решение Серебрякова О.А.



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24.01.2011г. г. Тюкалинск

Тюкалинский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А.

при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В.

с участием: истицы Серебряковой О.А.

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Тюкалинском районе Куркиной А.А.

третьего лица Серебрякова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Олеси Александровны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области о признании незаконным решения ответчика об отказе произвести направление средств материнского капитала на погашение долга по кредитному договору и об обязании ответчика произвести такое направление,

У С Т А Н О В И Л:

Серебрякова О.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение долга по кредиту (займу) и об обязании ответчика направить средства материнского капитала на погашение долга по кредиту.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с Серебряковым А.А. От брака имеют двоих несовершеннолетних детей: дочь Дарью, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь Ксению, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ Серебряков А.А. и Серебрякова О.А. получили разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем на праве собственности Серебрякову А.А. земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> Жилое строение было возведено по указанному адресу и ДД.ММ.ГГГГ Серебрякову А.А. Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области было выдано разрешение № 20 на ввод объекта в эксплуатацию, на основании которого Серебряковым А.А. ДД.ММ.ГГГГ было получено Свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области Серебрякову А.А. по его заявлению было выдано разрешение на строительство пристроя к указанному дому, с увеличением жилой площади на 17,0 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Серебряковой О.А. и Серебряковым А.А. на цели строительства был получен кредит «Жилищный кредит» в <данные изъяты> в сумме 325 500 руб. под 16 % годовых на строительство пристроя к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, сроком до 2040г. На средства кредита были закуплены строительные материалы и начато строительство.

Поскольку, в связи с рождением второго ребёнка, на основании решения ГУ УПФР в Тюкалинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ на имя истицы был выдан ДД.ММ.ГГГГ Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № на сумму 343 378, 80 рублей, то ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в ГУ-УПФР в Тюкалинском районе Омской области о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение долга по кредиту, выданному на строительство пристроя к жилому дому.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области было вынесено решение № и уведомление об отказе в удовлетворении заявления Серебряковой О.А. о направлении средств на улучшение жилищных условий: на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления в соответствии с п. 13 Правил направления средств, утв. Постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г. (п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ).

Не согласившись с указанным решением истица, просит признать названное решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области - незаконным, поскольку порядок установленный Законом от 29.12.2006 г. №256-ФЗ ею соблюден. Кроме того, Законом от 29.12.2006 г. №256-ФЗ предусмотрено направление средств материнского капитала не только на приобретение и строительство жилья, но и на исполнение обязательств, связанных с улучшением жилищных условий. В данном случае улучшение жилищных условий рассматривается законодателем как увеличение площади жилого помещения. Принятым решением ответчика ущемлено право истицы воспользоваться средствами материнского капитала на погашение долга по кредиту, выданному на строительство пристроя. В связи с указанным, также просила обязать ответчика направить средства материнского капитала на погашение долга по кредиту, выданному на строительство пристроя.

В судебном заседании истица Серебрякова О.А. иск поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д.4-6), суду пояснила, что строительством пристроя отдельного жилого помещения в виде комнаты (второй детской), фактически площадь дома увеличивается и общая и жилая, жилищные условия семьи этим улучшаются, рассчитывали погасить кредит, выданный на строительство пристроя в виде жилой комнаты, средствами материнского капитала, т.к. ответчик изначально обнадежил их при подаче заявления в ноябре 2010г. Считает, что ее право на распоряжение средствами МСК ответчиком нарушены, просит заявленные требования удовлетворить и обязать ответчика перечислить в кредитную организацию - Сбербанк России часть МСК в сумме 322 358, 84 рублей (остаток кредита и процентов по состоянию на 24.01.2011г.).

