дело № 12-116/2012



Р Е Ш Е Н И Е

            26 апреля 2012 года судья Тулунского городского суда Иркутской области Антонова Ю.В., с участием защитника Штанцовой М.С., привлекаемой к административной ответственности, - Абраменко С.Г., действующего по доверенности,

рассмотрев жалобу Штанцовой М.С. на постановление инспектора ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» от ...... о назначении административного наказания за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

               

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении **** инспектора ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» К. от ...... глава Умыганского сельского поселения Штанцова М.С. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и и подвергнута административному наказанию в виде штрафа 2000 рублей.

В жалобе, поданной в Тулунский городской суд, Штанцова М.С. просит об отмене постановления и прекращении производства по следующим основаниям.

...... она, глава Умыганского сельского поселения получила по почте постановление ****, которое считает незаконным и необоснованным, так как постановление было вынесено без рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как того требовал протокол об административном правонарушении, Штанцова М.С. явилась ...... к 10 часам в ОГИБДД МО МВД России «Тулунский», однако дело об административном правонарушении не рассматривалось. Подготовка по делу об административном правонарушении также не была проведена должным образом, в нарушение статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, был нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 29.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Она была лишена возможности воспользоваться правами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возможности защищаться всеми средствами и способами от вменяемого правонарушения. В постановлении указано, что его вынес и рассмотрел дело об административном правонарушении госинспектор ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» старший лейтенант К. (то есть, лицо, не имеющее на это полномочий).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы или его заместителем. В постановлении (в резолютивной части) имеется надпись «Начальник ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» ст. л-т Б.», однако постановление начальником не подписано, дело на рассмотрение ему не передавалось.

Из постановления не усматривается, что К. является начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы или его заместителем.В связи с чем, считает, что сотрудник ГИБДД К. не мог рассматривать протокол об административном правонарушении и выносить постановление по делу об административном правонарушении.т.к. не имел на это полномочий.

В нарушение требований статей 28.8, 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже в протоколе об административном правонарушении дело было назначено к рассмотрению на 10 час. ...... госинспектором К., без направления протокола об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу.

Считает, что постановление является незаконным и необоснованным, вынесенным при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Просит суд отменить постановление **** по делу об административном правонарушении от ...... и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Штанцовой М.С.ёновны.

В судебное заседание ...... Штанцова М.С. не явилась, представила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

В судебном заседании защитник Штанцовой М.С. Абраменко С.Г. доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. При этом в Администрации Тулунского района какой-либо схемы, план установки в сельских поселениях дорожных знаков не разработан и ОГИБДД не утвержден. Постановление считает незаконным, т.к. оно вынесено неуполномоченным лицом, без соблюдения установленной процедуры, из материалов дела не усматривается обязанность Штанцовой М.С. устанавливать дорожные знаки, в постановлении не указаны обстоятельства совершенного правонарушения, не приведены доказательства виновности лица, привлекаемого к ответственности.

Допрошенный в судебном заседании инспектор ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» К. пояснил, что по настоящему делу составлял протокол и заполнял постановление. Знает, что главы сельских поселений должны устанавливать необходимые дорожные знаки. Для этого им не нужны указания ГИБДД. Другие доказательства вины Штанцовой М.С. кроме протокола он не собирал, определение о передаче протокола на рассмотрение начальнику ГИБДД не выносил. Начальник ГИБДД МО МВД России «Тулунский» Б. уже в заполненном от имени инспектора К. постановлении поставил сумму штрафа и расписался.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Административным правонарушением в силу статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В соответствии с п. 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно протоколу **** об административном правонарушении от ...... Штанцова М.С., ...... в 14-30ч. на **** совершила нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности - отсутствуют дорожные знаки 5.19 «Пешеходный переход» возле школы.

В протоколе содержится сведения о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено ...... в 10 часов в каб. 110 по **** в ****.

Согласно постановлению **** по делу об административном правонарушении от ...... госинспектор ОГИБДД МО России «Тулунский» К., рассмотрев без участия Штанцовой М.С., дело об административном правонарушении, установил, что ...... в 14-30ч. на ****, нарушила п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности - отсутствуют дорожные знаки 5.19 «Пешеходный переход», т.е. совершила правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В постановлении отсутствуют подпись Штанцовой М.С., ее пояснения. Госинспектором не оговорено отказывалась ли Штанцова М.С. от подписи. Статья 51 Конституции РФ Штанцовой М.С. не разъяснялась, копия постановления не выдавалась, согласно произведенной записи изъятое водительское удостоверение направлено по почте.

Выводы госинспектора о том, что Штанцова М.С. является субъектом рассматриваемого правонарушения, материалами дела не подтверждаются.

Представленные материалы дела, положенные госинспектором в основу выводов о совершении Штанцовой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат сведений о том, что именно глава Умыганского сельского поселения Штанцова М.С. обязана было принять меры по установке в с.Умыган дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход».

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, судом установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено неустановленным должностным лицом, порядок привлечения Штанцовой М.С. к административной ответственности был нарушен.

Кроме этого, заслуживают внимание доводы заявителя, что постановление вынесено неуполномоченным лицом государственного органа.

Согласно вводной части постановления **** по делу об административном правонарушении должность лица вынесшего постановление указано госинспектор ОГИБДД МО России Тулунский ст. л-т. К. В резолютивной части указано начальник ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» ст. л-т. Б., однако постановление начальником не подписано, дело на рассмотрение ему не передавалось.

В то же время должность лица вынесшего оспариваемое постановление, как в самом постановлении, так и в протоколе об административном правонарушении, указана как "госинспектор ОГИБДД МО МВД России «Тулунский». Данные о том, что указанное лицо занимает другую должность, в материалах дела отсутствуют. Из постановления не усматривается, что К. является начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы или его заместителем.В связи с чем инспектор ГИБДД К. не мог рассматривать протокол об административном правонарушении и выносить постановление по, т.к. не имел на это полномочий.

В соответствии с требованиями пункта 5 части 2 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции) вправе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.

Кроме того, согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать в себе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Однако вопреки данным требованиям в тексте постановления отсутствуют: установленные обстоятельства по делу, какая-либо мотивировка, связанная с оценкой доводов лица, привлекаемого к административной ответственности, о его невиновности; мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о том, что в действиях Штанцовой М.С. имело место нарушение правил содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.

Полагаю, что важнейшая часть постановления - это мотивированное решение по делу, которое содержит в себе общую оценку деяния привлекаемого к ответственности субъекта.

Однако в нарушение требований ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подобная оценка не содержится в вынесенном постановлении должностного лица.

Вышеуказанное свидетельствует, что в постановлении должностного лица не приведены доказательства, подтверждающие установленные обстоятельства, на основании которых принято решение о привлечении лица к административной ответственности за совершение указанных в постановлении правонарушений.

При таких обстоятельствах в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, постановление от ...... в отношении Штанцовой М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении, совершенном Штанцовой М.С., составлен ......, таким образом, на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

На основании пункта 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Отменить постановление **** по делу об административном правонарушении, вынесенное ...... инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тулунский» К. в отношении Штанцовой М.С. о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей - отменить, направив дело для рассмотрения по подведомственности начальнику ОГИБДД МО МВД России «Тулунский».

         Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья                 Антонова Ю.В.