Дело № 2-433/2011 Решение Именем Российской Федерации 23.11.2011г. г. Тюкалинск Тюкалинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В. с участием: представителя истца/помощника прокурора Бреусовой К.В. представителя ответчика Администрации Тюкалинского МРОО Глебович Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюкалинской межрайонной прокуроры Омской области, обратившегося в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Тенисовой Б.М. к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки за период с 01.01.2009г. по 13.02.2010г., Установил: Прокурор Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области обратился в интересах Тенисовой Б.М. с иском к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ ОО «Тюкалинская центральная районная больница» Тенисовой Б.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 года по 13.02.2010г., обосновывая заявленные требования тем, что Тенисова Б.М. с 20.01.1994г. работает фельдшером-заведующей Красношаровским ФАП, являющемся в настоящее время структурным подразделением МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ». В период с 20.01.1994г. по 13.02.2010г. на полную ставку, с 14.02.2010г. по настоящее время на 0,5 ставки. До января 2009 года ей, как работнику учреждения здравоохранения, проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, электроэнергии, однако начиная с 01.01.2009 года такие меры социальной поддержки не предоставляются. С 2005 года нормами федерального законодательства решение вопросов социальной поддержки передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является ответчик - Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области. Не предоставлением мер социальной поддержки медицинскому работнику, ответчик нарушает тем самым права Тенисовой Б.М. В судебном заседании помощник прокурора Бреусова К.В. заявленные истцом требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске (л.д.3-8). Тенисова Б.М. участия в судебном заседании не принимала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (л.д.94), обратилась к суду с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требование прокурора поддержала (л.д.96). Представитель ответчика - Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Глебович Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.68), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.69-71). Полагала, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения, поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, перечень полномочий органов местного самоуправления, установленный ст. 15, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ФЗ не отнесено. Установленные иными федеральными законами таких полномочий являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органами местного самоуправления (ст. 19 ФЗ №131-ФЗ). Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанность. До тех пор пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленным федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области. Производство по делу в части оспаривания бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по установлению мер социальной поддержки медицинских работников, а также о возложении обязанности по принятию таких мер, то есть о принятии нормативного правового акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, подлежит прекращению на основании абз. 1 ч.1 ст.134 ГПК РФ). Представитель третьего лица - Комитета финансов и контроля администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.93), обратился к суду с заявлением, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.26), представил возражения (л.д.24-25), в которых просил прокурору в иске отказать, по основаниям аналогичным позиции ответчика, изложенным выше. Представитель третьего лица: Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А., действующий на основании доверенности (л.д.48), участия в судебном заседании не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.98), предоставил суду отзыв на исковое заявление (л.д.42-47), в котором указал, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, в связи с истечением срока для обращения в суд с иском, установленного ст. 256 ГПК РФ. Также указал, что основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года, которым в ст. 15 названного Закона, устанавливается перечень вопросов местного значения, являющийся исчерпывающим, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения для муниципального района. В ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет местных бюджетов на осуществление государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Поэтому правовые основания для возложения обязанности на Администрацию Тюкалинского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, следовательно, осуществляется при наличии возможности. Законами Омской области на 2009, 2010, 2011 г.г. приостановлено действие ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Ссылки истца на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельным, Кодекс не устанавливает расходных обязательств муниципальных образований Омской области. Предоставление мер социальной работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до установления органами местного самоуправления Омской области порядка и условий предоставления указанных мер социальной поддержки, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников. Федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация не исполнила обязательств по компенсации таких льгот, размер компенсации расходов медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации. Представитель третьего лица: МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» Чечукова И.В., действующая на основании доверенности (л.д.50), участия в судебном заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.92), просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.99), с указанием на поддержание заявленных прокурором исковых требований. Представитель третьего лица: Правительства Омской области Захарова А.А., действующая на основании доверенности (л.д.80), в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом (л.д.97), представила возражения на иск (л.д.78-79), в которых изложила позицию аналогичную позиции ответчика, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также указала, что до передачи соответствующих государственных полномочий Российской Федерации органам местного самоуправления в установленном законом порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на администрацию района. Действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. Поскольку суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный правой акт в виду того, что это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, производство по делу в части оспаривания бездействия подлежит прекращению по правилам ст.220 ГПК РФ, так как не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Положения Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан могут применяться только для расчета компенсации по отоплению и для расчета дополнительной меры социальной поддержки работникам муниципальных учреждений Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Обращение Тенисовой Б.