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области - Куркина А.А., действующая на основании доверенности (л.д.66), в судебном заседании иск не признала, пояснила, то что семья Серебряковых в процессе реконструкции улучшила жилищные условия не возражают; возражают против распоряжения средств материнского капитала на погашение долга по кредиту, выданному на строительство пристроя к жилому дому, т.е. фактически реконструкцию объекта недвижимости, поскольку, федеральным законом предусмотрено направление средств материнского капитала на обеспечивающие возможность в том числе улучшить жилищные условия. Улучшение жилищных условий - это приобретение или строительство жилья, а реконструкция, как основание распоряжения материнским капиталом до достижения вторым ребенком возраста 3-х лет, законодательством не предусмотрена. Кроме того, при подаче заявления истицей был нарушен порядок обращения, т.к. к заявлению приложено Разрешение на строительство подписанное начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации ТМР ОО, подпись которого заверена не надлежащей печатью, т.е. печатью отдела, а не самой Администрации - это и является основанием для отказа в удовлетворении заявления на распоряжение средствами МСК (л.д.94-95). Просила в иске отказать.

Третье лицо на стороне истицы, не заявляющее самостоятельных исковых требований - Серебряков А.А. в судебном заседании заявленные требования Серебряковой О.А. поддержал в полном объеме, пояснив, что когда начали строительство пристроя к дому в виде второй детской комнаты, они планировали расширить площадь дома, надеялись воспользоваться материнским капиталом для погашения кредита, взятого на строительство названного пристроя. Пояснил, что на сегодняшний день строительные работы выполнены на 80%, остались незначительные строительные работы и отделочные, общая площадь дома увеличена до 17 кв.м., путем увеличения жилой площади, указанное и является улучшением жилищных условий. Просил требования удовлетворить.

Изучив материалы дела; выслушав пояснения лиц, участвующих в деле; обозрев материалы дела лица, имеющего право на дополнительные меры господдержки; допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч. 1), каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст. 39 ч. 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с действующим законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Одной из мер материальной поддержки женщины, принявшей решение родить второго ребенка, является предоставление в ее распоряжение первичного, базового, материнского капитала, что получило законодательное закрепление в Федеральном законе от 29.12.2006 №256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Судом установлено, согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Серебряков А.А. и ФИО10 (Серебрякова) О.А. заключили брак, о чем Тюкалинским отделом департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области произведена актовая запись № (л.д.89).

Согласно копиям свидетельств о рождении Серебряковы от брака имеют двоих несовершеннолетних детей: дочь Дарью, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.90) и дочь Ксению, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.91).

ДД.ММ.ГГГГ Серебряков А.А. и Серебрякова О.А. получили разрешение № на строительство индивидуального жилого дома (л.д.38), на принадлежащем на праве собственности Серебрякову А.А. земельном участке (л.д.54), расположенном по адресу: <адрес>. Жилое строение было возведено по указанному адресу и ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области Серебрякову А.А. было выдано разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию, на основании которого Серебряковым А.А. ДД.ММ.ГГГГ было получено Свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> (л.д.51).

Из копии технического паспорта на указанный жилой дом усматривается, что общая площадь составляет 74,3 кв.м., из них жилая 44,9 кв.м., количество комнат - 3 (л.д.76-84).

Как следует из пояснений истицы Серебряковой О.А. и третьего лица Серебрякова А.А., в связи с рождением второго ребенка, в целях улучшения жилищных условий их семьи ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области Серебрякову А.А. по его обращению (л.д.124) было выдано разрешение № на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, согласно которому разрешается строительство пристроя жилого помещения к указанному индивидуальному жилому дому общей площадью 17,0 кв.м. (л.д.14). Пристроем фактически является жилая комната (вторая детская), т.е. по смыслу ЖК РФ - жилое помещение в виде комнаты.

Из копии кредитного договора следует, что ДД.ММ.ГГГГ Серебряковой О.А. и Серебряковым А.А. на цели строительства названного пристроя был получен кредит «Жилищный кредит» в <данные изъяты> в сумме 325 500 руб. под 16 % годовых с целевым назначением «На строительство пристроя к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49).

Как следует из представленных суду копий товарных чеков и пояснений Серебряковых, на кредитные средства Серебряковыми были закуплены строительные материалы для осуществления строительства на сумму 97 383 руб. и оплачены строительные работы по договору на сумму 26 000 руб., всего на сумму 123 383 рубля (л.д.119-122), оставшаяся сумма предполагается на приобретение отделочных и иных строительных материалов, в соответствии со сметным расчетом для завершения строительства (л.д. 55, 56-65). Сметный отчет проверялся судом, сомнений в правильности расчетов у суда не возникло, ответчиком верность расчетов не оспорена.

