решение Курченко



Дело № 2- 256\2010 год

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе :председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Глебович Н.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 03 декабря 2010 года

Дело по иску Курченко Л.В. к ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении в специальный стаж периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Установил:

Курченко Л.В. обратилась в суд с иском ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включении в специальный стаж периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая заявленные требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она начала работать фельдшером- лаборантом клинической лаборатории Тюкалинской районной больницы, ее стаж работы в данной должности оставил 30 лет и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с наличием необходимого 30-летнего стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако, решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком необоснованно было отказано ей в назначении пенсии, из специального стажа исключено время нахождения ее на курсах повышения квалификации, усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением она не согласна.

В судебном заседании Курченко Л.В. поддержала исковые требования по изложенным выше основаниям и дополнительно пояснила, что обучение в данные периоды было связано с ее непосредственной работой, за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, в течении указанных периодов на курсах в течение полного рабочего дня проводились не только теоретические, но и практические занятия.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области Зинченко В.В. и Куркина А.А. в судебном заседании иск не признали, указав, что спорные периоды на подлежат включению в специальный стаж истицы, который на момент обращения в ГУ УПФ РФ В Тюкалинском районе Омской области с заявлением о назначении пенсии составлял 29 лет 07 месяцев 12 дней..

Зинченко В.В. пояснила, что истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной пенсии. Для назначения пенсии необходимо 30 лет специального стажа, специальный стаж на момент обращения составил 29 лет 7 месяцев 12 дней, в этот период не были засчитаны курсы повышения квалификации, для включения периодов в специальный стаж необходимо занятие лечебной деятельностью. Это предусмотрено Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и имеет отношение к периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен в специальный стаж, так как согласно п.5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение всего трудового дня. Указано, что в специальный трудовой стаж засчитываются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные и периоды временной нетрудоспособности. С 2002 года действует Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, п.4 которого гласит, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно п.5 данного постановления в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы не предусмотрены. Поэтому периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж. Поскольку в эти периоды за истцом сохранялась заработная плата- это дает право включить периоды в страховой стаж истицы. Страховой стаж истицы составляет на момент обращения 30 лет 2 месяца 11 дней.

Куркина А.А. пояснила аналогично изложенному выше.

Представитель третьего лица- МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» Моторин С.В. в судебном заседении пояснил, что профессиональная подготовка и переподготовка - неотъемлемая часть работы для всего медицинского персонала. Данное условие предусмотрено законодательством и коллективным договором ЦРБ, в нем указано, что работник должен повышать квалификацию раз в пять лет, в должностных инструкциях указано то же самое. Работодатель действительно направлял истицу в на курсы повышения квалификации, усовершенствования - это подтверждается приказами. За истцом сохранялась заработная плата, в ПФ производились необходимые отчисления.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд считает заявленные Курченко Л.В. требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной пенсии п.п.20 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Согласно представленного суду протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №405 ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области Курченко Л.В. было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В представленном протоколе указано на то, что на момент обращения специальный стаж у истицы составлял 29 лет 07 месяцев 12 дней. В судебном заседании представителями ответчика было подтверждено данное обстоятельство, а также наличие у истицы страхового стажа, который на момент обращения составлял 30 лет 2 месяца 11 дней.

Комиссией было отказано в зачете в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, усовершенствования с отрывом от основной работы, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истицей заявлено требование по включению указанных периодов в специальный стаж.

