного правонарушения.

     Выслушав защитника Евлановой Е.В. Товпик С.А., свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Евлановой Е.В., прихожу к выводу об отмене постановления по следующим основаниям.

     Согласно ч.1 ст.1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основании и в порядке, установленном законом. Таким образом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

     В силу ч.1 ст.2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Согласно ст.24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

     В силу ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

     Согласно ст. 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.

     В соответствии со ст.2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

     Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в числе прочих, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

     Согласно ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет наложение штрафа в размере от шести до пятнадцати тысяч рублей на должностных лиц.

     Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

     Согласно ст.16 вышеуказанного Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются, в числе прочих данных, наименование проверяемого юридического лица. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах.

     Частью 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

     Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является:

     1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

     2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

     а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

     3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.         

Из представленного суду дела об административном правонарушении усматривается, что согласно Акту проверки ***, составленному в д.Трактовая ...... в 16-00 час. отделом надзорной деятельности по г.Тулуну и Тулунскому району УНД ГУ МЧС России по Иркутской области, проведена проверка в отношении МОУ «Трактовская начальная школа - детский сад», государственным инспектором К. в течение 1 рабочего дня в присутствии директора учреждения Евлановой Е.В. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: эксплуатируются электронагревательные приборы без устройства тепловой защиты; отсутствуют защитные плафоны на электролампах; эксплуатируется электропроводка с одинарной изоляцией по горючему основанию.

Согласно распоряжению *** Главного государственного инспектора г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору Т. от ...... проведение плановой выездной проверки с целью соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» поручено инспектору Ж., и инспектору К., срок проверки определен не более 15 рабочих часов, к проведению проверки приступить ......, проверку окончить не позднее ...... Копия указанного распоряжения не вручалась директору МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. Государственным инспектором г.Тулуна И Тулунского района по пожарному надзору К. в судебное заседание были предоставлены заверенные копии квитанций с почтового отделения от ....... о направлении распоряжения *** от ...... МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В., однако почтового уведомления подтверждающего факт того, что директором МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В., было получено данное распоряжение на руки, в судебное заседание представлено не было. Согласно п.54 Приказа следует, что проверка должна проводиться теми государственными инспекторами по пожарному надзору, которые указаны в распоряжении о проведении проверки.

           Согласно протоколу об административном правонарушении требований пожарной безопасности ***от ...... составленного в г.Тулуне, усматривается, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору от «02» апреля 2012 г. ***, ст. 6, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в период с 10 ч. 00 мин. по 16 ч. 00 мин. «16» апреля 2012г. проведена плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в здании Муниципального- общеобразовательное учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Трактовская начальная школа - детский сад», расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район, д. Трактовая, ул. Лесная № 10, в результате инспектором ...... в 16-00 часов выявлены нарушения: Федерального Закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях по пожарной безопасности»; Правил Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный № 4838, введенных в действие с 30.06.2003г., а именно нарушения, перечисленные в акте проверки от ......, за что предусмотрена административная ответственность ч. 3 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Согласно ч. 1 ст. 28.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

     В судебном заседании установлено, что фактически внеплановая выездная проверка проводилась в здании МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» ......, протокол об административном правонарушении составлен в г.Тулуне ......, т.е. спустя день после выявления административного правонарушения, таким образом, суд считает, что в протоколе *** от ...... отсутствуют указания на надлежащие место, время совершения и событие административного правонарушения, а также нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем, указанный протокол суд считает недопустимым доказательством по делу, составленным в нарушении требований закона.

     В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор г.Тулуна и Тулунского района по пожарному надзору К., суду показал, что в отношении должностного лица директора МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. за нарушения требований в области пожарной безопасности вынесено постановление о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей. Наказание наложено на основании протокола об административном правонарушении от ...... в связи с выявлением при осуществлении ...... плановой выездной проверки нарушений требований пожарной безопасности. При проведении плановой проверки присутствовала директор учреждения Евланова Е.В., которая представила не все документы, необходимые для составления протокола. Какие документы были истребованы дополнительно, пояснить не смог.      

     В силу ст. 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

     Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления о наложении штрафа на лицо, привлекаемое к административной ответственности, были допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не могут быть устранены судом в ходе настоящего судебного разбирательства.

     Согласно ч. 1 ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

     Частью 3 ст. 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

     В силу ч. 4 ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

     Административный орган при производстве по делу об административном правонарушении должен доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо, привлекаемое к административной ответственности виновно в его совершении, вместе с тем, такие доказательства в деле об административном правонарушении, отсутствуют.

    При таких обстоятельствах, жалоба Евлановой Е.В. подлежит удовлетворению, постановление государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулуна и Тулунского района *** от ...... - отмене, производство по делу об административном правонарушении о привлечении директора МОУ «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. к административной ответственности прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

     На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

     Постановление государственного инспектора по пожарному надзору г.Тулуна и Тулунского района *** от ...... о привлечении директора муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Трактовская начальная школа-детский сад» Евлановой Е.В. к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей - отменить, жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, Евлановой Е.В. - удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

     Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

     Судья:        Ю.В. Антонова