Далее. Как установлено судом, в связи с рождением второго ребёнка, на основании решения ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя истицы был выдан ДД.ММ.ГГГГ Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № на сумму 343 378, 80 рублей (л.д.15). Таким образом, право Серебряковой О.А. на материнский (семейный) капитал подтверждено.

В целях направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ-УПФР в Тюкалинском районе Омской области с заявлением о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга по кредиту, выданному на строительство пристроя к жилому дому и уплату процентов по кредитному договору (л.д.98-99).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области было вынесено оспариваемое решение № и уведомление об отказе в удовлетворении заявления Серебряковой О.А. о направлении средств на улучшение жилищных условий: на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления в соответствии с п. 13 Правил направления средств, утв. Постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г. (п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ) (л.д.12,13,97).

Итак. В статье 2 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» раскрыто понятие дополнительных мер поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Одной из возможных форм распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, в соответствии с данным законом является направление средств на улучшение жилищных условий. Так, в соответствии со ст. 10 данного закона, получатели государственного сертификата на материнский капитал вправе распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в частности, направив их на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 228 - ФЗ в указанный закон внесены изменения, согласно которым, заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения второго ребенка в случае необходимости использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе, кредитной организацией (ч. 6.1 ст. 7).

Как следует из поданного в ноябре 2010 года истицей заявления в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области, истица изъявила желание распорядиться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, направив их на уплату кредита, полученного на строительство пристроя в виде жилой комнаты к индивидуальному жилому дому, принадлежащему ее супругу на праве собственности.

Между тем, решением ответчика отказано в удовлетворении поданного истицей заявления, поскольку при подаче заявления истицей был нарушен порядок обращения со ссылкой на положения п. 13 Правил направления средств, утв. Постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г. и п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ (л.д.12,13). При этом, Решение об отказе в распоряжении не содержится каких либо иных оснований к отказу, только указание на нарушение порядка обращения.

Из пояснений представителя ответчика следует, что отказ был вызван тем, что заявителем Серебряковой О.А. было представлено к заявлению Разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство пристроя к ИЖД общей площадью 17,0 кв.м., подписанное начальником отдела архитектуры, градостроительства и газификации Администрации ТМР ОО, подпись которого заверена не надлежащей печатью, т.е. печатью отдела, а не Администрации муниципального образования, т.е. нарушен установленный порядок подачи заявления о распоряжении (п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ).

Разрешая требования истицы о признании незаконным оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области об отказе в удовлетворении заявления на распоряжение средствами (частью средств) МСК, суд исходит из следующего.

Порядок подачи и рассмотрения заявления и жалоб граждан в органах Пенсионного фонда РФ регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 02.11.2007 г. № 275п "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации и ревизионной комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации и Положения об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации».

Итак, согласно положениям ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ: заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заинтересованного лица; рассмотрение заявления осуществляется в месячный срок с момента его подачи; выносимое территориальным органам Пенсионного фонда РФ, решение по результатам рассмотрения заявления о распоряжении должно быть мотивированным; заинтересованное лицо в случае несогласия с вынесенным решением обладает правом его обжалования.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2009г. № 994 внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В соответствии с изменениями в Правилах (пункты 6, 13), заявитель к заявлению о распоряжении должен предъявить: документы удостоверяющие личность, место жительства, гражданство лица, получившего сертификат на материнский капитал; сертификат на материнский капитал; кредитный договор; справку из кредитного учреждения, в которой указана сумма остатка долга по кредиту; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием заемных средств; засвидетельствованное в установленном законодательством порядке письменное обязательство лица, в чью собственность оформлено жилое помещение, оформить это жилье в общую собственность родителей, детей, в том числе первого, второго, третьего и последующих детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи; копию финансового лицевого счета; выписку из домовой книги.

Если стороной договора займа является супруг, то следует представить: копию основного документа, удостоверяющего личность супруга и его регистрацию по месту жительства, либо по месту пребывания; копию свидетельства о браке.