При рассмотрении данных требований судом учитывается, что трудовой книжкой Курченко Л.В., справкой, уточняющей характер работы в связи с медицинской деятельностью установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на работу в Тюкалинскую районную больницу фельдшером- лаборантом в клиническую лабораторию. При этом суду представлена выписка из приказа по Тюкалинской райбольнице от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истица была принята на работу и направлена на специализацию по серологическим исследованиям в ОКВД сроком на 1 месяц. В деле имеется справка о прохождении данной специализации. ДД.ММ.ГГГГ приказом работодателя истица переведена была фельдшером- лаборантом в серологическую лабораторию. Продолжая работу в указанной должности, истица приказом работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ направляется в ОКБ на специализацию по биохимии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно удостоверения ОКБ, выданного ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. за время обучения выполнила программу теоретической и практической подготовки и была допущена к работе фельдшером- лаборантом по биохимическим методам исследования. В дальнейшем Курченко Л.В. была командирована в УПК средних медицинских работников с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказом № по Тюкалинской райбольнице, о прохождении повышения квалификации по циклу усовершенствования фельшер- лаборант клинической лаборатории Курченко Л.В. было выдано свидетельство, представленное суду. После чего ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. была присвоена вторая квалификационная категория по специальности лаборант- диагностик. Приказом по Тюкалинской районной больнице № от ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. была направлена в <адрес> в ЦПК работников здравоохранение на усовершенствование с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по окончании курса ей было выдано свидетельство. ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. был выдан сертификат о том, что она сдала квалификационный экзамен и решением комиссии при Омском областном Центре повышения квалификации работников здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ присвоена специальность лабораторная диагностика, сертификат выдан сроком на 5 лет. В связи с истечением указанного срока приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» ( Тюкалинская районная больница была переименована в МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ) Курченко Л.В. была направлена в <адрес> в ГОУ ООЦПК работников здравоохранения, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышала свою квалификацию по дисциплине современные методы клинических исследований в лабораторной диагностики, после чего решением экзаменационной квалификационной комиссии при Омском областном ЦПК работников здравоохранения был продлен срок действия ее сертификата по специальности лабораторная диагностика сроком на 5 лет. По истечению срока приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ Курченко Л.В. была направлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ ООЦУПК на повышение квалификации, по окончании обучении ей было выдано свидетельство продлен срок действия сертификата до ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая изложенное, пояснения истицы и свидетелей в судебном заседании суд считает, что прохождение курсов повышения квалификации, усовершенствования в указанные выше периоды проводилось по направлению работодателя, и было непосредственно связано с трудовой деятельностью Курченко Л.В., с повышением ее профессионального уровня.

Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1 установлено право медицинских работников на совершенствование профессиональных знаний. Более того, для данной категории работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, обязательной частью их трудовой деятельности. Так приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года №186 утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала ( с измен. от 04.04.2003 года, 26.05.2003 года, 05.08.2003 года). Данным перечнем установлена периодичность циклов специализации и усовершенствования по специальности лабораторная диагностика для фельдшера- лаборанта клинической лаборатории 1 раз в 5 лет.

Как пояснила суду свидетель ФИО7, работающая в МУЗ ЦРБ фельдшером- лаборантом в клинической лаборатории с ДД.ММ.ГГГГ, при обучении на курсах повышения квалификации, усовершенствования проводились как теоретические, так и практические занятия, без получаемых знаний и практики в дальнейшем работа в клинической лаборатории была бы невозможна.

Кроме того, согласно справки МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», представленной суду и пояснениям представителя лечебного учреждения в судебном заседании за время прохождение курсов повышения квалификации, усовершенствования за Курченко Л.В. сохранялось место работы, начислялась заработная плата.

Что не противоречит требованиям ст. 112 (ранее действовавшего) КЗОТ РФ, предусматривавшей, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. А равно положениям ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Ввиду чего работодателем за данный период должно производится и отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, по мнению суда, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Доводы представителей ответчика об отсутствии оснований для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов данных, не могут быть приняты во внимание, как не нашедшие подтверждения в судебном заседании. Суд полагает необходимым отметить, что ссылки представителей ответчиков в возражениях на иск на положения постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года, п.4,5,9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 являются необоснованными, поскольку в них не содержится прямого указания об исключении периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа.

Включение в специальный стаж истицы, имевшийся на дату обращение в ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области, спорных периодов дает основания для назначения Курченко Л.В. досрочной трудовой пенсии, поскольку ее стаж составляет 30 лет 2 месяца 11 дней.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается дата приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Датой обращения Курченко Л.В. за назначением пенсии является ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее заявлением, представленном суду и имеющимся в материалах дела.

Следовательно, истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд полагает иск Курченко Л.В, подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Требования Курченко Л.В. удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Курченко Л.В. периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Курченко Л.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области назначить Курченко Л.В. пенсию с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в 10 дневный срок.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области О.А.Кузнецова