решение по иску Тюкалинского межрайонного прокурора к МОКУ `Коршуновская СОШ`, Комитету по образованию, Администрации ТМР о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания учащихся



Дело № 2- 416\2011

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе :председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Балашовой Н.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 07 ноября 2011 года

Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора к Муниципальному образовательному казенному учреждению Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания учащихся образовательного учреждения,

Установил:

       Тюкалинский межрайонный прокуратур обратился к ответчикам с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания учащихся образовательного учреждения.

        В судебном заседании истцом требования были уточнены, Тюкалинский межрайонный прокурор просил суд обязать Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» организовать транспортное обслуживание детей, обучающихся в МОКУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа», проживающих в д.Журавлевка, Тюкалинского района, Омской области в соответствие с требованиями п. 2.5. «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы». При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновкая средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

        В обоснование заявленных требований истец указал, что Межрайонной прокуратурой по обращению граждан д. Журавлевка Тюкалинского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, семейного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, муниципального образовательного казенного учреждения «Коршуновская СОШ».

      В ходе проверки было установлено, что образовательным учреждением не осуществляется подвоз детей, проживающих в д. Журавлевка Тюкалинского района, обучающихся в МОКУ «Коршуновская СОШ». <данные изъяты> учащиеся из д. Журавлевка проживают в пришкольном интернате, <данные изъяты>х учащихся ежедневно подвозят родители.

      Согласно информации государственного инспектора БДД ОГИБДД МВД России «Тюкалинский» ФИО3, протяженность маршрута между д. Журавлевка Тюкалинского района и общеобразовательным учреждением, расположенным в д. Коршуновка Тюкалинского района составляет 10 километров. Дорога имеет асфальтовое покрытие. Состояние дороги удовлетворительное. Время движения от д. Журавлевка до МОКУ «Коршуновская СОШ» составляет 15 минут, то есть имеются все условия для организации ежедневного подвоза детей.

        Отсутствие подвоза существенным образом нарушает право детей жить и воспитываться в семье, поскольку в течение недели учащиеся проживают в пришкольном интернате, общение с родителями происходит только в выходные дни и каникулярное время.

        Положением Устава МОКУ «Коршуновская СОШ» установлено, учредителем МОКУ является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Финансирование МОКУ осуществляется за счет средств местного бюджета и областного бюджетов.

         В соответствии с действующим гражданским законодательством, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

       Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

     В судебном заседании старший помощник прокурора Бреусова К.В., заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

      Представитель ответчика Муниципального образовательного казённого учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» Охотников И.Д.в судебном заседании иск признал.

      Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Киреева Ю.Ф., действующая на основании доверенности, иск признала.

        Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Глебович Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала.

       Суд принял признание иска представителями ответчика, так как не противоречит закону, не нарушат прав и охраняемых правом интересов иных лиц.

       Представитель третьего лица- Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. Председатель - Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО8 обратилась к суду с заявлением, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя Комитета. Суду был представлен отзыв на иск, в котором было указано, что Комитет финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района свои функции по осуществлению процедуры подтверждения бюджетных обязательств и финансированию расходов бюджета муниципального района выполняет. В отзыве указано, что ст.158 п.1 п.п.4,5, 174.2, Бюджетного кодекса Российской Федерации, говорится, что главный распорядитель бюджетных средств (которым в нашем случае является Комитет по образованию) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, то есть Комитетом финансов и контроля. В соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на 2011- 2013 годы, утвержденным приказом Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района № 11-ОД от 25.05.2010г., на подвоз учащихся в образовательные учреждения, в 2011году по МОКУ «Коршуновская СОШ» было запланировано 95 000 рублей. Решением Совета «О бюджете Тюкалинского муниципального района на 2011год» № 118 от 13.12.2010г. на подвоз учащихся в образовательные учреждения по МОКУ «Коршуновская СОШ» было утверждено 95 000 рублей, в течение 2011 года по решению Совета депутатов эта статья расходов была увеличена до 160 544 рублей, комитетом финансов и контроля эта сумма была профинансирована.

       Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

      Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

        Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации» материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

          В соответствии со ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

        В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «О местном самоуправлении») к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Аналогичная норма закреплена в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

         Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, в том числе, санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических правил.

             В соответствии со статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

            Согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

         Согласно п.2.5.,2.6.      «СанПиН      2.4.2.2821-10.      Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени
образования составляет не более 2,0 км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I
климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

         При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

         Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

      Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

      Межрайонной прокуратурой по обращению граждан д. Журавлевка Тюкалинского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, семейного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, муниципального образовательного казенного учреждения «Коршуновская СОШ».

       В ходе проверки было установлено, что образовательным учреждением не осуществляется подвоз детей, проживающих в д. Журавлевка Тюкалинского района, обучающихся МОКУ «Коршуновская СОШ». <данные изъяты> учащиеся из д. Журавлевка проживают в пришкольном интернате, <данные изъяты>-х учащихся ежедневно подвозят родители.

       Согласно информации государственного инспектора БДД ОГИБДД МВД России «Тюкалинский» ФИО3, протяженность маршрута между д. Журавлевка Тюкалинского района и общеобразовательным учреждением, расположенным в д. Коршуновка Тюкалинского района составляет 10 километров. Дорога имеет асфальтовое покрытие. Состояние дороги удовлетворительное. Время движения от д. Журавлевка до МОКУ «Коршуновская СОШ» составляет 15 минут, то есть имеются все условия для организации ежедневного подвоза детей.

        Суд считает необходимым согласиться с мнением истца о том, что отсутствие подвоза существенным образом нарушает право детей жить и воспитываться в семье, поскольку в течение недели учащиеся проживают в пришкольном интернате, общение с родителями происходит только в выходные дни и каникулярное время.

        В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

     Доказательств отсутствия со стороны МОКУ нарушений действующего законодательства суду ответчиками не предоставлено.

      Согласно пункта 1.2 Устава МОКУ «Коршуновская СОШ» учредителем данного образовательного учреждения является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Пункт 1.6 Устава устанавливает, что МОКУ «Коршуновская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом.

    Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 ГК РФ так же указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования солидарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

    В соответствии с действующим гражданским законодательством, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

      Разрешая заявленный спор, суд учитывает, что МОКУ, как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель и собственник имущества.

       Следовательно, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на МОКУ, а при недостаточности у учреждения денежных средств - на учредителя, то есть на Комитет по образованию и на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

       Принимая во внимание изложенное, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд полагает необходимым обязать Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» организовать транспортное обслуживание детей, обучающихся в МОКУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа», проживающих в д.Журавлевка, Тюкалинского района, Омской области в соответствие с требованиями п. 2.5. «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы».

     При недостаточности денежных средств у МОКУ суд полагает необходимым возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Комитет по образованию администрации Тюкалинского муниципального образования Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального образования Омской области.

       В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор, как истец по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины. Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Учитывая финансовое положение ответчика (МОКУ), суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования Тюкалинского межрайонного прокурора удовлетворить.

      Обязать Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» организовать транспортное обслуживание детей, обучающихся в МОКУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа», проживающих в д.Журавлевка, Тюкалинского района, Омской области в соответствие с требованиями п. 2.5. «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы».

При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновкая средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

      Взыскать с Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей в доход местного бюджета.

                 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в 10 дневный срок.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области                                                                               О.А.Кузнецова