Как установлено судом, подтверждается истицей и не оспаривается ответчиком весь объем перечисленных в Законе документов Серебряковой О.А. был представлен в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении в ноябре 2010г. Перечень документов указанных в законе является исчерпывающим.

Отказ в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности, возлагаемой на лицо, виновное в нарушение требований Закона. Законодатель в ст. 8 ФЗ №256, устанавливает исчерпывающий перечень условий, наличие которых дает основание к вынесению должностными лицами территориального органа Пенсионного фонда РФ решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

Анализ представленного перечня позволяет отметить, что далеко не в каждом случае заинтересованное лицо утрачивает право на получение дополнительных мер государственной поддержки. При этом, действие оснований с отлагательным условием - приостанавливающие реализацию предоставленного заинтересованному лицу права до устранения выявленных в ходе рассмотрения заявления о распоряжении недостатков, имеет определенные ограничения, такие основания носят в свою очередь формальный характер, связанный с несоблюдением установленной формы или процедуры обращения с заявлением о распоряжении и не лишают заявителя права обращения после устранения таких нарушений.

Итак, обсуждая непосредственно основания к отказу в удовлетворении заявления истицы, указанные в Решении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) суд учитывает, что пунктом 16 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ (с изм. и доп.), форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 г. №120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, согласно раздела I которой подлинность подписи уполномоченного сотрудника на выдачу разрешения на строительство удостоверяется печатью органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство.

Как следует из показаний, допрошенного 20.01.2011г. в качестве свидетеля ФИО6, являющегося начальником отдела архитектуры, градостроительства и газификации - главным архитектором администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, к его полномочиям согласно должностной инструкции (л.д.114-116), утвержденной главой администрации ТМР ОО, относится в том числе, выдача Разрешений на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Печать, которой скрепляется его подпись, разработана и выдана Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области и содержит следующие реквизиты: первый круг - это наименование органа, в данном случае - Администрация Тюкалинского МР ОО, второй круг - это наименования отдела, в котором работает должностное лицо, в данном случае - отдел архитектуры, и посредине: наименование должности - главный архитектор. Также свидетель пояснил, что выдавал Серебрякову А.А. названное выше Разрешение на строительство пристроя к ИЖД в виде пристройки дополнительной жилой комнаты площадью не менее 17 кв.м.

Стороны не оспорили объем полномочий свидетеля, как начальника отдела архитектуры, градостроительства и газификации администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в части выдачи Разрешений на строительство. Названное Разрешение сторонами не оспорено. Наличие на документах данного вида, оттиска какой-то определенной печати, законом не предусмотрено. Вместе с тем, законодатель указывает на обязательное наличие в оттиске печати наименования уполномоченного органа, которое, как установлено судом, в оттиске имеется.

Таким образом, наличие в Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ оттиска печати с указанием наименования органа, уполномоченного на выдачу данного вида Разрешений, а также наименования отдела указанного органа относящегося к структурным подразделениям, которым непосредственно делегировано решение вопросов, связанных с осуществлением строительства и т.п., является, по мнению суда, формальным и не влечет недействительности названного документа.

Суд, проанализировав обжалуемый документ - Решение об отказе в распоряжении средствами МСК (л.д.12), приходит к выводу, что в нарушение положений ФЗ №256 и ФЗ №59, он не содержит мотивированных доводов отказа в распоряжении средствами МСК. При этом, имеет формальную ссылку на положения п. 13 Правил направления средств (утв. Постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г.) и п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ №256 - ФЗ, без указания конкретных нарушений установленного порядка подачи заявления о распоряжении, что при фактической формальности нарушения (оттиск печати отдела уполномоченного органа) возводит основания принятого решения к группе безусловных, с которыми связано окончательное прекращение права на обращение с заявлением о распоряжении, что является недопустимым и нарушает права и интересы заявителя. Также, указанный документ не содержит разъяснение о порядке его обжалования. К тому же ответчиком заявителю не разъяснялась возможность получения необходимого документа (Разрешения на строительство) с оттиском печати именно Администрации ТМР, что является, по мнению суда, нарушением законных прав заявителя на мотивированный ответ по поданному ею заявлению.

