Решение по иску Молокова В.В. к Администрации Тюкалинского МР о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Дело № 2-453/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07.12.2011г.        г. Тюкалинск

Тюкалинский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи      Васильевой Т.А.

при секретаре судебного заседания      Люличкиной Т.В.

с участием истца        Молокова В.В.

представителя ответчика Администрации Тюкалинского МР ОО Глебович Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молокова В.В. к Администрации Тюкалинского муниципального района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Молоков В.В. обратился с иском к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области с требованиями о внеочередном предоставлении ему, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных норм за счет субвенций из бюджета Омской области, мотивируя требования тем, что с 04.11.2003г. он относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Колосовского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. мать истца лишена в отношении него родительских прав. Решением Тюкалинского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. отец истца также лишен в отношении него родительских прав. Постановлением главы Тюкалинского муниципального образования Омской области от 04.11.2003г. истец определен в детский дом, жилая площадь не закреплена в связи с отсутствием таковой. В период с 01.09.2006 по 30.06.2010г.г. обучался в ФГОУ СПО «Тюкалинский сельскохозяйственный техникум». Постановлением главы администрации Старосолдатского сельского поселения Тюкалинского района Омской области от 21.12.2009г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В настоящее время является учащимся БОУ ОО СПО «Тюкалинский педагогический колледж», по очной форме, на бюджетной основе, проживает в общежитии колледжа, по адресу: <адрес>, где имеет временную регистрацию на период обучения. Своего жилья не имеет. Ссылаясь на ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец просил возложить обязанность на администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленной (33 кв.м.) во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области, а также взыскать судебные расходы (л.д.7-10).

В судебном заседании, Молоков В.В., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области - Глебович Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.57), исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Молоков В.В., признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации, он включен в Единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Тюкалинском муниципальном районе, порядковая запись № 39. В соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансирование вышеуказанных полномочий не является обязанностью муниципального образования. На основании Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (статьи 17-20), в случае недостаточности общего объема субвенций, рассчитанного в соответствии с настоящим Кодексом, местным бюджетам компенсируются из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Уполномоченные органы государственной власти в пределах своих полномочий обязаны своевременно и в полном объеме перечислять средства на реализацию переданных государственных полномочий местным бюджетам. Таким образом, Тюкалинским муниципальным районом осуществляется реализация переданных субъектом Омской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем в объеме выделенных на осуществление данных полномочий денежных средств (субвенций) из областного бюджета, но в связи с недостаточностью выделяемых из бюджета Омской области денежных средств не представляется возможным обеспечить жилыми помещениями граждан из категории детей-сирот в полном объеме. Просила также учесть, что в настоящее время истец находится на полном государственном обеспечении, как обучающийся Пед.колледжа, ему предоставлена для проживания комната в общежитии. В случае удовлетворения заявленных требований против взыскания судебных расходов в соответствии с положениями действующего законодательства не возражала. Представлен отзыв (л.д.55-56)

Представитель Министерства финансов Омской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.83), участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором просил исключить их из числа лиц, участвующих в деле, поскольку главным распорядителем средств в данном случае является Министерство образования Омской области, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.58-59).

Представитель Министерства образования Омской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.81), участия в судебном заседании не принимал, возражений по иску не представил, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Правительства Омской области участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (л.д.82), представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть без их участия, по существу дела указав, что государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с пунктом 15 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области за счет субвенций из областного бюджета (л.д.53).

Суд, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возложение обязанности совершить определенные действия.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении Молокова В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д.26), его родителями являются: ФИО2 и ФИО3 (л.д.25).

Решением Колосовского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. мать истца лишена в отношении него родительских прав (л.д.27-28); решением Тюкалинского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. отец истца также лишен в отношении него родительских прав (л.д.29).

Постановлением главы Тюкалинского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Молоков В.В. определен в детский дом, жилая площадь не закреплена в связи с отсутствием таковой (л.д.11).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Молоков В.В. обучалась в ФГОУ СПО «Тюкалинский сельскохозяйственный техникум», что подтверждается справкой и копией диплома (л.д. 34, 35, 36).

Одновременно с обучением в техникуме, ДД.ММ.ГГГГ Молоков В.В. в возрасте 20 лет обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.18).

Постановлением главы администрации Старосолдатского сельского поселения Тюкалинского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Молоков В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, как лицу, оставшемуся без попечения родителей (л.д.20).

По сведениям Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» Молоков В.В., как собственник жилых помещений не значится, правом приватизации не воспользовался (л.д.22-24, 52,65).

В настоящее время истец является учащимся БОУ ОО СПО «Тюкалинский педагогический колледж», по очной форме, на бюджетной основе, проживает в общежитии колледжа, по адресу: <адрес>, <адрес>, где имеет временную регистрацию на период обучения (л.д.37-40,67). Своего жилья не имеет.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Молоков В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих. Он состоит на учете в администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, значится в списке лиц, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, на учет поставлен в возрасте до 23 лет, закрепленного жилого помещения не имеет. Право на получение жилого помещение во внеочередном порядке возникло у Молокова В.В. с 01.07.2010г., т.е. после окончания учебного заведения - ФГОУ СПО «Тюкалинский сельскохозяйственный техникум». С заявлением о предоставлении жилого помещения Молоков В.В. обратился к ответчику 15.08.2011г. (л.д.15).

Из Гарантийного письма Администрации Тюкалинского района Омской области от 04.11.2003г. (л.д.12), а также письменного ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) на обращение истца, следует, что право истца на получение жилого помещения на указанных выше условиях администрацией не оспаривается. Доводы невозможности реализации права истца администрацией сводятся к отсутствию финансирования и прохождению обучения на бюджетной основе во втором учебном заведении, с предоставлением места в общежитии. Суд не может согласиться с названными доводами по следующим основаниям.

Итак. Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями), определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 названного ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного выше Закона, его положения также распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Такие условия обеспечения жилыми помещения позволяют данной категории граждан самостоятельно до достижения ими 23-летнего возраста обратиться за предоставлением указанной социальной поддержки.

Одновременно гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан на данных условиях предусмотрено п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года.

Названные требования Молоковым В.В. соблюдены.

Далее. Положениями ст. 8 ФЗ № 159 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, исходя из анализа положений ст.ст.1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Положения ст. 5 названного Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 14, 15, 16 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к названному Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При этом, абзацем 2 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", установлено, что при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

В соответствии с Законом Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" (с изм.), распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Так, муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установлены субвенции, в частности Тюкалинскому муниципальному району Омской области в общей сумме 2 186 108,0 руб. (таблица 1, приложение 10 к Закону о бюджете).

Кроме этого, из пояснений представителя администрации Тюкалинского муниципального района Омской области следует, что факт наличия права у Молокова В.В. на получение во вне очередном порядке жилого помещения, как относящегося к числу лиц, оставшихся без попечения родителей администрация не оспаривает; непредоставление жилого помещения истцу связано лишь с отсутствием финансирования (субвенций). Указанные доводы, по мнению суда, не могут повлиять на право Молокова В.В. в получении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.

Поскольку, обеспечение вне очереди жилым помещением детей названной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, вышеприведенные доводы ответчика, суд находит не основанными на законе.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что обязанность по обеспечению истца благоустроенным жилым помещением должна быть возложена на администрацию Тюкалинского муниципального района, так как это не входит в обязанности Правительства Омской области, Министерства финансов Омской области, Министерства образования Омской области.

Суд также отмечает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 года, (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 и 25 марта 2009 г.)).

Суд исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования Молокова В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 94 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченная Молоковым В.В. за составление иска в размере <данные изъяты> рублей (л.д.6).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма оплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д.4).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Молокова В.В. - удовлетворить.

Обязать Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской предоставить Молокову В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Взыскать с Администрации Тюкалинского муниципального района Омской в пользу Молокова В.В. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области (подпись) Верно. Судья: Т.А.Васильева