О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий



По делу № 2-211/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года гор. Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Низамовой Ж.М.

с участием представителя заявителя Мингазетдинова М.С. и Петрова Н.А.

представителя исполкома Тукаевского муниципального района РТ Богородской Ч.Р.

представителя третьего лица Фарраховой Р.М.

при секретаре Пугачевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сабировой ФИО13 об оспаривании отказа исполкома Тукаевского муниципального района РТ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключении из общей площади жилого дома площади холодной пристройки,

у с т а н о в и л:

Сабирова Х.С. обратилась в Тукаевский районный суд РТ с вышеназванным заявлением указывая, что она является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны Сагдеева Ф.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, и на момент его смерти находилась на его иждивении, повторно замуж не вышла, что подтверждается копией свидетельства о браке, справкой военного комиссариата и свидетельством о смерти.

Живет она со своим сыном, Сагдиевым М.Ф., <данные изъяты>, в частном доме, который выстроила на собственные средства после пожара в 2006 году и зарегистрировала 29 декабря 2009 года. Дом маленький, общая площадь 39,8 кв. метров, с холодной пристройкой площадью 20,5 кв. метров, используемой в качестве веранды, водоснабжение и канализация отсутствуют, что подтверждается выпиской из домовой книги, свидетельством о государственной регистрацией права собственности, техническим паспортом, и справкой, выданной Тукаевским участком МРФ № 8 РГУП БТИ.

В августе 2011 года она получила письмо № 1186 от 01 августа 2011 года от руководителя комитета Тукаевского района РТ, что она является собственником жилого помещения общей площадью 60, 3 кв. метров, износ дома-0% и ее обеспеченностью жильем выше учетной нормы, в связи с чем оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

Она считает отказ незаконным, так как общая площадь дома 39,8 кв. метров, холодный пристрой не должен быть включен в жилую площадь.

Согласно Указу Президента РФ она имеет право на жилую площадь 36 кв. метров, а ее сын 18 кв. метров, то есть общая площадь должна оставлять 54 кв. метра, тогда как у нее 39,8 кв. метров.

Просит исключить из общей площади жилого дома 60,3 кв. метра площадь холодной пристройки 20,5 кв. метров и признать общую площадь жилого дома 39,8 кв. метров и признать незаконным отказ исполкома Тукаевского района РТ в улучшении ее жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

Представитель заявителя Мингазетдинов М.С. заявление поддержал, подтвердил изложенное в нем.

Представитель заявителя Петров Н.А. Пояснил, что при определении учетной нормы считает возможным руководствоваться Указом президента РФ, сложившейся судебной практикой, а не нормативным документов органов местного самоуправления.

Представитель исполкома Тукаевского муниципального района РТ просит применить сроки исковой давности, так как заявителю письмо-ответ направлено в августе, а срок обжалования составляет три месяца. Кроме того, заявитель обеспечена жилой площадью, поэтому права на постановку на учет не имеет. Площадь 36 кв. метров, о которых говорит представитель заявителя –это норма предоставления жилого помещения, а в Тукаевском районе РТ норма постановки на учет 18 кв. метров, то есть заявитель даже при исключении площади холодного пристроя из общей площади не будет являться нуждающейся. Они не являются уполномоченным органом для внесения изменений в техническую документацию и правоустанавливающие документы.

Представитель Тукаевского участка РГУП «БТИ» № 8 МСА ЖКХ РФ не согласна с заявлением, так как технический паспорт и постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на заявительной основе и так как в настоящее время не требуется предоставления проектно-сметной документации, то технический паспорт заполняется на основании абриса, составляемого специалистом после обследования объекта на местности. И если заказчик указывает пристрой как пристрой, а не веранду, то эти данные и вносятся. С момента выдачи технического паспорта прошло более двух лет, претензий со стороны заказчика не было. В настоящее время по Закону «О кадастре недвижимости» заявитель вправе внести изменений в ГКН и в технический паспорт, в случае, если внесенные данные являются ошибкой или требуется уточнение площади.