Вместе с тем, суд считает установленным, что истицей вместе с заявлением о распоряжении были предоставлены все необходимые документы в пенсионный орган.

В указанной связи суд полагает оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области об отказе в удовлетворении заявления Серебряковой О.А. о направлении средств на улучшение жилищных условий: на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, незаконным и подлежащим отмене.

Далее. Разрешая требования истицы о возложении обязанности на ответчика произвести направление средств материнского капитала на погашение основного долга по кредитному договору и процентов, суд исходит из следующего.

Как указывалось выше, пункт 6 ст. 7 ФЗ № 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

Согласно п. 6.1 названной статьи, заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения; под строительством - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно ст. 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: в том числе, улучшение жилищных условий.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (далее ЖК РФ), в статье 15 определяет, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статья 16 ЖК РФ устанавливает виды жилых помещений, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. При этом, комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Таким образом, из анализа приведенных норм и представленных документов, с очевидностью следует, что законодатель указывает на возможность перечисления средств МСК, в том числе, на строительства жилого помещения, включительно в смысле строительства комнаты.

Как следует из показаний свидетеля ФИО7, являющегося специалистом отдела архитектуры, градостроительства и газификации администрации Тюкалинского МР Омской области, допрошенного в судебном заседании 24.01.2011г. следует, что семьей Серебряковых осуществлено возведение нового объекта - пристроя в виде жилой комнаты, что по отношению к индивидуальному жилому дому хотя и является реконструкцией, но фактически из произведенных работ свидетельствует о строительстве жилого помещения. Как пояснил суду свидетель, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства и качества инженерно - технического обеспечения, строительство - это возведение нового объекта, возведение части здания также относится к строительству. Из сметного расчета по строительству пристроя к дому и по реально выполненным работам, согласно Акта обследования от 21.01.2011г. (л.д.125) видно, что имеет место увеличение площади объекта, увеличилась жилая площадь. Возведены 3 новые капитальные стены, выполнен новый фундамент непосредственно под пристроем, настелен пол, покрыта крыша, строительные работы выполнены на 80%. Увеличение жилой площади после реконструкции можно считать улучшением жилищных условий.

Свидетель ФИО8, допрошенный судом 20.01.2011г. суду пояснил, что является соседом Серебряковых. Супруги Серебряковы с осени 2010г. производят капитальное строительство пристроя к их жилому дому, возвели три стены, сделали новую крышу, увеличили площадь дома. Со слов Серебрякова А.А. свидетелю известно, что в пристраиваемом жилом помещении будет расположена вторая детская комната для младшей дочери.

Не доверять представленным документам и показаниям свидетелей у суда нет оснований. Показания свидетелей согласуются между собой и подтверждаются материалами дела.

Таким образом, материалами дела с достоверностью установлено и не оспаривается сторонами факт строительства пристроя в виде дополнительной жилой комнаты, что, безусловно, свидетельствует об улучшении жилищных условий семьи Серебряковых.

Кроме того, Серебряков А.А. предоставил ответчику нотариально заверенное обязательство об оформлении земельного участка и жилого дома по вышеуказанному адресу в общую собственность родителей и детей, в том числе первого, второго (л.д.17).

Оценив нормы закона, регламентирующие порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, применительно к данной ситуации, суд приходит к выводу о том, что условиями для получения данной государственной поддержки является строительство жилого помещения и использование для его строительства средств, полученных по кредиту. Следовательно, улучшение жилищных условий рассматривается законодателем как увеличение площади жилого помещения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае имеет место как факт строительства жилого помещения в виде комнаты (пристроя), так и факт получения кредита на строительство, то есть, соблюдены условия, предусмотренные п. 1 ч. 3 и ч. 6.1. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для возможности распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору.

Отказ гражданину в представлении данной поддержки по тому основанию, что строительные работы с использованием средств, полученных по кредиту, фактически являются реконструкцией уже существующего объекта недвижимости, по мнению суда, противоречит смыслу приведенных норм закона, имеющих направленность на социальную защиту граждан, улучшающих жилищные условия и ставит истицу в неравное положение с получающими данную государственную поддержку гражданами, на одинаковых условиях приобретшими права на жилое помещение, заключив кредитный договор на строительство, а не на строительство пристроя.