М. в Тюкалинскую межрайонную прокуратуру Омской области по поводу не представления ей мер социальной поддержки имело место 30.08.2011г. (л.д.9). После проведенной проверки прокурором Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области было инициировано обращения в суд с настоящим иском. Судом установлено, что Тенисова Б.М. имеет среднее медицинское образование (л.д.15), с 20.01.1994г. работает фельдшером-заведующей Красношаровским ФАП, являющимся в настоящее время структурным подразделением МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ», в указанной должности работает и в настоящее время, с 14.02.2010г. на 0,5 ставки (л.д.10-11,14), постоянно проживает в сельской местности, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>1 (л.д.12), то есть является медицинским работником муниципального учреждения, проживающим в сельской местности. Включительно по 31.12.2008г. Тенисовой Б.М. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопления, электроэнергии); с 01.01.2009г. указанные меры социальной поддержки не предоставляются. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. Из копии Устава МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» следует, что Тюкалинская центральная районная больница является муниципальным учреждением здравоохранения, согласно п.8 Устава - учреждение имеет в своем составе структурное подразделение - Красношаровский фельдшерско-акушерский пункт (<адрес>) (л.д.51-67). Согласно пункта 2 Устава МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Тюкалинского муниципального образования от 14.06.2005г. №211-р (с изм. от 21.01.2011г. № 12/1) учредителем МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» является Тюкалинское муниципальное образование в лице администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Итак. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004. В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной нормы следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3.4 ст. 37 названного закона, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что Тенисова Б.М., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета по 31.12.2008г. В спорный периоды Тенисова Б.М. иным видом мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не пользовалась. По данным Бюджетного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Тюкалинскому району Омской области», соистец и члены ее семьи в спорный период льготополучателями не являлись (л.д.17-18,41). В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон), каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Пунктом 5 ст. 53 названного Закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 55 названного Закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 63 названного Закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч.2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст. 35 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Как установлено судом и следует из пояснений представителя администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Согласно уведомлению об утверждении бюджетных ассигнований на 2008 год предусмотрены субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности. При этом определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год". Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Анализируя вышеизложенное, суд соглашается с позицией прокурора и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем. Закрепленное в ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Из Устава Тюкалинского муниципального района Омской области следует, что в перечень вопросов местного значения не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения (ст. 4). Между тем, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит, что требования прокурора района по признанию незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - администрации Тюкалинского муниципального района Омской области. Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе, медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может быть принят во внимание, так как это не является основанием для освобождения от выполнения данной обязанности по предоставлению мер социальной поддержки и может повлечь нарушение прав указанной категории граждан. В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. С учетом приведенного анализа правовых норм, суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика и третьих лиц об отсутствии у администрации Тюкалинского муниципального района самостоятельных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района, такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий у органа местного самоуправления. Кроме того, доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц о том, что положения ст.ст. 14, 15, 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан основан на ошибочном толковании норм материального права и не может быть принят во внимание. При таких условиях, изменение правового регулирования не должно влиять на приобретенные гражданами в сфере социального обеспечения и защиты права, поскольку Российская Федерация как правовое социальное государство не может отказаться от выполнения принятых на себя публичных обязательств, отмена либо приостановление предоставления льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма возмещения. Довод представителя ответчика о том, что прокурором Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку факт нарушения прав и законных интересов Тенисовой Б.М. был установлен прокуратурой в 30.08.2011г., иск подан 17.10.2011г., при этом право Тенисовой Б.М. на предоставление мер социальной поддержки продолжает нарушаться в настоящее время. Доказательств применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих предоставление Тенисовой Б.М. в спорный период мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства, ответчиком суду не предоставлено. Право Тенисовой Б.М. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период, указанный в исковом заявлении, судом установлено. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Тенисовой Б.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме; в целях восстановления нарушенного права, на ответчика следует возложить обязанность предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Тенисовой Б.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009г. по 13.02.2010г. Разрешая вопрос о судебных расходах, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании положений п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Требования прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению Тенисовой Б.М. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Тенисовой Б.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 года по 13.02.2010 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления его в мотивированной форме, путем подачи кассационной жалобы. Судья Тюкалинского городского суда Омской области (подпись) Верно. Судья: Т.А.Васильева