Дело №2-1/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17.01.2012г. г. Тюкалинск Тюкалинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В., с участием: истца Громакова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громакова В.П. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Омской области, Отделу Военного Комиссариата Омской области по г. Тюкалинску и Тюкалинскому району о признании права на получение возмещения расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и установку памятника; возложении обязанности на УМВД России по Омской области возместить расходы на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и установку памятника; продлении срока на обращение за возмещением расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и установку памятника, УСТАНОВИЛ: Громаков В.П. обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указав, что является сыном ветерана (участника) ВОВ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ При обращении за получением компенсации расходов, связанных с погребением отца и установкой памятника ответчиками ему было отказано, в связи с тем обстоятельством, что в удостоверении участника ВОВ и Военном билете отчество умершего указано как «ФИО5», вместо «ФИО6». Указанное обстоятельство нарушает его права, как лица имеющего право на получение названного вида возмещения расходов. Иным способом, кроме судебного устранить нарушение его права не представляется возможным. В судебном заседании истец Громаков В.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске (л.д.5). Представитель ответчика - УМВД РФ по Омской области, участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (л.д.59), представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.70). В отзыве, заявленные требования не признал, полагая, что для восстановления нарушенных прав истцу необходимо установление юридического факта на основании п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ. Кроме этого, указал, что в случае установления соответствия в указании фамилии, имени и отчества ФИО3 архивным военным документам, в том числе, военному билету и удостоверению участника ВОВ, выданных на имя «ФИО4» выплата названных видов возмещения будет произведена в добровольном порядке (л.д.43-44, 46-47). Представитель ответчика - Отдела Военного Комиссариата Омской области по г.Тюкалинску и Тюкалинскому району, участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (л.д.56), ранее в отзыве просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме этого, указал, что с заявленными истцом требованиями к ним, как к ответчикам не согласен, поскольку, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", выплата компенсации затрат на погребение и установку памятников категории граждан, к которым относился отец истца производится за счет средств того федерального органа, где умерший проходил службу, в данном случае - органами МВД, в лице УМВД РФ по Омской области. В связи с указанным, просил признать их не надлежащими ответчиками (л.д.25-27). Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Изучив материалы дела, обозрев оригиналы орденских книжек, допросив свидетеля, выслушав истца, суд приходит к следующему. Российская Федерация, как социально-правовое государство устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, в том числе организацию достойного погребения и увековечивания их памяти. В числе способов достижения названной цели предусмотрены различные гарантии финансового, социального и организационного характера. Оказание ритуальных услуг ветеранам предусмотрено статьей 24 Федерального закона "О ветеранах". Согласно пункту 1 статьи 24 названного закона, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов войны производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников. Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Порядок и объем выплат предусмотрен положениями Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (с изменениями и дополнениями). Судом установлено, истец Громаков В.П., ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), является сыном ФИО3 и ФИО7 (л.д.13). Из свидетельства о рождении (л.д.14), копии паспорта (л.д.16), следует, что отец истца имел отчество «ФИО6». Из копии свидетельства о смерти (л.д.15) и справки о смерти (л.д.11) усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженец д. <адрес> умер ДД.ММ.ГГГГ В материалах дела представлены военные архивные справки, копия удостоверения участника ВОВ и копия военного билета, из которых усматривается, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р. был призван и проходил службу в в/ч № Стрелкового полка ВВ МВД в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10), аналогичные сведения о фамилии, имени и отчестве содержаться и в Регистрационном деле демобилизированных (л.д.30-32). Между тем, из сведений о составе семьи, в Военном билете, выданном на имя ФИО4 следует, что женой ФИО3 являлась - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ.р., в том числе поименован и сын В.П., ДД.ММ.ГГГГ.р. (л.д.10). При этом, адресом проживания семьи указана д<адрес> <адрес> <адрес>. В материалы дела представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ Атрачинского сельского поселения Тюкалинского района Омской области, согласно которой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. был зарегистрирован в д. <адрес> с рождения по 1997г. (л.д.71). Так же представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ Атрачинского сельского поселения Тюкалинского района Омской <адрес>, согласно которой лиц с ФИО - ФИО4 в похозяйственных и домовых книгах не значатся (л.д.71). Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО19 суду пояснил, что знает истца, как сына ФИО3, с которым свидетель призывался на службу в органы НКВД в период с декабря ДД.ММ.ГГГГ. Демобилизированы были также вместе. После демобилизации вплоть до смерти ФИО3 постоянно общались. Иных лиц с фамилией «Громаков» в указанные годы не знал, как призванных. В материалах Регистрационного дела демобилизированных свидетель ФИО19., ДД.ММ.ГГГГ.р. поименован (л.д.30-32), суду свидетелем также представлены копии орденской книжки и удостоверения ветерана ВОВ. Сомневаться в показаниях свидетеля у суда нет оснований, поскольку они согласуются с пояснениями истца и представленными документами. Из ответа Начальника Отдела военного комиссариата Омской области по г. Тюкалинску и Тюкалинскому району от 02.12.2011г. в адрес истца следует, что в установлении соответствия ФИО, поименованного в военно-учетных документах, в том числе в военном билете и удостоверении участника ВОВ, выданных на имя ФИО4 - ФИО3, истцу отказано и рекомендовано обратиться в суд (л.д.17-18). При этом, на основании несоответствия ФИО данным паспорта и свидетельства о смерти ФИО3 УМВД России по Омской области также отказано истцу в выплате компенсационных расходов на погребение ветерана ВОВ и установку памятника (л.