Целевое использование средств по кредитному договору для улучшения жилищных условий, хотя бы посредством реконструкции жилого дома, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела (копией кредитного договора, локально - сметным расчетом, Актом обследования). Возведение пристроя в виде реконструкции жилого дома, по мнению суда, не свидетельствует о нецелевом характере использования средств кредита не на строительство.

Анализ приведенных выше правовых норм и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что средства материнского капитала в рассматриваемом случае могут быть направлены на погашение основанного долга и уплаты процентов по кредиту, выданному с целевым назначением на строительство пристроя, поскольку при этом произошло улучшение жилищных условий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исходя из положений действующего законодательства, Серебрякова О.А. вправе распорядиться указанными средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору, выданному на строительство пристроя к жилому дому.

Разрешая вопрос о размере средств материнского (семейного) капитала, подлежащих на основании решения суда направлению на уплату основного долга и процентов по данному кредитному договору, суд приходит к следующему.

Пунктом 14 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. № 862 установлено, что размер средств материнского (семейного) капитала, направляемых на погашение основного долга и уплату процентов за пользование кредитом или займом не может превышать размер остатка основного долга и задолженности по выплате процентов за пользование указанным кредитом (займом).

В целях соблюдения данного принципа, заявителями в пенсионный орган предоставляется справка о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом, с учетом платежей, которые будут внесены заявителем в течение последующих трех месяцев. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», заявление гражданина о распоряжении средствами капитала подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления и, в случае удовлетворения заявления, в соответствии с п. 18 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. № 862, Пенсионный фонд РФ перечисляет средства на указанные цели не позднее 2 месяцев с даты принятия решения по заявлению.

Банком представлена суду справка об остатке ссудной задолженности по кредиту на 24.01.2011 года (л.д.128). Так, по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссудная задолженность по состоянию на 24 января 2011 года в размере 322 358 рублей 84 копейки.

Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007г. №862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" в случае если сумма средств (части средств) материнского (семейного) капитала, указанная в заявлении и перечисленная на счет организации-кредитора (заимодавца), превышает размер остатка основного долга и процентов за пользование кредитом (займом) на момент поступления средств на счет организации, разница между указанными суммами в течение 5 банковских дней со дня поступления средств на счет организации подлежит возврату в Пенсионный фонд Российской Федерации (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) на счет, с которого осуществлялось перечисление средств. Пенсионный фонд Российской Федерации вносит сведения о возвращенном остатке средств материнского (семейного) капитала в информацию о лице, по заявлению которого осуществлялось перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала, содержащуюся в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Таким образом, если на момент исполнения данного решения суда сумма невыплаченного основного долга и процентов по нему будет менее чем сумма, указанная в данном решении, так как истец будет погашать текущие платежи по кредиту, то излишне направленная сумма будет возвращена на счёт истца в рамках выданного ей сертификата.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что разумным сроком для возложения на пенсионный орган обязанности по перечислению указанных средств будет являться 15 дней со дня вступления данного решения суда в законную силу, поскольку в срок в два месяца, установленный для Пенсионного фонда РФ п. 18 названных Правил, ответчик не исполнил эти обязательства перед истцом, незаконно ДД.ММ.ГГГГ вынес решение об отказе в этом.

Иных доказательств, помимо исследованных, суду не представлено. Суд полагает, что доводы истицы объективно нашли подтверждение представленными в материалы дела доказательствами.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ - УПФ РФ по Омской области в Тюкалинском районе в пользу истицы Серебряковой О.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (л.д.3).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Серебряковой О.А. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области об отказе Серебряковой О.А. в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области не позднее, чем в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, осуществить перечисление части средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданному ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области Серебряковой О.А., на погашение оставшейся суммы долга и процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между <данные изъяты> и созаёмщиками Серебряковым А.А. и Серебряковой О.А., в размере 322 358 рублей 84 копейки.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области в пользу Серебряковой О.А. государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 10 дней с момента его изготовления в мотивированной форме.

Судья: подпись. Верно. Судья: Т.А.Васильева