БУК Тюкалинская ЦКС



дело № 2-168/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

04.05.2011г. г.Тюкалинск

Тюкалинский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А.

при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В.

при участии старшего помощника прокурора Санина А.В.

представителя Министерства труда и соцразвития Долгих Н.М.

представителя администрации Тюкалинского МР Киреевой Ю.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению культуры Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинская централизованная клубная система» о признании незаконным бездействия БУК «Тюкалинская ЦКС» по проведению аттестации рабочих мест, о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным выше исковыми требованиями. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе, проведенной в марте 2011г. проверки соблюдения законодательства об охране труда, установлено, что в БУК «Тюкалинская ЦКС» нарушаются требования федерального законодательства в сфере охраны труда, а именно: не проведена аттестация 166 рабочих мест по условиям труда.

Согласно информации представленной руководством БУК «Тюкалинская ЦКС» в прокуратуру района, количество рабочих мест БУК «Тюкалинская ЦКС» по которым не проведена аттестация условий труда по состоянию на 01.01.2011г. составило - 168. На основании изложенного просил признать незаконным бездействие БУК «Тюкалинская ЦКС» по проведению аттестации рабочих мест, согласно утвержденным штатным расписаниям и обязать руководство БУК «Тюкалинская ЦКС» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, согласно утвержденным штатным расписаниям.

В судебном заседании старший помощник прокурора Санин А.В., заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - директор БУК «Тюкалинская ЦКС» Лазеева Л.Н. (л.д.77), в судебном заседании участия не принимала, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим и своевременным образом (л.д. 82), сведений об уважительности причины не явки не сообщила, возражений относительно заявленных требований не представила, о существе спора осведомлена (л.д.29).

Представитель третьего лица - Управления министерства труда и социального развития Омской области по Тюкалинскому району Долгих Н.М. (л.д.47), в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица - Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области - Киреева Ю.Ф. (л.д.78), в судебном заседании возражений относительно удовлетворения заявленных прокурором требований не высказала.

Представитель третьего лица - Управления культуры администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим и своевременным образом (л.д. 83), сведений об уважительности причин не явки не сообщил, возражений не представил.

Суд, с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Статья 37 Конституции РФ гарантирует право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.

На основании ст. 2 ТК РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 6 ТК РФ, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статья 210 ТК РФ регламентирует, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Исходя из положений ст. 209 ТК РФ, под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997г. №12, установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются организациями исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних изменений.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвия РФ от 31.08.2007 года № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Пунктом 2 данного Приказа предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда рабочих мест в целях выявления вредных и (или) опасных факторов и осуществления мероприятий по проведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В силу данного приказа аттестация рабочих мест позволяет организациям обосновать: выплату работникам компенсации за работу во вредных условиях; выдачу спецодежды; бесплатную раздачу молока и т.д.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

В силу п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в том числе, в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных
законодательством случаях, контроля и управления профессиональным
риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния
здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда,
информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики
показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению
вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или)опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым
на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями
труда, гарантиях и компенсациях.

Согласно пункта 45 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Судом установлено, что в марте 2011г. Тюкалинской межрайонной прокуратурой Омской области была проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны труда БУК «Тюкалинская ЦКС», в ходе которой выявлены нарушения со стороны ответчика БУК «Тюкалинская ЦКС» требований законодательства об охране труда, а именно: не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Согласно представленных штатных расписаний за 2011г. (л.д. 54-73) количество работников в БУК «Тюкалинская ЦКС» составляет 172 человека. Проведение аттестации рабочих мест требуется по 168 р/м (л.д.42-44).

По сведениям, представленным Управлением министерства труда и социального развития Омской области по Тюкалинскому району 28.02.2011г., в БУК «Тюкалинская ЦКС» не проведена аттестация 166 рабочих мест по условиям труда (л.д. 20-23).

Согласно представленных ответчиком документов следует, что в БУК «Тюкалинская ЦКС» аттестация рабочих мест запланирована поэтапно в 2011-2014г.г. (л.д.42-44, 45, 46 48). Приказом директора БУК «Тюкалинская ЦКС» № от ДД.ММ.ГГГГ создана аттестационная комиссия (л.д.53). БУК «Тюкалинская ЦКС» заключен договор с ООО «РЭЦОТ» № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение аттестации 7-ми рабочих местах по условиям труда, срок действия договора согласован сторонами в 60 рабочих дней, т.е. до 28.06.2011г., согласован также порядок проведения работ, его условия, количество рабочих мест, подлежащих аттестации, стоимость работ (л.д.50-52).

