Решение по иску Кривых А.Я. к администрации ТМР, БУЗОО `Тюкалинская ЦРБ` о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику, работающему в сельской местности



Дело № 2-57/2012

Решение

Именем Российской Федерации

09.04.2012г.       г. Тюкалинск

Тюкалинский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи      Васильевой Т.А.

при секретаре судебного заседания      Люличкиной Т.В.

с участием: истицы         Кривых А.Я.

представителя БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» Сартаевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривых А.Я. к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» о признании незаконным бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ», работающему в сельской местности, вышедшему на пенсию в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; о признании права на получение мер социальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области компенсировать расходы по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области незаконным, признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных платежей за жилое помещение и возложении обязанности на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки. В обоснование своих требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ являлась работником МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ», была уволена в связи с уходом на пенсию. До января ДД.ММ.ГГГГ. ей как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, с ДД.ММ.ГГГГ предоставление льгот прекратилось. В указанный период МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» являлась муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которой являлась администрация Тюкалинского муниципального района Омской области. Ответчиком - Администрацией ТМР ОО, до настоящего времени льготы и компенсации ей, как не работающему пенсионеру здравоохранения, а также как медработнику, работающему и проживающему в сельской местности, не выплачены. Не предоставляя названные меры социальной поддержки, ответчик нарушает ее права.

Просила признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и признать за ней право на получение названных мер социальной поддержки (л.д.5-8).

Позднее, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ, дополнив заявленные требования, просила о признании незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; о возложении обязанности на администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области по предоставлению названных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-150).

В судебном заседании истица Кривых А.Я. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исках (л.д.5-8, 148-150).

Представитель ответчика - Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Глебович Н.В. (л.д.54) в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д.143), просили дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.172). В представленных возражениях на иск, заявленные требования ответчик не признал в полном объеме, полагая, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения, поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, перечень полномочий органов местного самоуправления, установленный ст. 15, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ФЗ не отнесено. Установленные иными федеральными законами таких полномочий являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органами местного самоуправления (ст. 19 ФЗ №131-ФЗ). Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанность. До тех пор пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленным федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области. Производство по делу в части оспаривания бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по установлению мер социальной поддержки медицинских работников, а также о возложении обязанности по принятию таких мер, то есть о принятии нормативного правового акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ). Просили в иске отказать (л.д.86-88).

Представитель БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» Сартаева Н.С., действующая на основании доверенности (л.д.53) в судебном заседании поддержала требования истицы, пояснила, что действительно Кривых А.Я. работала фельдшером и заведующей Кабырдакской амбулатории, ранее именовавшейся Кабырдакской участковой больницей, являющейся структурным подразделением МУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на полную ставку. Кабырдаксакая участковая больница являлась структурным подразделением Тюкалинской районной больницы, в последующем реорганизованной в МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», которое ДД.ММ.ГГГГ переименовано в БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ». По выходу на пенсию истица неоднократно привлекалась для осуществления деятельности фельдшера и патронажной мед.сестры по срочному трудовому договору в Кабырдакскую амбулаторию на время отсутствия постоянно трудоустроенных работников в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 12 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 9 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес. 5 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 9 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) - патронажная медицинская сестра на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 6 дней) - фельдшер на полную ставку. Действительно в указанный период (ДД.ММ.ГГГГ.) истице не предоставлялись меры социальной поддержки.

Представитель третьего лица: Министерства финансов Омской области, участия в судебном заседании не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.157), предоставил суду отзывы на первоначальное и дополненное исковое заявление (л.д.35-40, 159-164), в которых указал, что требования истицы удовлетворению не подлежат, в связи с истечением срока для обращения в суд с иском, установленного ст.256 ГПК РФ. Также указал, что основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, которым в ст. 15 названного Закона, устанавливается перечень вопросов местного значения, являющийся исчерпывающим, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения для муниципального района. В ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет местных бюджетов на осуществление государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Поэтому правовые основания для возложения обязанности на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст.26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, следовательно, осуществляется при наличии возможности. Законами Омской области на 2009, 2010, 2011 г.г. приостановлено действие ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Предоставление мер социальной работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до установления органами местного самоуправления Омской области порядка и условий предоставления указанных мер социальной поддержки, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников. Федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация не исполнила обязательств по компенсации таких льгот, размер компенсации расходов медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

Представитель третьего лица: Правительства Омской области, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.155), представил возражения на иск (л.д.100-101, 167-169), в которых изложил позицию аналогичную позиции ответчика (администрации), просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Также указали, что до передачи соответствующих государственных полномочий Российской Федерации органам местного самоуправления в установленном законом порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на администрацию района. Действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. Поскольку суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный правой акт в виду того, что это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, производство по делу в части оспаривания бездействия подлежит прекращению по правилам ст.220 ГПК РФ, так как не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Положения Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан могут применяться только для расчета компенсации по отоплению и для расчета дополнительной меры социальной поддержки работникам муниципальных учреждений.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как правовое социальное государство, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела (л.д.17-25 - копия трудовой книжки), что Кривых А.Я. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером - заведующей Кабырдакской участковой больницы (амбулатории), которая являлась структурным подразделением МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», стаж работы в данной должности составляет 42 года 05 месяцев 3 дня, была уволена в связи с сокращением штата работников и выходом на пенсию, постоянно проживает в сельской местности (<адрес> (л.д.9-10, 14-16)).

Как следует из копии трудовой книжки (л.д.17-25), копий трудовых договоров (л.д.122-137) и приказов о приеме на работу (л.д.107-111), в период нахождения на пенсии Кривых А.Я. неоднократно привлекалась для осуществления деятельности фельдшера и патронажной мед.сестры по срочному трудовому договору в Кабырдакскую амбулаторию на время отсутствия постоянно трудоустроенных работников в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 12 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 9 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес. 5 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 9 дней) - фельдшер на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) - патронажная медицинская сестра на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 6 дней) - фельдшер на полную ставку, т.е. осуществляла трудовую деятельность в качестве медицинского работника в сельской местности при общем стаже более 10 лет, с полной занятостью на полную ставку (л.д.27). Статус пенсионера, уволенного из учреждения здравоохранения, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения с истицы не снимался, а только приостанавливался на период осуществления трудовой деятельности по срочному трудовому договору.

Указанное подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела кадров БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ» ФИО5

До ДД.ММ.ГГГГ Кривых А.Я. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопления, электроэнергии), с ДД.ММ.ГГГГ она получает меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг на электроснабжение и твердое топливо по льготной категории «пенсионер, уволенный из учреждения здравоохранения». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (копия трудовой книжки, сведения БУЗ ОО «Тюкалинская ЦРБ», справкой КУ «Центр социальных выплат по Тюкалинскому району») (л.д.26, 28, 29, 30, 55), и не оспаривается сторонами.

Кроме того, установлено, что муниципальное учреждение здравоохранения «Тюкалинская центральная больница» до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» (п.3), согласно п.8 Устава (в ред. № 5) - учреждение имеет в своем составе структурное подразделение - Кабырдакскую амбулаторию (<адрес>), ранее поименованную как филиал - Кабырдакская участковая больница (л.д.56-68).

      Согласно п. 2 Устава МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Тюкалинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ -р (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ ) учредителем МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» являлся Тюкалинский муниципальный район Омской области в лице администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.

       В судебном заседании установлено, что Кривых А.Я. по ДД.ММ.ГГГГ выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии для освещения жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Итак. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной нормы следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 названного закона, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривалось, что Кривых А.Я., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета по ДД.ММ.ГГГГ В спорный период Кривых А.Я.иным видом мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не пользовалась. По данным Бюджетного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Тюкалинскому району Омской области», истица и члены ее семьи в период до ДД.ММ.ГГГГ льготополучателями не являлись, ДД.ММ.ГГГГ по льготной категории «инвалид» льготополучателем является супруг Кривых А.Я. - Кривых В.Ф. (л.д.26). Сама Кривых А.Я., согласно представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ БУ ОО «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Тюкалинскому району Омской области» по настоящее время льготополучателем не является (л.д.151). Указанное, в силу положений названного Кодекса Омской области не лишает истицу права на получение, причитающихся ей мер социальной поддержки, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и как неработающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, имеющей общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшейся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку при определении размера компенсационной выплаты специализированной организацией будет производиться соответствующий расчет, с учетом нормы льготополучателя.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон), каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного Закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 названного Закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 названного Закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст. 35 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Согласно уведомлению об утверждении бюджетных ассигнований на 2008 год предусмотрены субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности.

При этом определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе, в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Из Устава Тюкалинского муниципального района Омской области следует, что в перечень вопросов местного значения не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения (ст. 4) (л.д.69-86).

Вместе с этим, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит, что требования по признанию незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.

Отсутствии необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе, медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения не является основанием для освобождения от выполнения данной обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, поскольку может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

С учетом приведенного анализа правовых норм, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика и третьих лиц об отсутствии у администрации Тюкалинского муниципального района самостоятельных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района, такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий у органа местного самоуправления.

Также, доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц о том, что положения ст.ст. 14, 15, 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан основан на ошибочном толковании норм материального права и не может быть принят во внимание.

При таких условиях, изменение правового регулирования не должно влиять на приобретенные гражданами в сфере социального обеспечения и защиты права, поскольку Российская Федерация как правовое социальное государство не может отказаться от выполнения принятых на себя публичных обязательств, отмена либо приостановление предоставления льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма возмещения.

Суд также отмечает, что органы местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях представляют муниципальное образование и от его имени приобретают и осуществляют права и обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Казна представляет собой всякое нераспределенное имущество.

На основании ч. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. До зачисления на бюджетный счет денежные средства не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.

В указанной связи, суд полагает, что удовлетворением требований о взыскании денежных средств за счет казны района будет отвечать интересам сторон, что не противоречит принципам законности и общеправовому принципу исполнимости судебных актов.

Довод о том, что истцом пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку нарушение права истицына предоставление мер социальной поддержки носит длящийся характер и продолжает нарушаться по настоящее время.

Установив в судебном заседании, что истица, находясь с ДД.ММ.ГГГГ на пенсии как не работающий пенсионер привлекалась к осуществлению трудовой деятельности в условиях применимых к ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", а также учитывая, что доказательств применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих предоставление Кривых А.Я. в спорный период мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства, ответчиком суду не предоставлено, суд приходит к выводу, что право Кривых А.Я. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период, указанный в исковом заявлении, судом установлено и подлежит признанию за истицей по основаниям, изложенным в ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".

       Кроме этого, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает требования истицы в части признания незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки не работающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ», обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки лиц указанной категории входило в компетенцию властных структур, в ведении которых находились соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.

       Из материалов дела следует, что МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» до 01.01.2012г. находилось в ведении Тюкалинского муниципального района Омской области. Распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011г. № 152-рп предусмотрена передача учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области, в собственность Омской области. Согласно п. 3.5 указанного распоряжения Правительства Омской области право собственности на учреждения возникает у Омской области с 01.01.2012г.

      В силу требований ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях ив порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004г. № 12-П и от 15.02.2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещение соответствующих расходов из бюджета другого уровня.

       Не доверять доказательствам, имеющимся в материалах настоящего дела, а также показаниям свидетеля, у суда нет оснований. Представленные документы отвечают требованиям достаточности и допустимости, показания свидетеля не противоречат пояснениям сторон и имеющимся в деле документам.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчик не предоставил суду доказательств, подтверждающих предоставление Кривых А.Я. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства.

       При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования Кривых А.Я. и признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению ей мер социальной поддержки, обязав ответчика предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии, используемой в качестве освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Кривых А.Я., как не работающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ»; исключаяпериоды ее работы в Кабырдакской амбулатории: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 12 дней) - фельдшер; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 9 дней) - фельдшер; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес. 5 дней) - фельдшер; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 9 дней) - фельдшер; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) - патронажная медицинская сестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 6 дней) - фельдшер, за которые на ответчика администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области следует возложить обязанность предоставить названные меры социальной поддержки Кривых А.Я., как медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница», поскольку при исполнении трудовых отношений по срочному трудовому договору в каждом исследованном случае, условия, предусмотренные правилами ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" были соблюдены, а по окончании срока действия каждого срочного трудового договора, статуса неработающего пенсионера истица не лишалась. Доказательств обратного суду не представлено.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

       Требования Кривых А.Я. - удовлетворить.

Признать за Кривых А.Я. право на получение мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению Кривых А.Я. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить Кривых А.Я. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, как медицинскому работнику МУЗ ОО «Тюкалинская центральная районная больница», работающему в сельской местности, а также неработающему пенсионеру, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, при строгом соблюдении положений ст. 322 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области (подпись) верно. Судья: Т.А.Васильева