об отказе совершать нотариальные действия



Дело № 2-1266/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2012 года                                                                 г. Набережные Челны

Тукаевский районный суд РТ в составе

председательствующего судьи Такаевой Н.Г.

при секретаре Шайдуллиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Бадретдинова Ф.Г. на отказ совершать нотариальные действия,

установил:

Бадретдинов Ф.Г. обратился в Тукаевский районный суд с вышеназванной жалобой, указывая, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к нотариусу Кубиевой Х.Х. с заявлением об оформлении наследства, открывшегося после смерти Сахипзяновой Р.С.. Однако нотариус отказал ему в оформлении наследства по тем основаниям, что завещание удостоверено ненадлежащим органом.

Заявитель просит обязать нотариуса выдать ему свидетельство о праве на наследство по завещанию.

В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал жалобу и просил её удовлетворить, указывая, что умершая Сахипзянова Р.С. являлась тетей заявителя и при составлении завещания она выразила свою волю, находилась в здравом уме, никакого давления на нее никем не оказывалось.

Нотариус Кубиева Х.Х. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена.

Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствии.

Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сахипзянова Р.С. составила завещание, согласно которого все свое имущество, в том числе и квартиру, расположенную <адрес>, состоящую их двух комнат, все домашнее имущество и земельную долю площадью <данные изъяты>, расположенную <адрес> завещала Бадретдинову Ф.Г. (копия завещания прилагается).

Данное завещание удостоверено заместителем председателя Сельского Совета. Оно не отменено и не изменено.

Как показал представитель заявителя, в момент составления завещания Сахипзянова Р.С. находилась в здравом уме, на учетах у психиатра и нарколога не состояла, что подтверждается документально (справка прилагается), принуждения и насилия, давления со стороны кого-либо на нее не было. Она сама добровольно выразила свое желание.

Согласно свидетельства о смерти Сахипзянова Р.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности нотариуса Кубиевой Х.Х. –Кубиевым Г.В. вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, согласно которого заявителю отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию по тем основаниям, что завещание удостоверено ненадлежащим органом (копия постановления прилагается). Поэтому завещание, удостоверенное лицом, не имеющим полномочий, не может быть признано нотариально удостоверенным.

Однако, суд считает доводы нотариуса необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

Согласно статье 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть им, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Сахипзянова Р.С. распорядилась своим имуществом по своему усмотрению, то есть завещала его своему племяннику – заявителю по делу. Завещание не изменено и не отменено. Она являлась собственником квартиры, расположенной в <адрес> состоящей их двух комнат, и земельной доли площадью <данные изъяты> <адрес> При оформлении завещания Сахипзянова Р.С. предполагала, что должностные лица сельского совета обладают полномочиями по оформлению завещания, об отсутствии таких полномочий на тот момент ей сообщено не было, тем более, что ранее председатель Сельского совета и его заместитель имели такие полномочия. Кроме того, действующим законодательством установлено, что органы местного самоуправления обладают такими полномочиями.

Более того, в части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия (перечень определен), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.

Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ntplus://offline/ref=D5EE60DCAF85FB320857F133A5BBFE9EE53D4C4FA68A372F26D1E51D7D3C359BABB658D3F92769536DE" ст. 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.

Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа в пункте. 5 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.

Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла отражение в п. 7 ст. 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.

Данные акты после вступления в силу Конституции Российской Федерации в части названных норм изменений не претерпели.

Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.

В статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.

Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьей 312 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Обязать нотариуса Тукаевского нотариального округа РТ Кубиеву Х.Х. выдать Бадретдинову Ф.Г. свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество, в том числе квартиру, расположенную <адрес> состоящую их двух комнат, и земельную долю площадью <данные изъяты>, расположенную <адрес> принадлежащие Сахипзяновой Р.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца с момента изготовления решеня в окончательной форме, путём подачи апелляционой жалобы через Тукаевский районный суд.

Судья