решение по иску прокурора в интересах Волохиной А.Э. к Администрации ТМР о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Дело №2- 552\2011

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе: председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Балашовой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 13 декабря 2011 года

Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора в интересах Волохиной А.Э. к Администрации Тюкалинского муниципального района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

Установил:

                  Тюкалинский межрайонный прокурор в интересах Волохиной А.Э. обратился в суд с иском к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обосновывая требования тем, что Волохина А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Хуторской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Тедер А.Э., как оставшейся без попечения родителей, была установлена опека, опекуном была назначена ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения жилищной комиссии Хуиторской сельской Администрации, распоряжением главы Администрации Хуторского сельского поселения -а Тедер А.Э. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. В период 2006- 2009 годы Тедер А.Э. обучалась в ГОУ ОО СПО «Тюкалинский педагогический колледж», БОУ НПО «профессиональное училище №27». По окончанию обучения Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области жилое помещение ей предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ Тедер А.Э. вступила в брак с ФИО6. В настоящее время Волохина А.Э., не имея собственного жилья, проживает по адресу: <адрес>, имеет ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          В судебном заседании, помощник Тюкалинского межрайонного прокурора Бреусова К.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

         Волохина А.Э. в судебном заседании требования прокурора поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в исковом заявлении, указав, что жилья в собственности не имеет, проживают с мужем у его родителей, зарегистрирована по месту жительства она в <адрес> у бабушки ФИО5.

         Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области - Глебович Н.В., действующая на основании доверенности, представила суду письменный отзыв на иск, в котором указала, что ответчиком исковые требования прокурора признаются в полном объеме. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Размер субвенций, выделенных Тюкалинскому муниципальному району в 2011 году, составил 693 000 рублей из областного бюджета и 1 493 000 рублей из федерального бюджета, данные средства пойдут на приобретение 3-х квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Волохина А.Э. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, она включена в Единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Тюкалинском муниципальном районе.В соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансирование вышеуказанных полномочий не является обязанностью муниципального образования. На основании статей 17, 18, 19, 20 3акона Омской области от 04.07.2008 года №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в случае недостаточности общего объема субвенций, рассчитанного в соответствии с настоящим Кодексом, местным бюджетам компенсируются из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Уполномоченные органы государственной власти в пределах своих полномочий обязаны своевременно и в полном объеме перечислять средства на реализацию переданных государственных полномочий местным бюджетам, а также осуществлять контроль за выполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий и использованием средств на реализацию данных полномочий. Таким образом, Тюкалинским муниципальным районом осуществляется реализация переданных субъектом Омской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем в объеме выделенных на осуществление данных полномочий денежных средств (субвенций) из областного бюджета, но в связи с недостаточностью выделяемых из бюджета Омской области денежных средств не представляется возможным обеспечить жилыми помещениями граждан из категории детей-сирот в полном объеме. В случае выделения субвенций из областного бюджета в полном объеме, лица, указанной категории были бы обеспечены жильем в досудебном порядке, поэтому непосредственной вины администрации района в не предоставлении жилья Волохиной А.Э. нет. Требование иска будет исполнено по мере поступления субвенций из бюджета Омской области.

В судебном заседании представитель ответчика Глебович Н.В. доводы, изложенные в отзыве поддержала, иск признала.

        Суд принял признание иска представителем ответчика, так как не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых правом интересов иных лиц.

        Представитель Министерства финансов Омской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором просил исключить Министерство финансов из числа лиц, участвующих в деле, поскольку главным распорядителем средств в данном случае является Министерство образования Омской области, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

                  Представитель Министерства образования Омской области, представитель Департамента недвижимости Администрации г.Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.

Представитель Правительства Омской области участия в судебном заседании не принимал, был извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просил дело рассмотреть без их участия, по существу дела указав, что государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с пунктом 15 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствие с Законом Омской области от 09.12.2010 года №1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» Тюкалинскому муниципальному району Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в сумме 2 196 108 рублей.

          Заслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

         Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      По ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возложение обязанности совершить определенные действия.

        В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

        При рассмотрении заявленных прокурором требований, судом учитывается, что постановлением главы Хуторской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Тедер А.Э., как оставшейся без попечения родителей, была установлена опека, опекуном была назначена ФИО5. В постановлении указано, что мать Тедер А.Э. осуждена к лишению свободы приговором Тюкалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

         Суду представлена справка МО МВД России «Тюкалинский» о то, что в отношении матери Тедер А.Э. по заявлению ФИО5 было заведено розыскное дело ДД.ММ.ГГГГ, которое было прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

         14.04.2008 года на основании решения жилищной комиссии Хуторской сельской Администрации распоряжением главы Администрации Хуторского сельского поселения -а Тедер А.Э. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. В дальнейшем она была включена в Единый регистрационный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по состоянию на 05.05.2011 года, утвержденный постановлением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 05.05.2011 года №216\5, позже- в Список, по состоянию на 23.11.2011 года, утвержденный постановлением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 23.11.2011 года № 404\11.

           Как установлено судом, в период 2006- 2009 годы Тедер А.Э. обучалась в ГОУ ОО СПО «Тюкалинский педагогический колледж», БОУ НПО «профессиональное училище №27». По окончанию обучения Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области жилое помещение ей предоставлено не было.

          ДД.ММ.ГГГГ Тедер А.Э. вступила в брак с ФИО6 (свидетельство о заключении брака 1-КН ), после заключения брака ей присвоена фамилия Волохина.

           По сведениям Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» Волохина (Тедер) А.Э., как собственник жилых помещений на территории г. Омска и Омской области не значится.

          Более того, судом установлено, что в настоящее время Волохина А.Э. не имея собственного жилья, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически с мужем и ребенком проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

          Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Волохина А.Э. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, состоит на учете в администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, значится в списке лиц, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, на учет поставлена в возрасте до 23 лет, закрепленного жилого помещения не имеет.                

         Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        В соответствии со ст. 4 названного ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

         Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

     Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного выше Закона, его положения также распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Такие условия обеспечения жилыми помещения позволяют данной категории граждан самостоятельно до достижения ими 23-летнего возраста обратиться за предоставлением указанной социальной поддержки.

     Одновременно гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан на данных условиях предусмотрено п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года.

         Положениями ст. 8 ФЗ № 159 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         При этом, исходя из анализа положений ст.ст.1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

         Положения ст. 5 названного Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

        Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В соответствии с п.п. 14, 15, 16 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 года №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к названному Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

        В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

        При этом, абзацем 2 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 года №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», установлено, что при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

    В соответствии с Законом Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Так, муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установлены субвенции, в частности Тюкалинскому муниципальному району Омской области в общей сумме 2 363 554,0 рублей.

       Ответчиком факт наличия права у Волохиной А.Э. на получение во вне очередном порядке жилого помещения, как относящейся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей не оспаривается; не предоставление жилого помещения обосновывается ответчиком лишь с отсутствием финансирования (субвенций). Указанные доводы, по мнению суда, не могут повлиять на право Волохиной А.Э. на получение благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.

        Учитывая вышеизложенное, суд считает, что обязанность по обеспечению Волохиной А.Э. благоустроенным жилым помещением должна быть возложена на администрацию Тюкалинского муниципального района, так как это не входит в обязанности Правительства Омской области, Министерства финансов Омской области, Министерства образования Омской области.

        При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области в интересах Волохиной А.Э. подлежат удовлетворению.

       Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,

Решил:

       Исковые требования Тюкалинского межрайонного прокурора в интересах Волохиной А.Э. к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

       Обязать Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской предоставить Волохиной А.Э. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

                 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в 10 дневный срок.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области                                                                              О.А.Кузнецова