решение по иску Файзуллиной И.С. к администрации ТМР о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер соц поддержки мед работнику, взыскании компенсации расходов



                                                                                                                          Дело № 2-244\2012

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Балашовой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 21 июня 2012 года

Дело по иску Файзуллиной И.С. к администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику и взыскании компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения,

Установил:

         Истица обратилась в суд с первоначальным иском к ответчику о признании незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению ей мер социальной поддержки, признании ее права на получение мер социальной поддержки, как медицинским работником, в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

           В обоснование заявленных требований истицей было указано, что с 26.11.2010 года по настоящее время является работником бюджетного учреждения здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ», по 31.12.2011 года ей не предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

          В судебном заседании требования иска истицей были уточнены. Файзуллина И.С. просила суд признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению мер социальной поддержки ей, как медицинскому работнику, взыскать с ответчика за счет казны Тюкалинского муниципального района Омской области компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года в размере <данные изъяты> копеек.

           Истица в судебном заседании дополнительно к изложенному выше пояснила, что работает в Нагибинской участковой больнице в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Тюкалинская ЦРБ» с 26.11.2010 года, с указанного времени постоянно проживает в жилом доме по адресу : <адрес>.

           Представитель ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района Глебович Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Представила возражения на иск, где указала, что отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области по осуществлению мер по предоставлению социальной поддержки медицинским работникам. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления, которая, прежде всего, проявляется в том, что они не входят в систему органов государственной власти. Нормативным правовым актом, определяющим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.Таким образом, органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Законе № 131-ФЗ. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона № 131-ФЗ не отнесено.В случае, если полномочия органов местного самоуправления не отнесены Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органам местного самоуправления (статья 19 Закона № 131-ФЗ). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными законами в порядке, установленном Законом № 131-ФЗ. Такой федеральный закон согласно пункту 6 статьи 19 Закона № 131-ФЗ должен содержать положения, в том числе способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные государственные минимальные социальные стандарты, а также перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. При этом положения федеральных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления иными государственными полномочиями, должны вводится в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (часть 7 Закона № 131-ФЗ). В свою очередь, соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Таким образом, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Как уже указывалось ранее, финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджетов (часть 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью (абзац 2 пункта 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). Кроме того, как отметил Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 года №5-П, конституционная природа Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства в пределах своих полномочий, и самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, с одной стороны, и гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (статья 7, часть 1; статья 19, часть 2; статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации). Выполнение этой задачи обеспечивается как неукоснительным соблюдением финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравниванием уровней их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства. Бюджетные средства Тюкалинскому муниципальному району на предоставление мер социальной поддержки работникам медицинских учреждений не выделялись. В связи с этим до тех пор, пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области. Кроме того, в соответствии со ст.256 ГПК РФ для обращения в суд по оспариванию действия (бездействия) органа местного самоуправления установлен трехмесячный срок, причины пропуска указанного срока не указаны.

           Представитель Министерства финансов Омской области ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, представил суду отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. В отзыве представителем указано, что в соответствие с требованиями ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года, которым в ст.15 устанавливается перечень вопросов местного значения, являющийся исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения для муниципального района. В ч.2 ст. 15.1 данного ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет местных бюджетов на осуществление государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Поэтому правовые основания для обязания администрации Тюкалинского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Согласно п. 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Законами Омской области на 2009, 2010, 2011 года приостановлено действие ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Ссылки истца на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельным, Кодекс не устанавливает расходных обязательств муниципальных образований Омской области. Предоставление мер социальной работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Истицей заявлено требование о признании незаконным бездействия, в месте с тем не доказан его состав. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно- они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников. Федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация не исполнила обязательств по компенсации таких льгот, размер компенсации расходов медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

               Представитель третьего лица - БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» ФИО5, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, ранее в судебном заседании требования Файзуллиной И.С. поддержала.            

               Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля администрации Тюкалинского муниципального района ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

               Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

               В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

                Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как правовое социальное государство, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

                Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

                 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение (ст.72 Конституции РФ).

                Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (ст.1 ФЗ).

                Судом установлено, что муниципальное учреждение здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» до 01.01.2012г. являлась муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», согласно п.п.1 п.1.11 Устава ( в ред. № 5) - учреждение имеет филиал - Нагибинскую участковую больницу (с.Нагибино, пер.Больничный, д.1)

              Согласно п.2 Устава МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Тюкалинского муниципального образования от 14.06.2005г. -р (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ ) учредителем МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» являлся Тюкалинский муниципальный район в лице администрации Тюкалинского муниципального района.

                Муниципальное учреждение здравоохранения «Тюкалинская ЦРБ» распоряжением правительства Омской области от 02.11.2011г. -рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований Омской области» и распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 27.12.2011г. -р «Об утверждении редакции Устава бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Тюкалинская центральная районная больница» переименована в БУЗОО «Тюкалинская центральная районная больница».

                Кроме того, в судебном заседании установлено, что Файзуллина И.С. с 26.11.2010 года работает постоянно на полную ставку фельдшером Нагибинской участковой больницы, которая является структурным подразделением БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», постоянно проживает в сельской местности ( <адрес>). За указанный в иске период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года истице меры социальной поддержки в виде компенсации компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения и на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения не предоставлялись. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (копия трудовой книжки, сведения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», КУ «Центр социальных выплат по Тюкалинскому району»), не оспаривается ответчиком.

                 В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена в ст. 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года, а именно, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

                Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано властным структурам, в ведении которых находятся существующие организации здравоохранения (п.50 ст.35).

                В п.2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено соблюдение условий при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, в частности: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда \включая надбавки и доплаты\, размеров и условий выплаты пособий ( в том числе и единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года.

                В соответствии с положениями ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», действовавшего до 31.12.2011года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

               Согласно п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъектов РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

                 В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законами субъекта РФ. Часть 5 указанной статьи определяет, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

                 Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061- ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» ( в ред., действовавшей до 31.12.2011г.) работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской области предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

                  Подпунктами 1,3 п.2 ст. 36 указанного Закона установлено, что компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера).

                 Подпунктом 4 п.2 данной статьи компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника, производится исходя из расчета 123 кВт\час в год на работника (неработающего пенсионера).

                В силу п.3, п.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061- ОЗ (действовавшего до 31.12.2011года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки ( в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

                Согласно ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.(ч.5).

                 Частью 4 ст. 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона, согласно которой, общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральным законом, и иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральным законом.

               Таким образом, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано было властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, поэтому предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения до 01.01.2012года относилось к полномочиям местного самоуправления.

               В судебном заседании было установлено, что причиной прекращения предоставления льгот медицинским работникам, послужило приостановление: п.п.2 п.1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093- ОЗ «Об областном бюджете на 2009год» действия ст.ст.36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 01.01. по 31.12.2009 года, п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010год», Закона Омской области от 19.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 01.01. по 31.12.2010 и 2011года, соответственно, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.

               Тем более, что закрепленное в ч.1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

                 В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, введено только с 01.01.2012 года.

                Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.02.2010 года № 136-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

                   Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит доводы представителя ответчика, изложенные выше необоснованными, считает требования истицы по признанию незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику подлежащими удовлетворению.

                  В силу требований ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципальных образований.

                   Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года № 12-П и от 15.05.2006 года № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

                   Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

                    В соответствии с ч.3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Казна представляет собой всякое нераспределенное имущество.

                  На основании ч.2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. До зачисления на бюджетный счет денежные средства не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.

                 Исходя из изложенного, суд считает что исковые требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

                 Принимая во внимание, что не предоставление мер социальной поддержки существенно затрагивает права Файзуллиной И.С., суд считает необходимым взыскать с администрации Тюкалинского муниципального района за счет средств казны Тюкалинского муниципального района в пользу истицы денежные средства в сумме <данные изъяты>. Размер денежной компенсации суд определяет, исходя из заявленных исковых требований за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 года

                Расчет компенсации понесенных Файзуллиной И.С. расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, представленный истицей, произведен в соответствии с требованиями ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и ответчиком не оспаривается.

               Доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ о предоставлении истице мер социальной поддержки за спорный период в указанной сумме ответчиком суду не предоставлено.

              Суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании требований п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

                    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

                   Исковые требования Файзуллиной И.С. удовлетворить.

                   Признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению Файзуллиной И.С. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.

                  Взыскать с администрации Тюкалинского муниципального района Омской области за счет казны Тюкалинского муниципального района Омской области в пользу Файзуллиной И.С. компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения и на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года в размере <данные изъяты>.

                 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области                                                                                                      О.А.Кузнецова