Выслушав участников процесса, изучив и огласив материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

По правилам части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Поскольку представителем исполкома Тукаевского муниципального района РТ не представлено письменных доказательств направления заявителю уведомления об отказе в улучшении жилищных условий, то суд рассматривает заявление по существу.

Статьей 2 Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" установлено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Частью 3 статьи 23.2 вышеназванного Закона предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании статьи 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Постановлением руководителя исполкома Тукаевского муниципального района РТ от 21 июня 2006 года № 159 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся установлена в размере не более 18 кв. метров общей площади жилого помещения.

Из материалов дела (л.д. 9,10,17,18) следует, что Сабирова Х.С. находилась на иждивении мужа, участника Великой Отечественной войны, Сагдеева Ф.Г. и повторно замуж не вышла, с заявлением о принятии ее на учет в улучшении жилищных условий обратилась в исполком Тукаевского муниципального района РТ 12 апреля 2011 года.

Из уведомления за подписью руководителя исполкома Тукаевского муниципального района РТ (л.д.23) в адрес Сабировой Х.С. следует, что в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей отказано.

Согласно свидетельству о регистрации права собственности (л.д. 16) Сабирова Х.С. является собственником жилого дома общей площадью 60,3 кв. метра с 29 декабря 2009 года.

Из исследованного в ходе судебного заседания оригинала технического паспорта (оборот листа 15) следует, что в общую площадь жилого дома включена общая площадь холодного пристроя, учтенного как часть жилого дома (литера а).

Согласно акту осмотра (абрису) жилого дома, располагающемуся по вышеуказанному адресу, от 08 июля 2009 года следует, что осмотр дома производился в присутствии Сабировой Х.С.

По выписке из домовой книги (л.д. 20) Сабирова Х.С. зарегистрирована в вышеуказанном доме 30 сентября 2006 года.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что заявитель является собственником жилого помещения и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы, в том числе и без учета площади холодного пристроя (60,3-20,5=39,8 кв. метров).

Следовательно, отказ в постановке на учет Сабировой Х.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по Тукаевскому муниципальному району РТ является правомерным.

Доводы представителя заявителя о том, что учетная норма в данном случае должна составлять 36 кв. метров противоречит положениям статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» и статьи 50 Жилищного кодекса РФ, так как 36 кв. метров-это норма предоставления жилой площади, а 18 кв. метров - это учетная норма жилой площади, определенная на территории Тукаевского муниципального района РТ, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Специальная учетная норма данными нормами не установлена.

Доказательств непригодности имеющегося у заявителя в собственности жилья не представлено.

Не представлено так же доказательств и относительно ее нуждаемости в предоставлении другого жилого помещения с более высоким уровнем благоустроенности в связи с состоянием здоровья и возрастом и не возможностью проживать в собственном доме с автономным газовым отоплением и центральным газоснабжением, без санузла в квартире и без водопровода.

Согласно акту обследования жилого дома, принадлежащего Сабировой Х.С., жилой дом пригоден для проживания.

Так в соответствии с пунктом 41 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

В правоустанавливающие документы и техническую документацию изменения вносятся по заявлению, в том числе собственника имущества, специально уполномоченными органами либо после внесения учета изменений в сведения государственного кадастра недвижимости без заявления правообладателя (статья 8, 18 и 21 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), а не исполкомом Тукаевского муниципального района РТ.

Более того, частью 2 статьи 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного данной частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, в удовлетворении заявления Сабировой Х.С. необходимо отказать в полном объеме.

Имеются и иные основания для отказа в удовлетворении заявления, так из заявления следует, что уведомление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий заявителем получено в августе, тогда как она в суд обратилась за пределами трехмесячного срока-02 февраля 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Сабировой ФИО14 о признании решения жилищной комиссии № 7 а от 21 апреля 2011 года исполкома Тукаевского муниципального района РТ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по Тукаевскому муниципальному району РТ незаконным и возложении обязанности об исключении из общей площади жилого <адрес> <адрес> <адрес> площади холодной пристройки в размере 20,5 кв. метров, и признании общей площади жилого дома 39,8 кв. метров отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тукаевский районный суд.

Судья: