Дело № 2-169\2012 Решение Именем Российской Федерации Тюкалинский городской суд Омской области В составе председательствующего судьи Быриной НА, При секретаре Федченко ЮС Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 29 марта 2012года Дело по иску Ковалевой В.И. к администрации Тюкалинского муниципального района о признании бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, Установил : Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, обосновывая свои требования тем, что с 1985года по 1998год являлась работником МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», была уволена в связи с уходом на пенсию. До января 2009г. ей как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, с 01.01.2009г. предоставление льгот прекратилось. В указанный период МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» являлась муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которой являлась администрация Тюкалинского муниципального района. Ответчиком до настоящего времени льготы и компенсации ей, как не работающему пенсионеру здравоохранения, не выплачены. Не предоставляя мер социальной поддержки не работающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения, ответчик нарушает ее права. Просила признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, обязать администрацию Тюкалинского муниципального района предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в период с 01.01.2009года по 31.12.2009года. Истица в судебном заседании требование поддержала и пояснила, что до января 2009года, как бывший медицинский работник, она получала компенсацию за отопление и электроэнергию, с 01.07.2010г. она получает меры социальной поддержки как инвалид. За период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. ответчик не предоставил ей меры социальной поддержки в виде компенсации за отопление. Просила обязать ответчика предоставить ей компенсацию за указанный период. Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Глебович Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель третьего лица - БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» Сартаева Н.С. в судебном заседании поддержала требования истицы, пояснила, что действительно Ковалева ВИ. работала медицинской сестрой в Солдатской участковой больнице с 01.01.1985г. по 22.09.1998г., на полную ставку. Солдатская участковая больница являлась структурным подразделением Тюкалинской райбольницы, в последующем реорганизованной в МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», которая 13.01.2012г. переименована в БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ». Действительно в указанный период ответчик не предоставлял истице мер социальной поддержки. Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что имеются процессуальные основания для прекращения производства по делу. У субъекта РФ - Омской области отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Истица не подтвердила, что до 31.12.2004г. ей предоставлялись соответствующие льготы. Правовых оснований для удовлетворения требований истицы нет. Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как правовое социальное государство, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение (*ст. 72 Конституции РФ). Федеральным законом № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (ст.1 ФЗ). Судом установлено, что Ковалева ВИ с 01.01.1985г. по 22.09.1998г. работала медицинской сестрой на полную ставку в Солдатской участковой больнице, которая ранее являлась структурным подразделением МУЗ «Тюкклинская ЦРБ», стаж работы в данной должности составляет 13 лет 08 месяцев 21 день, была уволена в связи с выходом на пенсию по состоянию здоровья, постоянно проживает в сельской местности (<адрес>). До 31.12.2008года Ковалевой ВИ. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопления, электроэнергии), с 01.07.2010г. она получает меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг на электроснабжение и твердое топливо по льготной категории «Инвалид». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (копия трудовой книжки, сведения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», справкой КУ «Центр социальных выплат по Тюкалинскому району»), не оспаривается сторонами. Кроме того, установлено, что муниципальное учреждение здравоохранения «Тюкалинская центральная больница» до 01.01.2012г. являлась муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» (п.3), согласно п.8 Устава ( в ред. № 5)- учреждение имеет в своем составе структурное подразделение - Солдатскую амбулаторию (<адрес>), ранее поименованную как филиал- Солдатская участковая больница. Согласно п. 2 Устава МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Тюкалинского муниципального образования от 14.06.2005г. № 211-р ( с изм. от 21.01.2011г. № 12\1) учредителем МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» являлся Тюкалинский муниципальный район в лице администрации Тюкалинского муниципального района. В судебном заседании установлено, что Ковалевой ВИ по 31.12.2008г. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии для освещения жилого помещения за счет средств областного бюджета. Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структура, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения(п.50 ст. 35). В п.2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ предусмотрено соблюдение условий при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, в частности: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий \в том числе единовременных\ и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда 9включая надбавки и доплаты\, размеров и условий выплаты пособий \в том числе и единовременных\ и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061 -ФЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» ( с изм. и доп.) предусмотрено, что неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки \ в том числе льготами\ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и компенсации расходов на оплату жилого помещения, компенсации расходов на оплату твердого топлива, природного газа, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Согласно п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъектв РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В силу п.п.3-4 ст. 37 указанного Закона Омской области Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области. Кроме того, согласно ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет \местный бюджет\. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Частью 4 ст. 55 указанного Федерального закона предусмотрено, что в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона, согласно которой, общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральным законом, и иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральным законом. Таким образом, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, поэтому предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения до 01.01.2012года относилось к полномочиям органов местного самоуправления. При этом суд учитывает, что Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 29.12.2009г. № 1219 -ОЗ действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан было приостановлено, за исключением мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки. Распоряжением Правительства Омской области «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010год» № 140-рп от 07.10.2009г. предусмотрено, что в случае сокращения в 2010году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010г. являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий. Согласно определению Конституционного суда РФ от 07.02.2008г. № 383-О-П правовое регулирование, закрепленное в п.50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона, не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в определении от 03.02.2010г. № 136-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Таким образом, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления, освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям \бездействию\ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия \бездействие\, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из разъяснения постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий \бездействия\ органов государственной власти, органов местного самоуправления…» от 10.02.2009г. № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования истицы в части признания незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки не работающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ», обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки лиц указанной категории входило в компетенцию властных структур, в ведении которых находились соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Тюкалинского муниципального района. Из материалов дела следует, что МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» до 01.01.2012г. находилось в ведении Тюкалинского муниципального района. Распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011г. № 152-рп предусмотрена передача учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области, в собственность Омской области. Согласно п.3,5 указанного распоряжения Правительства Омской области право собственности на учреждения возникает у Омской области с 01.01.2012года. В силу требований ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях ив порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004г. № 12-П и от 15.02.2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещение соответствующих расходов из бюджета другого уровня. Судом установлено, что Ковалева ВИ с 01.07.2010г. пользуется мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (электроснабжение) по льготной категории «Инвалид», также за 2010г. и 2011г. реализовала свое право на меры социальной поддержки по приобретению твердого топлива (дрова, уголь). За период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. она не получила меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчик не предоставил суду доказательств, подтверждающих предоставление Ковалевой ВИ в период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования признать бездействие администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки Ковалевой ВИ и обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки не работающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ», Ковалевой ВИ в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. Суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании требований п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению Ковалевой В.И. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади незаконным. Обязать администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить не работающему пенсионеру, уволенному из муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница», Ковалевой В.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за период с 01.01.2009года по 31.12.2009года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тюкалинский городской суд в течении 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья :