решение по иску Тюкалинского межрайонного прокурора к МОКУ `Коршуновская СОШ`, Комитету по образованию,Администрации ТМР о возложении обязанности по оборудованию помещения пришкольного интерната сан узлами



Дело № 2- 415\2011

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе :председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Балашовой Н.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 07 ноября 2011 года

Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора к Муниципальному образовательному казенному учреждению Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о возложении обязанности по оборудованию помещения пришкольного интерната санитарными узлами,

Установил:

                 Тюкалинский межрайонный прокуратур обратился к ответчикам с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, о возложении обязанности по оборудованию помещения пришкольного интерната санитарными узлами.

     В судебном заседании истцом требования были уточнены, Тюкалинский межрайонный прокурор просил суд обязать      Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» оборудовать помещение пришкольного интерната санитарными узлами в соответствие с требованиями п. 4.33 «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы». При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновкая средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

      В обоснование заявленных требований истец указал, что Межрайонной прокуратурой по обращению граждан д. Журавлевка Тюкалинского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Муниципального образовательного казенного учреждения «Коршуновская СОШ».

    В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    П.4.33. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что в обязательном порядке в составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

        Из информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском районе следует, что в пришкольном интернате МОКУ «Коршуновская СОШ» отсутствует теплый туалет.

        Согласно списочному составу в пришкольном интернате МОКУ «Коршуновская СОШ» проживают <данные изъяты> учащихся, из них <данные изъяты> девочек и <данные изъяты> мальчиков, следовательно, в пришкольном интернате установить нужно, как минимум, 1 унитаз для девочек и 1 унитаз для мальчиков.

        Положением Устава МОКУ «Коршуновская СОШ» установлено, что учредителем МОКУ является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Финансирование МОКУ осуществляется за счет средств местного бюджета и областного бюджетов.

        В соответствии с действующим гражданским законодательством, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

     В судебном заседании старший помощник прокурора Бреусова К.В., заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

      Представитель ответчика Муниципального образовательного казённого учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» Охотников И.Д.в судебном заседании иск признал.

      Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Киреева Ю.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала.

        Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Глебович Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала.

       Суд принял признание иска представителями ответчиков, так как не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых правом интересов иных лиц.

       Представитель третьего лица- Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. Председатель Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО7 обратилась к суду с заявлением, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя Комитета. Суду был представлен отзыв на иск, в котором было указано, что Комитет финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района свои функции по осуществлению процедуры подтверждения бюджетных обязательств и финансированию расходов бюджета муниципального района выполняет. Было указано, что в ст. 158 п.1 п.п.4,5, 174.2, Бюджетного кодекса Российской Федерации, говорится, что главный распорядитель бюджетных средств (которым в нашем случае является Комитет по образованию) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, то есть Комитетом финансов и контроля. В соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на 2011- 2013 годы, утвержденным приказом Комитета финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района № 11-ОД от 25.05.2010 года, на приобретение расходных материалов и предметов снабжения в 2011 году, по МОКУ «Коршуновская СОШ», бюджетные ассигнования не планировались. В течение 2011 года по решению Совета депутатов эта статья расходов была увеличена до 16 200 рублей, Комитетом финансов и контроля эта сумма была профинансирована.

       Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

      Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

       При рассмотрении заявленных прокурором требований иска судом принимается во внимание, что ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, в том числе, санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических правил.

       В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

       Согласно положений ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

       Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает государственный санитарно-эпидемиологический надзора как одно из средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

       Пунктом 4.33. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что в обязательном порядке в составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

      Как установлено в судебном заседании в пришкольном интернате МОКУ «Коршуновская СОШ» проживают <данные изъяты> учащихся.

        Из информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском районе следует, что в пришкольном интернате МОКУ «Коршуновская СОШ» отсутствует теплый туалет.

        В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

     Доказательств отсутствия со стороны МОКУ нарушений действующего законодательства суду ответчиками не предоставлено.

      Согласно пункта 1.2 Устава МОКУ «Коршуновская СОШ» учредителем данного образовательного учреждения является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Пункт 1.6 Устава устанавливает, что МОКУ «Коршуновская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом.

    Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 ГК РФ так же указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования солидарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

    В соответствии с действующим гражданским законодательством, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

      Разрешая заявленный спор, суд учитывает, что МОКУ, как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель и собственник имущества.

       Следовательно, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на МОКУ, а при недостаточности у учреждения денежных средств - на учредителя, то есть на Комитет по образованию и на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

       Принимая во внимание изложенное, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Суд полагает необходимым обязать Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» оборудовать помещение пришкольного интерната санитарными узлами в соответствие с требованиями п. 4.33 «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы».

     При недостаточности денежных средств у МОКУ суд полагает необходимым возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Комитет по образованию администрации Тюкалинского муниципального образования Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального образования Омской области.

       В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор, как истец по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины. Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Учитывая финансовое положение ответчика (МОКУ), суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

       Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования Тюкалинского межрайонного прокурора удовлетворить.

      Обязать Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» оборудовать помещение пришкольного интерната санитарными узлами в соответствие с требованиями п. 4.33 «СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы».

      При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновкая средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области.

      Взыскать с Муниципального образовательного казённого учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей в доход местного бюджета.

                 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в 10 дневный срок.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области                                                                               О.А.Кузнецова