По делу № 2-50 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 января 2011 года г. Набережные Челны Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Низамовой Ж.М. с участием помощника прокурора Садыкова Р.Р. представителя истца Гизатуллина А.Э. представителя соистца Гусмановой К.Г. ответчика Халфиной В.Г. представителя ответчика Удовенко А.Ю. третьего лица Махмутова А.Р., при секретаре Мурзахановой Р.Р. у с т а н о в и л: <данные изъяты> обратилось в Тукаевский районный суд РТ с вышеназванным иском, указывая, что Халфина В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ году работала в составе гражданского персонала войсковой части <данные изъяты>, статуса военнослужащего не имеет. ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части, не имея законных оснований, заключил с ответчиком договора социального найма и найма специализированного жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: РТ, <адрес>. Заключенные договора найма являются ничтожными, оснований для заключения договора не имелось, ответчик не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения. Просит выселить ответчика путем расторжения с ней договоров найма жилого и специализированного жилого помещения со снятием с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Определением Тукаевского районного суда РТ к участию в деле в качестве соистцов привлечены муниципальное образование «<данные изъяты>» и муниципальное образование «<данные изъяты>» Тукаевского муниципального района РТ. В судебное заседание представитель соистца – муниципального образования «<данные изъяты>» в суд не явился, поступила факсограмма о рассмотрении дела без их участия, с иском согласны, просят его удовлетворить. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно статьи 167 гражданского процессуального кодекса РФ. Представитель истца от иска к Халфиной В.Г. отказался. В судебном заседании представитель соистца - <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ с иском не согласилась, так как ответчик является жительницей их сельского поселения, является нуждающейся, против выселения. Не отрицала заключение договоров найма с ответчиками и ТСЖ «<данные изъяты>» по договоренности с воинской частью для оплаты коммунальных услуг. Изначально дом должен был перейти в муниципальную собственность <данные изъяты>, но в последний момент в исполкоме сообщили, что дом остается в собственности Тукаевского муниципального района РТ, почему она не знает. Ответчик Халфина В.Г. с иском не согласна, пояснила, что она является пенсионером <данные изъяты>, уволена в связи с организационно-штатными мероприятиями, является ветераном боевых действий. Ей положено жилье, так как она имела неприватизированную однокомнатную квартиру в городе, где проживала с взрослым сыном. Рапорта на улучшение жилищных условий ею подвались неоднократно, но в войсковой части сначала обеспечивали жильем офицеров, а затем только сержантский состав. А когда встал вопрос об увольнении, и так как освободились квартиры в связи с выездом, а ей полагался жилищный сертификат, она вновь написала рапорт, чтобы ей предоставили жилье в спорном доме, что и было сделано. Представитель ответчика Удовенко А.Ю. оснований для удовлетворения иска не находит. Третье лицо – Махмутов А.Р. с иском не согласен и пояснил, что в период распределения квартир, он состоял в воинской части №, дислоцирующейся в <адрес>, в должности заместителя командира по тылу и был председателем жилищно-бытовой комиссии при воинской части. Всем, кому предоставлено жилье по договору найма, в том числе и по договору найма специализированного жилого помещения, жилье было предоставлено как нуждающимся военнослужащим воинской части, с того времени, как квартиры начали освобождать офицеры. Полагает, что командир воинской части вправе был на основании положения от имени воинской части заключать договора найма. Спорный дом всегда относился к воинской части, изначально относился к <данные изъяты>, затем к <данные изъяты>. После того, как стал решаться вопрос о ликвидации воинской части, то по договоренности с сельским советом и с ТСЖ для оплаты коммунальных услуг, тем, кому было перераспределено жилье стали заключать договора найма с ТСЖ. Выслушав явившихся лиц, изучив и огласив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора и представителя органа опеки и попечительства, возражавших против выселения ответчиков из жилого помещения, и судебные прения, учитывая, что соистец – муниципальное образование «<данные изъяты>» от иска не отказываются, суд принимает решение по существу спора об отказе в удовлетворении иска по основаниям нижеизложенным. Так статья 124 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации до 1 января 2005 г. должно было передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Пунктом 1,2, 3 Постановления Правительства РФ от 6 октября 1999 года № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться следующие находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), перечень которых составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления и финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьей 3 Закона Республики Татарстан от 31января2005года № 42-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Тукаевский муниципальный район» и муниципальных Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 15 вышеназванного Федерального Закона предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. То есть, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. N 170-О и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 453-О. Пунктом 6 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Пунктами 1, 28, 35, 37 инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденной приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, действовавшей до 30 сентября 2010 года, предусмотрено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией и включение военнослужащих в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) производиться на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях. Распределением поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами, в том числе с выписками из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона), относящимися к решению данного вопроса, представляется на утверждение начальнику гарнизона. По правилам статьи 687 Гражданского кодекса РФ, договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок; разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает. Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре: если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния и в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством. В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях. В силу статьи 83 Жилищного кодекса РФ, расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использования жилого помещения не по назначению. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя. По правилам статьи 91, 103 Жилищного кодекса РФ, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. Частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. В соответствии с статьей 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и (или) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Так материалам дела установлено следующее. Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) принято решение от расформировании до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> спасательного центра (<данные изъяты>), в связи с чем приказано закрепленное за спасательным центром на праве оперативного управления недвижимое имущество в федеральную собственность через <данные изъяты>. Из письма заместителя руководителя <данные изъяты> следует, что их распоряжением №-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Войсковой частью <данные изъяты>» на основании постановления <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ и по согласованию в настоящее время жилой <адрес> в <адрес> муниципального района РТ передан в собственность муниципального образования «<данные изъяты>». Из постановления <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) следует, что указанный жилой дом должен быть передан в муниципальную собственность <данные изъяты> после возникновения права собственности и утверждения передаточного акта. Из передаточного акта, утвержденного руководителем территориального <данные изъяты> в РТ от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что спорный жилой дом от войсковой части <данные изъяты> передан в собственность Тукаевского муниципального района РТ. По сведениям, содержащимся в трудовой книжке и военном билете, Халфина В.Г. являлась военнослужащей по контракту воинской части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена в связи с ликвидацией организации. Согласно удостоверению Халфина В.Г. является ветераном боевых действий. По сведениям с места жительства ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в спорной квартире. По справкам из <данные изъяты>, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан Халфина В.Г. собственником жилого помещения не является. Из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиком и войсковой частью № в лице командира части полковника Гибадуллина Р.З., следует, что на основании решения о предоставлении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Халфиной В.Г. предоставлена на состав семьи <данные изъяты> человек <данные изъяты> квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>. Из ответов <данные изъяты> и <данные изъяты> следует, что ответчик государственным жилищным сертификатом не обеспечивался. Из пояснений сторон следует, что спорная квартира предоставлена ответчику после ее освобождения военнослужащим офицерского состава войсковой части №. Анализ вышеизложенных нормативно-правовых актов, материалы дела, пояснения сторон, позволяют суду сделать следующие выводы. Спорная квартира, располагающаяся в жилом <адрес> муниципального района РТ, находящемся до ДД.ММ.ГГГГ в оперативном управлении войсковой части № <данные изъяты>, правомерно была предоставлена на основании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части № ответчику, которая на ДД.ММ.ГГГГ являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий военнослужащей, и не могла быть уволена с военной службы без предоставления ей жилья в соответствии с жилищными нормами по избранному ее месту согласно пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В силу прямого указания Закона вышеуказанный жилой дом, как находящийся в границах территории муниципального образования <данные изъяты>, и Уставом муниципального образования «<данные изъяты>» не предусмотрено наличие своего жилого фонда в районе, а так же на основании постановления <данные изъяты> Тукаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, является в настоящее время муниципальной собственностью <данные изъяты>, и утратил статус служебного и специализированного жилого помещения в связи с тем, что назначение вышеуказанных жилых помещений было связано с прохождением военной службы. То есть, наймодателем жилых помещений, располагающихся в <адрес> муниципального района РТ в настоящее время является не муниципальное образование «<данные изъяты> и не <данные изъяты>, отказавшихся от иска к Халфиной В.Г., а муниципальное образование «<данные изъяты>», которое так же как и истец не поддерживает исковые требования и возражает против выселения ответчика из предоставленного ей жилого помещения, так как ответчик является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Правовых оснований для выселения ответчика из спорного жилья и снятии ее с регистрационного учета не имеется. Следовательно, в иске <данные изъяты> и муниципальному образованию «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» необходимо отказать в полном объеме. Более того, товарищество собственников жилья «Новый», как следует из пояснений третьего лица Махмутова А.Р., заключило с ответчиком договор найма спорного жилого помещения по согласованию с муниципальным образованием «<данные изъяты>» для осуществления коммунальных платежей, что не оспаривалось представителями истца и соистцов. Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что заключение договоров найма, в том числе найма специализированного жилого помещения и социального найма командиром войсковой части № противоречит положениям Федерального Закона «О статусе военнослужащих». Однако, реализация военнослужащего своего права на жилье, не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения или неисполнения командиром войсковой части положений Федерального Закона «О статусе военнослужащих», в том числе по обязательному обеспечению жилым помещением военнослужащего, имеющего выслугу лет <данные изъяты> лет и более и увольняемому в связи с изменениями организационно-штатного характера. При этом суд полагает так же необходимым отметить, что неисполнение должностными лицами муниципального образования «<данные изъяты>» постановления <данные изъяты> администрации Тукаевского муниципального района РТ о передаче спорного дома в муниципальную собственность <данные изъяты> Тукаевского муниципального района привело к тому, что ответчики проживают в спорном жилом помещении без оформления соответствующего договора. Более того, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является не правом, а обязанностью администрации муниципального образования и решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов, а именно, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных сертификатов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части, а не какого-либо иного органа. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. N 170-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 453-О). На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, решил: Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд РТ путем подачи кассационной жалобы или представления через Тукаевский районный суд РТ. Судья: подпись Ж.М.Низамова «Копия верна» Судья Тукаевского районного суда Ж.М.Низамова Вступило в законную силу «___»______________20___ года Судья Тукаевского районного суда Ж.М.Низамова
образований в его составе установлены границы территорий следующих муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район", в том числе, <данные изъяты>.