Дело № 2-592\2011 Решение Именем Российской Федерации Тюкалинский городской суд Омской области В составе председательствующего судьи Быриной Н.А., При секретаре Швеиной Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 20 декабря 2011года Дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области к сельскохозяйственной артели (колхозу) «Троицкая» о признании деятельности по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной, Установил : Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту - Росприроднадзор) обратилось в суд с иском к ответчику о признании деятельности СХА «Троицкая» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризации источников выбросов, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, незаконной и обязании ответчика в срок до 01.03.2012г. получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обосновывая свои требования тем, что в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в октябре 2011года со стороны ответчика выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды», у СХА отсутствует нормативная и разрешительная документация в области охраны окружающей среды, а именно : инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - председатель СХА «Троицкая» Бабич П.Н. в судебном заседании требования признал и пояснил, что проверка на наличие разрешения на выброс вредных веществ в их хозяйстве проведена впервые, действительно у них нет такого разрешения. В настоящее время документы для получения разрешения ими подготовлены, но финансовое положение организации не стабильно, поэтому просит предоставить срок получения разрешения до 01 июля 2012 года Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Положениями ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Пункт 2 указанной статьи предусматривает обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды сельскохозяйственными организациями, осуществляющими производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции. Исходя из смысла закона под объектами сельскохозяйственного назначения можно понимать комплекс зданий, строений, сооружений, инвентарь, в том числе биологические объекты (животные, растения, птицы), предназначенные для выращивания, производства и переработки соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказания соответствующих услуг, размещение, эксплуатация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Судом установлено, что сельскохозяйственная артель (колхоз) «Троицкая» осуществляет хозяйственную деятельность по адресу ; <адрес>, согласно п. 3.1 Устава СХА основными видами деятельности являются : производство зерна и кормов, производство мяса, молока и звероводческой продукции, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. В ходе осуществления данной деятельности задействованы, в том числе ферма, 2 скотных двора, зерносклад, при эксплуатации которых происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате этого, согласно материалам дела, СХА «Троицкая» осуществляется выброс в атмосферный воздух следующих веществ - аммиака, сероводорода, метана, метанола, фенола, этилформиата, пропиональдегида, гексановой кислоты, диметилсульфида, метантиола, метиламина, углерода диоксида, микроорганизмов. В результате указанной деятельности организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п.1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Из материалов дела следует, что 28.10.2011г. Управлением Росприроднадзора по Омской области проведена плановая проверка объектов хозяйственной деятельности СХА «Троицкая», в ходе которой выявлено, что на территории водосборной площади подземного водного объекта осуществляется складирование навоза крупнорогатого скота и твердых бытовых отходов, СХА «Троицкая» оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух посредством загрязнения его выбросами через имеющиеся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются участок животноводства, скотные дворы, склад зерна, зерноочистительный агрегат. В соответствии со ст. 23 ч.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в частности, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» принципов, обеспечивается в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ. Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц, фактически осуществляющих эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно п.8 ст. 15 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Судом установлено, что на момент проверки СХА «Троицкая» 28.10.2011г. разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ответчика отсутствовало. Кроме того, у ответчика отсутствовала нормативная и разрешительная документация в области охраны окружающей среды, а именно: инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. При этом, суд считает необходимым отметить, что наличие у СХА документов по консультированию и оформлению паспортов опасных отходов, по оказанию аналитических услуг, не освобождает СХА от обязанности иметь разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что прямо предусмотрено изложенными выше нормами. За данное правонарушение 03.11.2011г. председатель СХА «Троицкая» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. До настоящего времени у ответчика отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Положениями ч.1 ст. 30 ФЗ № 96 от 04.05.1999г., в числе прочих, установлены обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: предоставлять в установленном порядке своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха, соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами. Доказательств того, что ответчиком на момент рассмотрения дела судом требования выполнены в полном объеме, суду в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено не было. Таким образом, деятельность СХА «Троицкая» противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, в связи с чем суд признает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, рассматривая требование истца о сроке устранения нарушения, суд учитывает тяжелое финансовое положение ответчика и считает необходимым установить срок устранения нарушения требований природоохранного законодательства до 30.06.2012 года. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил : Признать деятельность сельскохозяйственной артели (колхоз) «Троицкая» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризации источников выбросов, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, незаконной. Обязать сельскохозяйственную артель (колхоз) «Троицкая» в срок до 30.06.2012 года устранить допущенные нарушения и в порядке, предусмотренном законом, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Взыскать с СХА «Троицкая» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей. Судья :