Между тем, как установлено в судебном заседании, в настоящее время проведение аттестации рабочих мест ответчиком не завершено, ее результаты не утверждены, в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя в лице Управления культуры администрации Тюкалинского муниципального района Омской области (л.д. 49).

Таким образом, судом установлено, что указанные выше требования трудового законодательства, подлежащие неукоснительному исполнению, БУК «Тюкалинская ЦКС» не выполняются в нарушение законодательства в области охраны труда.

Проанализировав представленные доказательства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

БУК «Тюкалинская ЦКС» осуществляет свою деятельность с 2009 года, которая не прекращалась и не приостанавливалась, то есть организация оказывала соответствующие услуги, имела в штате работников, занимающих определенные рабочие места. С начала работы организации аттестация рабочих мест по условиям труда не осуществлялась, процедура ее проведения, состоящая из комплекса мероприятий, была начата лишь в 2010 году после проведения соответствующей проверки прокуратурой.

По замыслу законодателя аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с самого начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику предприятия, для исключения возникновения внештатных ситуаций на производстве, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. Данная обязанность включает в себя проведение аттестации рабочих мест.

Аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить добровольно, в кратчайшие сроки, с соблюдением установленных требований и правил.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований законодательства.

Исходя из правил, предусмотренных ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик не представил суду доказательств проведения на день рассмотрения дела аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь у суда нет оснований не доверять представленным истцом в обосновании своих требований доказательствам.

Поскольку, на день рассмотрения заявленных требований, ответчиком, в нарушение действующего трудового законодательства не доведена до конца процедура аттестации рабочих мест по условиям труда. Суд считает необходимым установить соразмерный разумный срок для окончания проведения аттестации рабочих мест по условиям труда ответчиком, с учетом сроков, установленных договором, и определенных графиком, т.е. до 01.01.2012г., полагая, что указанного времени достаточно для завершения начатого ответчиком комплекса мероприятий, направленного на аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Далее. В соответствии с действующим гражданским законодательством, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Указанная зависимость учреждения от учредителя, в известной степени, компенсируется обязанностью собственника и учредителя частично либо полностью финансировать образовательное учреждение (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Разрешая заявленный спор, суд отмечает, что исковые требования прокурора обоснованны, однако прокурор не разграничил ответственность образовательного учреждения, учредителя и собственника его имущества (субсидиарных должников) в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 120 ГК РФ.

Из устава БУК «Тюкалинская ЦКС» следует, что учредителем данного учреждения является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в лице Управления культуры Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области (л.д.6-19). Пункт 1.3 Устава устанавливает, что учреждение финансируется за счет средств Учредителя. Из пункта 1.6 Устава следует, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Согласно пункта 1.8 Устава, субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика несет его учредитель.

Суд учитывает, что БУК «Тюкалинская ЦКС», как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель и собственник имущества.

Следовательно, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на БУК «Тюкалинская ЦКС», а при недостаточности у учреждения денежных средств - на учредителя, т.е. на Управление культуры и на собственника имущества учреждения, т.е. на Администрацию Тюкалинского муниципального образования Омской области.

При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени нарушения требования законодательства в сфере трудового законодательства не устранены, суд полагает установленным факт незаконности бездействия учреждения - БУК «Тюкалинская ЦКС». Доказательств, опровергающих это, суду не представлено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Других доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено. Доказательств отсутствия со стороны ответчика, нарушений действующего законодательства, суду не предоставлено.

Последствиями признания недействительными бездействия ответчика является возложение на него обязанности по устранению выявленных нарушений. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что разумным сроком для возложения обязанности на учреждение по проведению аттестации рабочих мест является срок 8 месяцев, т.е. до 01.01.2012г.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 01.01.2012г.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор, как истец по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины. Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Учитывая финансовое положение ответчика, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 1 000 рублей.

При недостаточности денежных средств у БУК «Тюкалинская ЦКС», суд полагает необходимым возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Управление культуры администрации Тюкалинского муниципального образования Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального образования Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными бездействие Бюджетного учреждения культуры Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинская централизованная клубная система» по проведению аттестации рабочих мест.

Обязать Бюджетное учреждение культуры Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинская централизованная клубная система» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, в срок до 01.01.2012г.

Взыскать с Бюджетного учреждения культуры Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинская централизованная клубная система» государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей в доход местного бюджета.

При недостаточности денежных средств у Бюджетного учреждения культуры Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинская централизованная клубная система» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Управление культуры администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального района (образования) Омской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме, путем подачи кассационной жалобы (принесения протеста).

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области (подпись) Т.А.Васильева

Копия верна

Судья ____________________ Секретарь _____________________