д.19). Между тем, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что сомнений в том, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р. являлся ветераном (участником) ВОВ не имеется, а имеющиеся неточности в указании его отчества не могут быть поставлены в зависимость от фактически установленных обстоятельств прохождения Громаковым службы в органах МВД в период с ДД.ММ.ГГГГ.г. Указанное, по мнению суда является основанием для признания за истцом права на получение компенсационных выплат, предусмотренных законодательством на возмещение расходов по погребению и установке памятника участнику ВОВ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженцу д. <адрес> <адрес>, умершему ДД.ММ.ГГГГ Далее. Федеральный закон от 12.01.95г. № 5-ФЗ "О ветеранах", который предусматривает возмещение расходов, связанных с погребением умерших участников ВОВ (в том числе по изготовлению и установке надгробного памятника), за счет средств соответствующего органа, вступил в силу с 25.01.95г. В ч. 1 ст. 24 названного ФЗ установлено, что погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Статьей 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен особый порядок погребения и предоставления услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Нормы расходов на погребение указанных категорий граждан определены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников". Названным постановлением установлено, что в пределах установленных постановлением норм за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение: участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы). В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации при погребении сотрудников органов внутренних дел проведение похорон осуществляется в особом порядке: по решению начальника органа (подразделения) внутренних дел умершему в установленном порядке отдаются почести. По общему правилу, погребение сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, осуществляется по месту их последней службы. Организация похорон сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, возлагается на их прямых начальников. Начальник органа (подразделения) внутренних дел в день установления факта гибели (смерти) сотрудника обязан известить об этом ближайших родственников и создать комиссию по организации похорон. И только по просьбе близких родственников погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел может быть осуществлена перевозка их тел для захоронения по месту жительства родственников. Оплате за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу), подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников в соответствии с названной статьей, производятся за счет средств Минобороны России. Погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников. Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти умерших лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов (либо в соответствующий орган); документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле. Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Поскольку речь в п. 1 ст. 24 данного Закона идет о компенсации фактически понесенных расходов, то применять Закон следует ко всем соответствующим расходам, которые были произведены после вступления его в силу. Поскольку понесенные истцом расходы имеют место в период действия положений названного Закона № 5-ФЗ, таким образом, он вправе реализовать свое право на получение данного вида компенсации по фактически произведенным затратам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460, в пределах, установленных названным Постановлением. Из ответа Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области от 13.01.2012г. следует, что возмещение расходов на ритуальные услуги, изготовление и установку памятника участнику ВОВ производится на основании поручения УМВД по Омской области, направляемых в Центр сопровождения клиентских операций Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» (<адрес>) (л.д.68). Ответчиками не оспаривается прохождение службы Громаковым в органах МВД, указанное, кроме того, следует из имеющихся в материалах дела документах. Указанное подтверждено и истцом. В связи с чем, суд полагает требования, о возложении на УМВД России по Омской области обязанности произвести выплаты в счет возмещения расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и расходов на установку памятника ветерану Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., по фактически произведенным затратам, обоснованными и подлежащими удовлетворению в названной части. Доводы представителя УМВД России по Омской области о возможности устранить несоответствия в ФИО ФИО3 иным способом, судом отклоняются, как не нашедшие подтверждения в ходу судебного разбирательства. При учете конкретных обстоятельств дела и собранных доказательств, суд приходит к выводу, что из перечисленных законодательных актов, вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов, в данном случае УМВД России по Омской области оплатить истцу расходы на ритуальные услуги; изготовление и установку памятника ФИО3. Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.01.95г. № 5-ФЗ "О ветеранах", он распространяется на граждан РФ, а также на постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в соответствующих статьях Закона. Каких-либо специальных положений относительно необходимости увязки его действия с датой смерти ветерана Закон не содержит. В указанной связи, требование истца о продлении ему срока на обращение за возмещением расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и установку памятника, по сути, не является исковым и дополнительному обсуждению судом не требуется, в связи с чем, удовлетворению в этой части не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Громакова В.П. - удовлетворить частично. Признать право Громакова В.П. на получение компенсации расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и расходов на установку памятника ветерану Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. за счет средств Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области по фактически произведенным затратам. Возложить обязанность на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области произвести выплаты в счет возмещения расходов на ритуальные услуги при погребении ветерана Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р. и расходов на установку памятника ветерану Великой отечественной войны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., по фактически произведенным затратам, но в размере не более, установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994г. № 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников". В удовлетворении остальной части заявленных требований Громакову В.П. - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Омской областной суд, в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Тюкалинский городской суд Омской области, путем подачи апелляционной жалобы, при обязательном соблюдении процессуальной формы и содержания, предусмотренных статьёй 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судья Тюкалинского городского суда Омской области (подпись) Верно. Судья: Т.А.Васильева